С дорожного щита, предупреждавшего о ремонтных работах на полпути
из Претории в Дурбан, улыбался рабочий в каске. Надпись рядом была,
правда, совсем не жизнеутверждающей: "Пожалуйста, не убивайте
нас".
Зато реальные чернокожие рабочие оказались забавными без всяких
оговорок. Вернее, один из них. Когда наш автомобиль на медленной
скорости поравнялся с бригадой, мы заметили, что у него на каске
красуется некая ветвистая конструкция - человек пришел класть асфальт...
в макарапе, южноафриканском болельщицком атрибуте, основой которого
служит шахтерская каска, а надстройкой - различные композиции с
футбольными кличами.
Мы уже привыкли видеть возле стадионов людей с такими убранствами
на голове, но в южноафриканской тьмутаракани, равноудаленной на
триста километров от Йоханнесбурга, принимающего финал, и Дурбана,
где сегодня в борьбе за право сыграть в решающем матче сойдутся
Германия и Испания, фанат с лопатой в руках смотрелся неожиданно.
"Бафана Бафана!" - крикнул вслед нам, белым людям, рабочий.
Дорожные приключения нас поджидали еще днем ранее на пути в Эрасмию,
где разбила лагерь немецкая сборная. Автостраду, соединяющую Преторию
и Йоханнесбург, в одном направлении средь бела дня полностью перекрыли.
Мы были уверены, что произошла крупная авария - и видимо, с жертвами,
- поскольку по обочине пробирались две машины "Скорой помощи".
Пришлось мчаться до цели по незнакомым объездным дорогам, и в итоге
к началу пресс-конференции Йоахима Лева мы успели чудом.
А вечером узнали, что на главной автостраде страны... устроили учения.
После транспортного коллапса в день открытия чемпионата в ЮАР решили
отработать схему, призванную избежать жутких пробок при проведении
финала. Говорят, о превращении шоссе в полигон предупредили через
прессу. Но не позавидуешь тому, кто, не услышав об этом, спешил,
допустим, в аэропорт. Нам же надо потихоньку привыкать к Москве,
тем более что из Шереметьева домой предстоит добираться через Ленинградку.
Но в целом с дорогами в ЮАР дело обстоит прекрасно. Они не хуже
немецких автобанов. Электронные табло содержат полезную информацию
типа "Следующая заправка - через 105 километров". На автозаправочных
станциях всегда найдутся магазинчики, аккуратные кафе и чистые туалеты.
Фактически это пункты отдыха. Может быть, предоставление чемпионата
мира России подстегнет и нас к строительству такой инфраструктуры?
Впрочем, футбольный турнир - только повод. В ЮАР великолепные дороги
были созданы еще при апартеиде.
На автозаправке возле города Харрисмит ради привлечения клиентов
даже содержатся верблюды - экзотика для этих мест, в отличие от
всяких антилоп, которых иногда можно увидеть на землях обширнейших
ферм за проволочными заграждениями. Как оказались верблюды в Харрисмите,
выяснить не удалось, но в Намибию, например, которая до 1990 года
находилась под управлением ЮАР, этих животных завозили для патрулирования
пустынных территорий, а теперь их потомки там катают туристов.
Среди гостей Южной Африки сегодня преобладают те, кто неравнодушен
к футболу или по крайней мере желает погрузиться в удивительную
атмосферу мирового первенства. Еще в начале нашего пути встретился
автобус с испанскими болельщиками, конечный пункт маршрута которых
не оставлял никакого сомнения. Это Дурбан, который со своими тремя
с половиной миллионами жителей занимает в ЮАР второе место по численности
населения после Йоханнесбурга.
При этом более 60 процентов дурбанцев составляют зулусы, самый многочисленный
народ Южной Африки, к которому принадлежат как президент страны
Джейкоб Зума, так и полузащитник "Рубина" Макбет Сибайя,
унаследовавший от своих предков неутомимость и бесстрашие. Этими
качествами воинов знаменитого вождя Чаки, создавшего в начале XIX
века огромную империю, границы которой захватывали землю современного
Зимбабве, восхищались и в далекой России. Тем более что зулусы шли
с копьями против ненавистных в то время британцев. Салтыков-Щедрин
в "Современной идиллии" отправил своего полководца Редедю
в страну Зулусию, а Чехов в письмах к брату Александру обращался
"Мой брат, зулус".
