ЛЮДМИЛА КИРСАНОВА: КАК И В ФУТБОЛЕ, В ПСИХОЛОГИИ
МЕЛОЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ
Фото: sportsdaily.ru
На протяжении вот уже пяти лет психолог Людмила Кирсанова
работает с Коллегией футбольных арбитров, а начиная с этого года
сотрудничает с юношеской сборной России 1995 года рождения. И первые
впечатления она изложила в разговоре с корреспондентом «Спорта».
- Я считаю, что в работе с юношескими сборными необходимо уделять
внимание психологии, - говорит Людмила Кирсанова. - Ведь именно
в этом возрасте можно говорить о таких понятиях, как мотивация,
ответственность перед собой, командой и страной. Работа очень интересная
и необыкновенно благодарная, так как мальчишки находятся на том
светлом этапе жизни, когда они становятся взрослыми. Их будущее
зависит от того, насколько мы сможем им помочь стать настоящими
личностями.
- Что удалось уже сделать?
- Была подобрана программа по диагностике их характеров, темпераментов,
реакции на стресс, мотивационной направленности, защитных механизмов,
стиля межличностного общения и индивидуальных особенностей. Мы составили
профили по двадцати двум игрокам. Работа велась достаточно долго:
стремились описать образ каждого футболиста максимально точно.
- Каковы итоги проведенного исследования?
- У всех игроков, если кратко, довольно высокая мотивация на успех.
- Вопросы касались лишь футбола?
- Конечно же, нет. Жизнь больше, чем футбол. Так что вопросы касались
разных сфер, в том числе, например, общения с противоположным полом.
Их эта тема волнует. Если волнует, то необходимо обсуждать. Ребята
огромное количество времени проводят на сборах, а этот возраст (15
лет - прим. авт.) требует построения отношений не только в рамках
спорта.
- Внутрисемейные отношения наверняка волнуют юношей не меньше…
- Практически все ребята, когда им предложили написать о себе, отметили,
что на одном из первых мест, помимо футбола, идет семья. Меня этот
факт радует - значит, юноши растут в теплой домашней обстановке,
где их принимают, поддерживают и одобряют.
- Как ребята отзываются об учебе?
- Достаточно приветливо. Несмотря на то, что сил, а иногда и времени,
чтобы отдаваться учебе целиком, порой не хватает. Такое совмещение
тяжело не только физически, но и психологически. По той причине,
что это разные виды деятельности: один требует большей усидчивости,
другой - активности.
- Никто не уклонился от тестирования?
- Мне приятно, что мальчишки заполняли тесты с заинтересованностью,
мало того - уже проявили интерес к их результатам. В программу сборов
включена индивидуальная работа с?игроками по итогам тестирования.
Мы выдадим им полученную в результате исследования информацию, а
потом обсудим. Только в диалоге можно продвинуться в познании самого
себя.
- Уже проводили такие диалоги?
- Да, причем вопросов было даже больше, чем я ожидала. Все это означает,
что ребята хотят узнать о себе больше. Как психолога меня это очень
обрадовало.
- Насколько я успела заметить, ваша работа не ограничивается лишь
тестированием…
- Я присутствую на всех мероприятиях во время сборов: установках,
разборах, тренировках. Метод наблюдения еще никто не отменял. Как
и в футболе, в психологии мелочей не бывает. Какая-то деталь может
стать важным штрихом в портрете личности молодого футболиста.
- Как в команде адаптируются новички?
- На мой взгляд, тренерский штаб в этом вопросе занимает правильные
педагогические позиции. Новобранец не просто представляется команде,
но еще должен рассказать о себе в?режиме круглого стола. Команда?-
это живой организм, а если каждый будет сам по себе, не зная, как
зовут товарища, успеха не добиться.
- Ребята уверяют в том, что конфликтов в команде нет. Где кроются
причины возможных конфликтов?
- В любом коллективе, если нет явного конфликта, есть группы, которые
больше общаются друг с другом. Во избежание конфликта необходимо
соединить их в один коллектив. У нас для реализации этой цели предусмотрены
тренинги по общению. Подобные мероприятия помогают ребятам сплотиться,
ведь тот же элемент доверия на поле очень важен.
- Есть ли какие-то особые методы работы с запасными?
- Недавно читала о результатах исследования лаборатории «Милана»
относительно этой проблемы. Мои итальянские коллеги предлагают подчеркивать
значимость запасных через позиционирование их как помощников тренерского
штаба. Такой подход позволяет им чувствовать себя включенными в
игровой процесс. Ни самооценка, ни мотивация не страдает. Мне показались
занимательными материалы Milan Lab, и я передала их тренерам, так
как считаю, что расширение границ информационного поля - это еще
одна из функций психолога.
- Какими принципами вы руководствуетесь в работе?
- Научности подхода, конфиденциальности, ответственности перед собой
и ребятами за то, что делаю как специалист. Я?стремлюсь к тому,
чтобы ребята воспринимали меня как друга. В таком случае отношения
становятся более доверительными и человечными, а работа - более
продуктивной.