ВАЛЕРИЙ ГАЗЗАЕВ: В ФИНАЛЕ ЛИГИ ЧЕМПИОНОВ БУДУ БОЛЕТЬ
ЗА ОЛИЧА
Вчера гостем редакции "Спорт-Экспресса"
был четырехкратный чемпион России во главе "Спартака-Алании"
и ЦСКА, а ныне - главный тренер киевского "Динамо" Валерий
Газзаев.
- Начать мы, Валерий Георгиевич, решили с самого актуального - предстоящего
в Мадриде финала Лиги чемпионов. История взаимоотношений с Жозе
Моуринью у вас не простая, а потому нетрудно предположить, за кого
будете переживать в ближайшую субботу.
- В первую очередь буду переживать за Ивицу Олича. Очень хочу, чтобы
он стал победителем Лиги чемпионов. Дело в том, что Ивица - один
из самых профессиональных игроков за всю мою тренерскую карьеру.
Помню, как он делал все возможное и невозможное, чтобы сыграть в
финале Кубка УЕФА. Тогда этот игрок перенес тяжелейшее повреждение
крестообразной связки колена, но восстановился в рекордно короткие
сроки - за четыре месяца и сумел-таки сыграть в финале. А ведь до
этого ему и нос сломали!
Оличу свойственны безумная жажда игры и очень высокий профессиональный
дух. Я по-настоящему рад, что он так великолепно играет сегодня
за "Баварию". А коль буду переживать за Ивицу - то, получается,
и за его команду (смеется). При том что отношусь к г-ну Моуринью
в высшей степени уважительно и считаю, что тренер он большой. Но
все равно очень обидно, что не мы сегодня на этом месте, а "Интер".
- С Оличем поддерживаете отношения?
- Иногда перезваниваемся. Когда кто-то из нас добивается серьезных
достижений, поздравляем друг друга. Очень приятно сохранять такие
теплые и добрые отношения.
- Стало ли для вас сюрпризом, что Олич даже на таком уровне, как
решающие матчи Лиги чемпионов, способен делать хет-трики и забивать
решающие мячи?
- Нет, не стало. Сейчас Ивица переживает настоящий расцвет. Он ведь
и в ЦСКА играл великолепно. Но когда у нас на пике формы находились
Жо с Вагнером и было три классных форварда, он изъявил желание играть
за границей. Что ж, это пошло Ивице на пользу. Прекрасно отыграв
в "Гамбурге", он замечательно выступает за "Баварию".
Он всегда был настырным, всегда забивал, его всегда любили болельщики…
- ...которые скандировали: "Олич!", даже когда на поле
были бразильцы.
- Совершенно верно. Он подкупал страстью, никогда не был равнодушным
- ни в одном игровом эпизоде. Вот его боженька и вознаградил.
- С его нынешним главным тренером, Луи ван Галом, когда-нибудь общались?
- Нет.
- Вам нравится стиль его работы?
- Мне импонирует стиль работы любого тренера, который дает результат.
А ван Гал прекрасно трудился в "Аяксе", "Барселоне",
теперь в "Баварии". Получается, его подход - верный.
- Ван Гал, Адвокат, Хиддинк… Можно ли говорить об особой школе голландских
тренеров? Или это просто группа индивидуально талантливых людей,
и от страны это не зависит?
- В любой стране есть группа отличных тренеров. В Италии - Капелло,
Липпи, Анчелотти. В России - Семин, Романцев… Можно назвать многих
тренеров. В каждой стране есть три-четыре сильных специалиста. Что
же касается голландцев, то все эти люди вышли, образно говоря, из
шинели знаменитого Ринуса Михелса. Это - его школа.
И в бывшем СССР мы видели хорошую школу в лице Симоняна, Бескова,
Лобановского, других выдающихся тренеров. Когда есть преемственность
поколений в профессии - это всегда правильно. Без того тотального
футбола, который Михелс поставил еще в 70-е годы, такой плеяды тренеров
в Голландии, наверное, не могло бы быть.