По версии путеводителя название "Дурбан" переводится с
языка зулу как "место, где сходятся океан и земля". Для
портового города, окрестности которого образуют курортную зону,
звучит правдоподобно. Но, видимо, это лишь легенда для туристов.
На самом деле британские поселенцы назвали местность в честь правителя
Капской колонии по фамилии Д'Юрбан. Прибрежную территорию протяженностью
в 25 миль они получили в дар от Чаки. Милость англичанам вождь оказал
за то, что путешественник по имени Генри Финн помог залечить ему
полученную в бою рану.
...То тут, то там вдоль шоссе поднимались столбы дыма, а то и пламени.
Огонь - простейшее орудие избавления от сухой травы и кустарника,
но такая система земледелия, распространенная по всей Африке, пагубно
влияет на плодородный слой почвы. Да и до пожара недалеко.
Южноафриканская степь, подступающая к Претории, уныла и однообразна.
Но постепенно пейзаж меняется и все больше радует глаз. Чем ближе
к побережью Индийского океана, тем больше зелени и населенных пунктов.
Равнина сменяется холмами с акациями, потом невысокими горами. Причем
у многих, как у знаменитой Столовой, которая будто декорация нависает
над Кейптауном, макушки как бы срезаны. Это от того, что их веками
обтесывали и шлифовали ветра.
Занятно, что в Питермарицбурге, через который мы проезжали, был
обнаружен указатель на Столовую гору. Не кейптаунскую, конечно,
- та находится на другом конце страны, - а на ее местную тезку,
которая, очевидно, такая же приплюснутая и ровная сверху, как стол.
Другое многозначительное, но уже в связи с сегодняшним полуфиналом
географическое название попалось на глаза близ Дурбана. Новая Германия
- звучит символично, учитывая омолодившийся состав немцев.
Побывать в Африке и не повидать диких зверей на воле... Выкроив
часок, мы в Питермарицбурге немного отклонились от маршрута, чтобы
заглянуть в заповедник "Альберт Фоллз". Львов там, очевидно,
нет - иначе не было бы ни рыболовов, ни байдарочной "восьмерки"
на берегу водохранилища. Это в Камеруне "Львы" нынче укротимые.
Да и беспечная охранница на въезде не предупреждала, как это делают
в иных национальных парках, о том, что недопустимо покидать машину.
Слоны тоже не порадовали - как и их "тезки" из сборной
Кот-д'Ивуара. Так что свою любовь к фауне мы утолили за 27 рандов
(чуть больше ста рублей с человека) фотографированием безобидной
живности - антилоп, зебр и жирафов.
Вдруг откуда ни возьмись из-за кустов вылетел трактор. "Белый
носорог не пробегал?" - поинтересовались мы, поскольку ознакомились
с табличкой, утверждавшей, что он в этих местах водится. По наводке
тракториста заехали в кемпинг, где домики не пронумерованы, а названы
в честь животных. Белый носорог обижен не был: одна из хижин носит
его имя.
А еще всю дорогу мы раздевались. Сначала сняли куртки, а потом и
пуловеры, оставшись в футболках. В Дурбане порядком теплее, чем
в других городах - хозяевах ЧМ-2010.
В заключение о цене вопроса. Полный бак бензина, который мы использовали
почти целиком, стоил 415 рандов (1600 рублей). Проезд по шоссе (за
скорость и комфорт надо платить) - 160 рандов. Итого: 575 рандов,
что примерно соответствует 2 300 рублей. Аналогичные затраты ждут
на обратном пути. Полет на самолете для одного человека обошелся
бы не намного дороже, но нас-то двое.
Владимир КОНСТАНТИНОВ, Александр ПРОСВЕТОВ из Дурбана. «Спорт-Экспресс»,
07.07.2010