Первенство мира подтвердило, что экономика побеждает футбольную
религию
Фото: ИТАР-ТАСС
Футбол - один из самых непредсказуемых видов спорта,
и нынешний чемпионат мира тому подтверждение. Но в конечном итоге
не важно, кто станет победителем проходящего мирового первенства:
состав участников полуфиналов уже продемонстрировал одну из главных
тенденций последних лет. В футболе доминируют страны с развитой
экономикой, отодвигая на второй план Южную Америку и Африку, где
эта игра является настоящей религией.
Предыдущее мировое первенство, состоявшееся четыре года назад в
Германии, стало торжеством европейского футбола. Кубок мира выиграла
Италия, в полуфинал вышли только команды из Старого Света, да и
в четвертьфинале было всего лишь две сборные, представлявшие страны
остальных континентов. Нынешний мундиаль поначалу грозил ознаменоваться
провалом европейских команд - еще на групповом этапе ЮАР покинули
такие гранды, как Италия и Франция. Но в итоге в полуфинале три
из четырех команд представляют Старый Свет.
Футбол - это игра, а потому чемпионом вполне может стать единственный
оставшийся на турнире представитель Южной Америки - Уругвай. Но
это будет, скорее, сюрпризом, ведь в целом сложившаяся на последних
чемпионатах картина выглядит вполне логичной. Особенно если сопоставить
достижения сборных с макроэкономическими показателями стран.
Как известно, ФИФА регулярно подсчитывает страновые рейтинги команд.
В основе системы лежит принцип получения очков за каждый сыгранный
матч. Причем их количество зависит и от соперника, и от результата,
и от статуса матча. В последний раз перед нынешним чемпионатом рейтинг
был обновлен в мае.
Если сопоставить этот индикатор «силы» сборных с одним из основных
макроэкономических ориентиров - валовым внутренним продуктом (ВВП)
на душу населения соответствующих стран, то получается интересный
показатель. Его можно назвать экономической стоимостью рейтингового
очка для гражданина страны. Сравнение результатов ЧМ-2010 с аналогичными
данными для прошлого чемпионата выявляет и определенные тенденции.
Условно всех участников турнира можно разделить на три группы: государства
с завышенной ценой футбольных успехов, крепкие «середняки» и страны
с низкой стоимостью рейтингового очка.
В первой группе (свыше $35) - государства с развитой экономикой,
не имеющие давних футбольных традиций. Однако уровень «поддержки»
здесь таков, что «выстрелить» может любой. Что продемонстрировали
на этом турнире и достойно выступившая команда США ($48,5), и полулюбительская
сборная Новой Зеландии ($66,6), заведомо объявленная аутсайдером,
но не проигравшая ни одного матча.
Вторая группа - это страны со стоимостью рейтингового очка в диапазоне
$20-35, что в целом является сегодня «формулой успеха». Именно таковы
показатели трех полуфиналистов - Германии ($31,5), Испании ($21,5),
Нидерландов ($31,8). А вылет с чемпионата других команд Старого
Света, имеющих схожую «цену» рейтинга, объясняется внутренними проблемами
сборных (например, Франции) и высокой конкуренцией в европейском
футболе (пример этого - четвертьфинальный матч Германия - Англия).
В последней же группе (до $20 за очко в рейтинге) находятся сборные
государств, в которых футбол - религия, уличные матчи - главное
развлечение мальчишек, их мечта - играть в стране из предыдущей
рейтинговой группы, а спортсмены - кумиры миллионов. Это в основном
африканские и южноамериканские команды, в том числе и полуфиналист
Уругвай ($14,12). Как показывает анализ, переместиться в другую
группу данные страны в ближайшее время вряд ли смогут. Напротив,
некоторые из них демонстрируют «удешевление» рейтингового очка,
вызванное падением ВВП. Здесь успехи в футболе происходят не благодаря,
а вопреки экономике. Но, как показывает практика, творить чудеса
становится все тяжелее.
А потому именно диапазон $20-35 сегодня, по всей видимости, является
адекватной проекцией футбольных достижений на уровень развития экономики.
И в этом плане показателен пример Словении ($32,44), исключившей
Россию из числа участников чемпионата мира. С прошлого мундиаля,
на котором эта страна вообще не была представлена, можно отметить
и набор рейтинговых очков Словенией (с 505 в 2006 году до 860 в
нынешнем), и рост ВВП на душу населения (с $19,6 тыс. до $27,9 тыс.),
то есть одновременное развитие экономики и спорта, что и является
нормальной ситуацией.
Но сложнее всего трактовать результаты стран, где спорт высоких
достижений пытаются превратить в элемент государственной пропаганды.
К их числу относится и блестяще выступающий на последних Олимпиадах
Китай, и с треском провалившаяся на нынешнем футбольном чемпионате
Северная Корея, и Россия, ставшая даже в этом вопросе преемником
СССР.
Ранее «Гудок» проанализировал олимпийские успехи Ванкувера через
призму экономики, сопоставив итоговый медальный зачет с данными
по ВВП на душу населения соответствующих государств. В результате
получился для каждой страны коэффициент эффективности сборных, а
составленный по нему рейтинг оказался неожиданным. Из тройки лидеров
пропали США (первое место в общем медальном зачете) и Канада (наибольшее
число золотых наград). На их место переместились Китай и Россия,
спортсмены которых, если анализировать ситуацию с точки зрения экономики,
просто прыгнули выше головы.
И выход России в полуфинал последнего чемпионата Европы по футболу,
похоже, был одним прыжком выше реальных возможностей. «Стоимость»
одного рейтингового очка ФИФА для россиян сегодня, по нашим расчетам,
составляет около $14,9. Это сопоставимо с показателем Аргентины,
Мексики, Чили и даже Португалии, экономику которой мы безуспешно
пытаемся догнать уже десяток лет. Но для всех этих стран футбол
- во многом религия. А у нас, несмотря на массовость этого вида
спорта, зачастую даже на главных соревнованиях пустуют трибуны,
чего в этих государствах не бывает. От развитых же экономик Европы
Россию отделяет пропасть: ВВП на душу населения нашей страны в прошлом
году составил $15,1 тыс., а полуфиналистов Германии - $34,1 тыс.,
Испании - $33,7 тыс., Нидерландов - $39,2 тыс. И получается, что
футбол у нас пока - сфера высоких ожиданий, а не результатов.
Ольга МИХАЙЛОВА, Елена АКИМОВА. Газета
«Гудок», 04.07.2010