К великому сожалению, у нас на сегодняшний день нет фундаментальной
школы, которая позволила бы поднять уровень начинающих российских
тренеров. Та же ВШТ во времена Советского Союза была на чрезвычайно
серьезном уровне. Сейчас ситуация, увы, иная. Но в любом случае
заявлять: мол, мы столько сами играли и все знаем, - неправильно.
По крайней мере если тренер хочет работать в больших клубах и добиваться
успехов. К нашей профессии нужно относиться очень скрупулезно -
и каждый день учиться.
- Вы входите в бюро Объединения отечественных тренеров. Насколько,
по-вашему, эта структура позволит усовершенствовать процесс подготовки
молодых специалистов?
- Считаю, что Объединение тренеров вместе с РФС сможет выработать
верное направление. Они должны разработать совместную программу,
которая позволила бы расти нашим молодым тренерам.
ДЛЯ РОССИЙСКОГО КЛУБА ЧЕТВЕРТЬФИНАЛ ЛИГИ - БОЛЬШОЕ ДОСТИЖЕНИЕ
- Чья работа из сегодняшних тренеров нового поколения вам нравится?
В частности, импонирует ли деятельность вашего преемника в ЦСКА
- Леонида Слуцкого?
- У нас есть много молодых тренеров - и Карпин, и Кобелев, и Слуцкий.
Да и Красножана, пусть он и постарше, я бы отнес к категории молодых.
Но работа любого тренера - это его показатели. В идеале, конечно,
должны быть и прекрасный футбол, и достижения, тем не менее во главу
угла всегда ставится результат. И все начинающие тренеры должны
это четко понимать. Как бы ты ни работал и ни пытался себя популяризировать,
как бы тебя ни поддерживала пресса, но если результата нет - нет
и тренера.
- Четвертьфинал Лиги чемпионов, который покорился в нынешнем сезоне
ЦСКА, можно считать достижением?
- Для российского клуба - это большое достижение. Если наши команды
будут регулярно выходить из группы - в четвертьфинал и дальше, это
будет замечательно.
При этом считаю, что ЦСКА мог добиться и гораздо большего. Уже в
конце 2008 года команда в полном составе была готова к успешному
выступлению в Лиге чемпионов в следующем сезоне.
- Только вот с тех пор произошло три (!) смены тренера, ушли Жирков
с Вагнером…
- Это уже второй вопрос. Но выступление команды меня в любом случае
не удивило. Она прошла большой путь международных игр, побед на
европейском уровне. И те же игры с "Интером", мне кажется,
могли сложиться совсем по-другому. Полагаю, ЦСКА имел уникальный
шанс. И четвертьфинал - это был не предел.
- Вам не кажется, что армейцам не повезло с жеребьевкой?
- А в групповом турнире повезло? Можно ведь и так рассуждать. Как
жеребьевка складывается - так она и складывается. Изменить ничего
нельзя.
- Если возвращаться к Лиге чемпионов, то вы, приняв киевское "Динамо",
поставили цель за три года ее выиграть.
- Иными словами, создать команду, которая способна добиться победы.
Какие задачи мы можем в связи с этим сегодня ставить? Наверное,
в любом престижном турнире дойти до четвертьфинала или полуфинала
- уже большой успех. Но я хочу вас спросить, кто в прошлом розыгрыше
встречался на этих этапах?
- С ходу и не скажешь.
- А кто в финале играл?
- "Манчестер" с "Барселоной".
- Вот и выходит, что люди всегда помнят лишь тех, кто участвовал
в решающей стадии. Все, что происходит ранее, отодвигается на второй
план. Потому-то в любом турнире надо стремиться к максимуму. Что
и делают киевское "Динамо" с "Шахтером". Я,
например, абсолютно уверен, что в этом розыгрыше чемпионской лиги,
забей мы в матче с "Интером" за четыре минуты до конца,
появились бы реальные шансы выйти из группы. За две минуты до финального
свистка - в Лигу Европы. А в конце игры не было уже никаких возможностей
зацепиться за евротурниры. Вот что такое футбол!
Поэтому уверен: ставить самые высокие задачи в любой ситуации просто
необходимо. Конечно, надо иметь для этого веские основания. Надо
искать усиление каких-то позиций, подбирать игроков хорошего класса.
И сейчас у нас идет полномасштабная селекционная работа, чтобы поднять
команду на хороший уровень и держать его.
- Когда смотрите на сегодняшний "Интер", не вспоминаются
последние минуты матча с ним? Вы ведь могли отцепить соперника от
борьбы за трофей.
- Конечно. Но ничего случайного в жизни не бывает. Опыт игроков
итальянского клуба сказался на результате. Да и комплектование у
него лучше не придумаешь - "Интер" входит в пятерку ведущих
команд мира. Есть, конечно, основания сожалеть о случившемся, но
следует объективно оценивать свои возможности. И то, что миланцы
играют в финале, считаю, закономерно. В те роковые четыре минуты
как раз и проявились сила "Интера", его класс. До финала
дошли команды, которые больше других это заслужили.
- Вы сказали о своих симпатиях в решающем матче. А у кого, по-вашему,
больше шансов победить? Спаллетти, к примеру, считает, что коллектив,
прошедший "Челси" и "Барселону", кубка больше
заслуживает.
- Я с ним согласен. Но опять же - это футбол. Кто думал, что "Бавария"
одолеет "Манчестер"? Поэтому очень сложно давать прогнозы.
На мой взгляд, встретятся две равные команды. Хотя определенный
процент преимущества все же имеет "Интер".
ПОИСКОМ МАЛЬЧИШЕК НАДО ЗАНИМАТЬСЯ ПОВСЕМЕСТНО
- Вы сторонник постановки максимальных задач. В связи с этим поддерживаете
ли Сергея Фурсенко, определившего целью для сборной победу в чемпионате
мира 2018 года?
- Я-то поддерживаю. И буду рад, если так оно и случится. Но готовиться
к этому надо уже сейчас. И в плане создания команды, и с точки зрения
подбора руководства.
- А разумно ли в нашей ситуации ставить подобную задачу?
- Это следует делать крайне осторожно.
- Нужно ли уже сейчас думать о главном тренере?
- Пока имеются другие приоритеты. А что касается стратегических
планов, то об отдаленном будущем, естественно, надо думать. И если
наша страна получит уникальный шанс принять первенство планеты,
то с началом подготовки нет резона затягивать. Через восемь лет
ведущие игроки будут находиться, мягко говоря, не в лучшем состоянии.
И, быть может, есть смысл заняться параллельным формированием альтернативного
коллектива, с перспективой для роста и совершенствования. Сборные
всех возрастов нельзя обходить вниманием. Даже 12 - 14-летних. Причем
решать вопрос надо в комплексе. И коль уж прозвучало подобное заявление,
придется подкреплять его конкретными делами.
- То есть речь идет о том, чтобы организовать отбор способных мальчишек
и готовить их для главной команды?
- Причем по всей стране. И заниматься потенциальными кандидатами
тщательнейшим образом. Только так! А как по-другому? Раньше ведь
существовали и вторая сборная, и олимпийская. Система правильно
выстраивалась.
- Каковы, на ваш взгляд, шансы России получить этот чемпионат?
- Но ведь мало кто ожидал и то, что наша страна выиграет конкурс
на проведение Олимпиады-2014. Однако государство оказало поддержку
заявке, и это случилось. Выступление Владимира Путина, по сути,
решило все. Именно такое лоббирование требуется и сейчас. Без гарантий
и помощи страны, как сказал недавно Блаттер, невозможно организовать
столь масштабные соревнования.
- Уверены, что нам нужен мировой чемпионат?
- Безусловно, и давно. Это станет огромным стимулом для развития
нашего вида спорта, гигантским прорывом. Появятся великолепные стадионы
(Португалия - наглядный пример), хорошая инфраструктура, повысится
качество полей, интерес болельщиков. Сам факт проведения турнира
станет признанием заслуг России.
- Как относитесь к недавнему скандалу вокруг главы заявочного комитета
Англии?
- Британцы вроде бы за него извинились. Но он ушел в отставку -
и правильно сделал.
- Этот человек - опытный политик, член палаты лордов, возглавлял
министерство образования. Тем не менее пусть в приватной беседе,
но он позволил себе резкие высказывания в адрес России. Это снижает
шансы Англии на организацию чемпионата мира-2018?
- Часть наработок Англии, наверное, потеряна. Но не сильно. Главное
все-таки - стадионы, поля, возможность принять десятки тысяч болельщиков.
НАШИ БЫ СЫГРАЛИ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ УСПЕШНО
- Украина пошла еще дальше, чем Фурсенко, который заявляет, что
Россия выиграет чемпионат мира-2018. В контракте ее главного тренера
прописано: выиграть первенство Европы-2012. Не абсурд ли прописывать
такие вещи в трудовом договоре?
- Команда страны, принимающей чемпионат Европы, вне всякого сомнения,
должна ставить перед собой высокие задачи. И на Украине есть игроки,
которые могут решить такие задачи. Но так безапелляционно заявлять…
С другой стороны, наверное, по-другому нельзя. Необходимо вселять
в игроков, болельщиков победный дух. Хотя это в немалой степени
популистские меры.
- Вы подписали бы такой контракт?
- Нет. Есть реальные задачи для киевского "Динамо" - выиграть
чемпионат, Кубок страны. Но в футболе никто ни от чего не застрахован.
- То есть в вашем нынешнем контракте прописаны конкретные задачи
киевского "Динамо"?
- И в Киеве, и в ЦСКА было прописано - выиграть чемпионский титул,
выйти в Лигу чемпионов. В элитных клубах менее значимых задач не
ставится.
- Как вы относитесь к назначению Мирона Маркевича главным тренером
сборной Украины?
- Правильно то, что назначили отечественного специалиста. А каков
его уровень, покажут результаты сборной. Если они будут такими,
как у Олега Блохина на прошлом чемпионате мира, тогда все правильно.
- За кого будете болеть в дни предстоящего чемпионата?
- Болеть особо ни за кого не буду. Просто интересно с сугубо профессиональной
точки зрения посмотреть на ведущие команды мирового футбола в плане
тактики, действий игроков на отдельных позициях. Вот раньше, кроме
сборной СССР, болел за бразильцев - наверное, как и все в стране.
- Были ли у вас шансы попасть в сборную СССР на чемпионат мира 1982
года?
- Тогда не взяли ни Кипиани, ни Гуцаева, ни меня. Хотя мы очень
старались. Но в футболе в тот момент коллективная игра превалировала
над индивидуальной. Теперь это уже история, и я считаю, что все
было правильно. У каждого игрока на этот счет может быть свое мнение,
но команду подбирает тренер.
- Кто, на ваш взгляд, главный фаворит чемпионата мира в Южной Африке?
- Не буду оригинален - Испания, которая показывает самый интересный
футбол. Бразильцы не столь впечатляют, как в прошлые годы, хотя
тоже в числе фаворитов, как и Аргентина, учитывая ее состав. Но
слабое место Аргентины - тренер. Марадона - величайший футболист,
но как тренер… Хотя, учитывая уровень игроков команды, все может
произойти.
- О чьем отсутствии на чемпионате мира вы будете жалеть больше всего?
В ЮАР не едет, к примеру, травмированный Баллак…
- Баллак - не потеря для сборной Германии. Дзанетти, Камбьяссо,
Роналдинью тоже переживают не лучшие свои годы. Сборная Бразилии
без Роналдинью ничего не потеряет, она может выставить три равных
состава. Главное, что сыграют Месси, Криштиану Роналду... Да и что
мне отсутствие тех или иных игроков? Увы, в ЮАР не будет сборной
России. Когда сборная твоей страны представлена на чемпионате мира,
испытываешь особые переживания, страсть. Тем более что в сборной
России сейчас собраны хорошие игроки, в том числе и те, кто успешно
играет за рубежом. Наша сборная могла попасть в Южную Африку и сыграла
бы там удачно.
- От Словении сюрпризов не ждете?
- Нет. Их можно было ожидать только на уровне отборочного турнира.
- Повлияет ли на дальнейшие выступления сборной России участие ряда
ее игроков в ведущих европейских чемпионатах?
- Жирков, Аршавин, Павлюченко, Билялетдинов... Чем больше Россия
делегирует в сильнейшие клубы Европы своих игроков, тем выше станет
уровень национальной сборной. Что же касается загруженности футболистов,
то весь мир играет по такому графику. Всегда есть микроцикл в два-три
дня для сборной и возможность восстановиться. Любой игрок считает
за честь сыграть за свою сборную, дух патриотизма здесь присутствует
в гораздо большей степени, чем какие-то меркантильные соображения.
Игроки прекрасно понимают, что задачи сборной - приоритетные.
- Адвокат уже объявил, что Аршавин останется капитаном, а сборная
станет играть по схеме 4-3-3. Подбор футболистов в России позволит
использовать такую расстановку?
- Она использовалась и раньше. На чемпионате Европы, например. Что
же касается решений Адвоката, то принимает их только он. И ответственность
нести ему самому. А мы должны не мешать ему своими советами, а всячески
помогать.
- Поздравили голландца с назначением?
- Пока нет. Но обязательно это сделаю.
- В Европе поднялся шум после ухода Адвоката из сборной Бельгии.
Вы смогли бы так поступить?
- Наверное, поступил бы иначе. Однако осуждать Адвоката не хочу.
Он взрослый человек, не нуждающийся в советах, как ему жить. Возможно,
Дик считает, что поступил верно. У меня другие убеждения. Но это
не повод для обвинений, на мой взгляд.
- Что вы поменяли бы в сборной, окажись на месте Адвоката?
- Пусть каждый будет на своем месте. Тем более что и менять-то кардинально
ничего не нужно. Есть основной каркас - и есть группа молодых игроков.
На этих исполнителей и надо опираться.
- Кого из молодых могли бы выделить?
- Дзагоев себя уже проявил. Щенников - будущее сборной, в этом у
меня нет сомнений. Остальным нужна стабильность. И возможность показать
свое мастерство.
- Перепады в игре Дзагоева не настораживают?
- Меня - нет, уже не настораживают. Есть отдельные моменты, но теперь
это исключительно проблемы самого Дзагоева, с которыми он должен
справиться самостоятельно.
- Контакт с игроком поддерживаете?
- В этом нет необходимости. Не хочу своими советами мешать ему расти.
Я СТРОИЛ НОВОЕ "ДИНАМО"
- За последний год у вас было немало приятных семейных событий:
один сын женился, другой подарил вам внука, названного в вашу честь.
С другой стороны, вы не завоевали в сезоне ни одного титула. Что
перевешивает?
- Семья, конечно. Это святое. А работа - это работа. Могу сказать,
что свои обязанности я выполнял в высшей степени профессионально.
Но раз ничего не выиграли, вина лежит на тренерах и на игроках,
больше ни на ком. После первого этапа чемпионата Украины имели отрыв
в семь очков, но потом преимущество растеряли и упустили первое
место.
В Лиге чемпионов, считаю, мы сделали все возможное, чтобы выйти
из группы. Не получилось - "Барселона" и "Интер"
оказались сильнее. Да, могло сложиться по-другому, но на сегодняшний
день это объективное соотношение сил. А мы приобрели колоссальный
опыт и понимание того, что способны решать большие задачи.
Еще один момент: в "Динамо" влились шесть новых исполнителей
и большая группа молодых игроков. Фактически год ушел на реорганизацию
состава. Теперь этап комплектования закончен - и перспективы на
следующий сезон мне видятся хорошими.
- То есть вы строили новое "Динамо"?
- Так и есть. С новой схемой, новыми тактическими требованиями и
отношением к делу. Теперь мы вправе рассчитывать на многое.
- На одной из пресс-конференций в Киеве вы сказали: "Семь очков
преимущества расхолодили команду, и это моя вина". В чем именно
она выражалась, эта вина?
- Когда нет результата, легче всего свалить вину на того, кто не
забил или пропустил. Но это неправильно, потому что главная ответственность
всегда лежит на тренере, руководителе. Иными словами, раз мы упустили
чемпионство, значит, в психологии, тренировочном процессе, тактике
были допущены ошибки. В большей степени - в психологии. Имелись,
думаю, недооценка соперника и завышение собственных возможностей.
Из-за этого потеряли очки с командами, одна из которых вылетела
из украинского чемпионата, а вторая еле-еле в нем удержалась.
- Выводы для себя сделали?
- Конечно. И давно.
- Правда ли, что матч в Ужгороде, где вы проиграли "Закарпатью"
Игоря Гамулы, стал одним из самых тяжелых моментов в вашей тренерской
карьере?
- Таких моментов было немало, и переживать их всегда нелегко. В
данном случае элементы разочарования и душевного потрясения присутствовали,
скрывать не стану. Мы проиграли команде, находившейся на последнем
месте, в тот момент, когда сами стремились к чемпионству. Игроки,
руководители, персонал клуба ощутили горечь сполна. Надо отдать
должное президенту "Динамо" Игорю Суркису, справившемуся
с таким ударом. Мне тоже пришлось нелегко, учитывая мой характер.
Потеря этих трех очков стала определяющей. А "Закарпатью"
они не помогли - вот что такое футбол.
- Вас не шокировало поведение фанатов, бросивших в вас бутылку?
- Такое везде может случиться, если болельщики недовольны.
- Если сравнивать Россию и Украину, где больше моральное давление
на тренера топ-клуба, общественный пресс?
- Когда речь идет о ведущих клубах, олицетворяющих национальный
футбол и чемпионат, оно примерно одинаковое.
- Традиционный вопрос: сравните уровни российского и украинского
первенств.
- В России больше команд, борющихся за чемпионство. В то же время
футбольный уровень украинских клубов в последнее время значительно
вырос. "Днепр", "Металлист", донецкий "Металлург"
уже входят в группу из пяти-шести команд с солидной инфраструктурой
и большими амбициями. Не стоит забывать и о Euro-2012, этот турнир
даст большой импульс украинскому футболу. А вообще надо не между
собой сравнивать два соседских первенства, а выводить их постепенно
на уровень Англии, Испании, Германии…
- Гинер и Суркис сопоставимы по уровню требовательности?
- Оба - прекрасные руководители и большие профессионалы, которые
мне всегда только помогали. В таких условиях работать очень приятно.
А мне легко еще и потому, что я человек независимый. Как считаю
нужным, так и работаю. Если результат есть - значит, со своими обязанностями
справляюсь хорошо.
- Когда в последний раз общались с Гинером?
- Позвонил ему 18 мая. Поздравили друг друга с пятилетием победы
ЦСКА в Кубке УЕФА. Вспомнили приятные минуты.
- Кстати, когда ЦСКА вернулся из Лиссабона, одной из первых вас
поздравила вдова Лобановского. В Киеве удалось с ней встретиться?
- Да, на юбилее Григория Суркиса.
МНЕ НУЖЕН ГИЛЬЕРМЕ
- Как получилось, что зимой из вашей слаженной тренерской бригады
выпал Владимир Шевчук?
- Жаль, что Саша Стельмах и Володя Шевчук сейчас не работают со
мной. Впрочем, "Алания" для меня тоже не чужая команда.
Когда выяснилось, что она будет играть в премьер-лиге, ко мне обратился
президент республики. Разумеется, я дал добро на отъезд Шевчука
во Владикавказ. Стельмах уехал туда еще раньше. За "Аланию",
конечно, переживаю. Тем более там первые тренерские шаги делает
мой сын.
- Выходит, вы понизили его в должности…
- Сейчас для сына самое главное - учиться и набираться опыта. Лучше
всего это делать, когда рядом такие профессионалы своего дела, как
Шевчук и Стельмах.
- Как отнеслись к словам Йожефа Сабо, который недавно сказал: "Газзаев
просто развалил "Динамо"?
- К словам Йожефа Сабо я всегда отношусь несерьезно. Возраст все-таки
сказывается... Да и вообще на каждый роток не накинешь платок. Если
обращать внимание на все, что говорят и пишут, не останется времени
на работу.
- По словам Игоря Суркиса, вы попросили его вернуть Гильерме в Киев.
Это правда?
- Да. У Гильерме заканчивается срок аренды в ЦСКА. Здесь он прошел
хорошую школу, получил игровую практику. Теперь ему надо в Киеве
пробиваться в основной состав.
- Вам импонирует манера игры бразильца?
- Очень хороший игрок. Но в "Динамо" помимо него форвардов
немало - Шевченко, Милевский, Ярмоленко. Причем все трое выступают
в сборной Украины. Не забывайте и о лимите на легионеров. Кстати,
я противник любых искусственных ограничений. Вон, в основе "Арсенала"
выходят 11 иностранцев, - и что, сборная Англии от этого стала хуже
играть? Молодежь может расти только в условиях жесткой конкуренции.
А если ребят искусственно вводить в состав, ничего хорошего не будет.
Вспомните, как в ЦСКА на одну позицию взяли Жиркова и Феррейру.
Жирков оказался сильнее - и аргентинец сел в запас. Юра потому и
вырос в большого игрока, что была такая конкуренция. Или другой
пример. Заиграл Дзагоев - и Карвалью на поле уже места не было.
Вот так должно быть везде.
- На днях руководителем судейско-инспекторского комитета РФС стал
губернатор Ростовской области Владимир Чуб. Это очередной пример
активного насыщения наших футбольных органов чиновниками высшего
ранга. На Украине то же самое?
- Насколько мне известно, там чиновники входят разве что в комитет,
который занимается подготовкой к Euro-2012. Но такие вопросы и должны
решаться на государственном уровне. В футбольных же структурах трудятся
люди, которые сами играли, тренировали, судили. И это, думаю, правильно.
Каждый должен заниматься своим делом.
- Когда Александр Алиев стал штамповать голы в России, не начались
ли в Киеве упреки в ваш адрес: зачем, мол, отпустили в "Локомотив"
такого сильного игрока?
- А за что меня упрекать? У каждого тренера есть свое видение команды
и ее тактики. Играет человек хорошо в "Локомотиве" - ну
и слава богу.
- Так чем же он все-таки вас не устраивал?
- Алиев, несомненно, прекрасный человек и футболист. Но на сегодняшний
день у меня несколько иные требования к игрокам середины поля, и
Алиев не полностью им соответствовал. Хотя другой команде и другому
тренеру он, возможно, подходит. Мне же нужны футболисты иной формации.
- Каким должен быть центральный полузащитник, который подходит тренеру
Газзаеву?
- Он должен одинаково хорошо выполнять как атакующие, так и оборонительные
функции. Если он этого не делает, то перестает меня устраивать как
футболист.
- В "Локомотиве" Алиев пока проявляет себя как бомбардир,
хотя на него рассчитывали в первую очередь как на плеймейкера. Способен
ли он раскрыться в этой ипостаси?
- Вам виднее, вы внимательнее наблюдаете за матчами с его участием.
Алиев не обделен талантом, а насколько он сумеет свой талант раскрыть,
зависит в первую очередь от него самого.
- Между тем существует вероятность того, что со своим старым другом
Алиевым воссоединится Артем Милевский, лучший бомбардир "Динамо"
и всего минувшего чемпионата Украины. Президент "Локомотива"
Николай Наумов подтвердил, что клуб заинтересован в его услугах.
- "Локомотив" берет много хороших игроков. Да и футболисты
киевского "Динамо" не обделены вниманием со стороны других
команд. Если "Локомотив" или другой клуб хотят приобрести
кого-то из наших футболистов, они должны обращаться к нашему президенту,
а не оповещать публику о своем интересе через прессу. Я могу сколько
угодно интересоваться Роналдинью, но это же не значит, что он перейдет
из "Милана" в "Динамо". Сейчас Милевский в отпуске
- отдыхает и готовится к новому сезону. Хотя кто знает, быть может,
завтра он придет и скажет, что у него на руках предложение от другого
клуба. Тогда - пожалуйста, клуб его рассмотрит.
- Вы удовлетворены игрой Милевского и тем, как он справляется с
ролью капитана?
- Да, Милевский второй год подряд выигрывает спор бомбардиров чемпионата
Украины. Но полное удовлетворение испытываешь, только когда выигрываешь
турниры или, к примеру, доходишь до финала Лиги чемпионов. А когда
твоя команда не сумела взять золото национального первенства, то
как можно оставаться довольным?
- Когда в команду пришел Андрей Шевченко, Милевский уже был назначен
капитаном. Понятное дело, что наспех вы ничего менять не стали.
Но кому теперь достанется капитанская повязка?
- Перед началом нового сезона мы и объявим, кто будет капитаном
- Милевский или кто-то другой.
- Капитан будет назначен или его выберет команда?
- Назначен. Уже 20 лет придерживаюсь такого правила. Выборов капитана
не было в моих командах никогда. Считаю, что так надо. И пока такой
подход себя оправдывает.
- Шевченко с точки зрения достижений в футболе сравним на Украине
разве что с Блохиным. Насколько трудно работать с таким звездным
и титулованным футболистом?
- За год работы у меня к нему не было ни одной претензии. Никаких
проблем. Он не только профессионал с большой буквы, но еще и очень
приятный в общении человек. Никакой звездной болезни, никакого гонора.
В этом, наверное, и состоит его величие.
- В Киеве рассчитывают, что через несколько лет Шевченко станет
тренером и сможет возглавить "Динамо". Вы видите в нем
задатки для этой работы? Ведь, как показывает практика, великие
футболисты далеко не всегда становятся гениальными тренерами.
- Андрей - большой игрок, но ничто не вечно под Луной, когда-то
и ему придется повесить бутсы на гвоздь. Каким будет его дальнейший
жизненный путь, какую профессию он выберет, я не знаю. Но уверен,
что из него может получиться хороший тренер. Андрей - очень вдумчивый
и внимательный человек, он способен справиться с этой непростой
работой. Было бы желание.
ГЛАВНЫЙ ФАВОРИТ - "ЗЕНИТ"
- Возвращаясь к делам российского чемпионата: какие команды произвели
на нас самое сильное впечатление?
- Главным фаворитом - и это вполне обоснованно - можно назвать "Зенит".
Тем не менее конкуренцию питерцам способны составить ЦСКА и "Рубин",
должны подтянуться к лидерам "Локомотив" и "Спартак".
Из тех, кто удивил, отмечу очень стабильную "Томь" и "Спартак"
из Нальчика, который, впрочем, нередко начинает чемпионат ярко,
а заканчивает на привычных местах.
Как уже говорил, переживаю за "Аланию", где команду собрали
за несколько дней и сразу бросили в бой. Очень приятное впечатление
оставила игра владикавказцев против "Спартака", "Рубина",
во втором тайме недавнего матча с "Динамо". Володя Шевчук
проделал очень хорошую работу! Вот я и назвал вам команды, которые,
на мой взгляд, выделяются из общей массы. Все остальные выглядят
примерно одинаково.
- Как оцениваете работу другого Валерия Георгиевича - спартаковского
(Карпина. - Прим. "СЭ") ?
- Без комментариев.
- А как отнеслись к отставке Андрея Кобелева?
- С сожалением, ведь, на мой взгляд, Андрей работал очень неплохо.
Узнав об отставке Кобелева, я набрал его номер, чтобы сказать слова
поддержки в такой трудный момент. С другой стороны, руководство
"Динамо", которое ставит перед командой амбициозные задачи,
тоже можно понять. Когда нет результата, клубу приходится идти на
крайние меры. Остается надеяться, что все, что ни делается, - к
лучшему. Пауза в работе должна пойти Кобелеву на пользу. Небольшой
перерыв не помешает любому тренеру - появляется возможность о многом
поразмыслить.
- Многие считают, что Кобелеву просто не дали завершить начатую
работу.
- Не согласен. У него было достаточно времени. Но я верю, что пауза
не затянется и такой молодой и перспективный специалист, как Кобелев,
совсем скоро вновь будет востребован.
- Протекцию при необходимости ему составите?
- Постараюсь!
- В футбольном мире ходили разговоры, что председатель попечительского
совета "Динамо" Сергей Степашин хотел видеть в роли главного
тренера "Динамо" именно вас.
- Сергея Владимировича я безмерно уважаю, мы всегда общаемся очень
тепло. Он прикладывает огромные усилия, чтобы возродить победные
традиции клуба. А что касается предложения о работе в "Динамо"…
Пусть это останется между нами.
- