Кейсуке Хонда. Фото Алексея
ИВАНОВА / sport-express.ru
Странные дела происходят в России с самой популярной
игрой. И причиной тому ветер, подувший с востока. О масштабах японской
экспансии "Спорт-Экспрессу" поведал специалист по футбольным
самураям Иван Ширшов.
Начнем издалека. Жил-был один футболист, которого звали Ракуяма.
Выступал он в чемпионате Японии и прекрасно себя чувствовал. Но
как-то раз решил Ракуяма уехать в далекую-далекую Россию. Стал он
игроком подмосковных "Химок". Сначала пришлось привыкнуть
к местному быту - с этим он свыкся. Потом адаптироваться к местному
стилю игры - и тут он справился. Но все-таки вокруг него было что-то,
чего он никак не мог понять. Зачем его покупали "Химки",
если у них не самая стабильная ситуация с финансированием. Дело
даже до того дошло, что клуб не мог обеспечить своего игрока жильем!
Начал тогда Ракуяма задавать вопросы. И выяснилась тайна страшная…
Как оказалось, футболиста брали в том числе для того, чтобы привлечь
к клубу внимание спонсора. Говорят, что подписание соглашения уже
не за горами. А узнал Ракуяма об этом лишь через месяц после подписания
контракта.
- Все дело в привлечении спонсоров, - объясняет Ширшов. - В Японии
многие крупные компании заинтересованы в том, чтобы спонсировать
зарубежные клубы, в которых играют их соотечественники. Такая система
уже стала достаточно востребованной. Причем это далеко не новая
тенденция. Когда голландский клуб "Венло" отпускал Хонду
в ЦСКА, то первым делом озаботился поиском нового японца. Для завоевания
новых потребителей японцы готовы финансово помогать не только командам,
но и стадионам. Так, фирма, которая занимается экскаваторами, погрузчиками
и самосвалами, хочет отстроить в Ярославле арену. Если это произойдет,
то стадион назовут Komatsu. Выгодно получится для всех. У "Шинника"
- лучшая арена в первом дивизионе. А у японской компании реклама
на одном из самых перспективных рынков сбыта продукции! И чем известнее
клуб, игрок или стадион, тем значительнее размеры инвестиций. А
что касается Ракуямы, то он приведет вслед за собой нового спонсора
для "Химок". Беда в том, что он, как и многие другие японские
футболисты, до последнего момента не знал, что его брал клуб в том
числе как часть коммерческого проекта.
Первооткрывателем схемы "игрок + спонсорский контракт"
был вратарь Кавагучи, который пришел в "Портсмут" в 2001
году. Однако у него дела не заладились, и он довольно быстро сел
на скамейку, хотя определенную финансовую выгоду англичанам принес.
Если говорить о России, то японские корпорации убедил успех сборной
России на последнем Euro. После этого стало понятно, что наш рынок
весьма перспективен. А для японских футболистов куда более показателен
пример Аршавина, который из российского клуба смог перебраться в
"Арсенал". Теперь же едва ли не каждый клуб в России был
бы не против финансовых вливаний от заморских соседей. Да и игроки
под этот проект появляются регулярно.
Однако существуют некоторые факторы, которые затрудняют процесс
переговоров. У нас с японцами весьма разнится этика их ведения.
Как показывает практика, для них важна каждая деталь контракта,
вплоть до качества водоснабжения в квартире легионера. В то время
как российская сторона зачастую ставит себе цель оговорить лишь
конкретную сумму заработка, не вдаваясь в подробности. Впрочем,
желание заработать - всемирный инстинкт. Лишнее тому подтверждение
- "Селтик". Там в свое время решили, что нет предела совершенству,
и купили себе второго японца. Это положительно отразилось на финансировании
шотландского клуба. Однако, как показывает мировой опыт, составить
команду из 11 японцев нигде не решились. Естественно, кроме Страны
восходящего солнца.
Впрочем, так ли это плохо, что "Амкар" сейчас рассматривает
предложение в размере 3-4 миллионов евро? А если еще учесть что
от таких проектов выигрывает не только конкретный клуб, а весь российский
футбол.
- Японское телевидение купило права на трансляции матчей чемпионата
России. Это уже о многом говорит. К тому же японские болельщики
приезжают в Россию и идут на стадион! Покупают билеты и майки с
Хондой. Для японской компании это раскрутка бренда и идеологии компании.
Но ведь и для российского футбола это шаг навстречу к новой аудитории.
Есть ведь пример компании Red Bull, которая владеет в Австрии футбольным
клубом. Когда в него пришли два японца, то популярность энергетических
напитков на прилавках в Токио возросла. Так что если взглянуть на
футбол сквозь бизнес, то многие вещи становятся понятнее.
Однако есть пример, который доказывает, что деньги в нашем мире
не все решают. Или, по крайней мере, не всегда. Статный центральный
защитник сборной Японии Юдзи Накадзава недавно мог оказаться в "Манчестер
Сити". Английский клуб уже даже успел найти спонсоров в случае
приобретения футболиста. Однако тут произошло нечто невообразимое.
Сам игрок решил отказаться от предложения! Хотя его контракт с "Йокогама
Маринес" заканчивался, а в Манчестере ему предлагали 2 миллиона
евро в год. Чистыми!
Накадзава посчитал, что в его возрасте уже не стоит переезжать в
какую-то далекую страну, раз его и без этого все устраивает. Вдобавок
он разорвал контракт с агентом, который настаивал на переезде. Так
Накадзава до сих пор и играет в своем клубе. К слову, далеко не
самом популярном даже в Японии. И ведь при том счастлив, наверное.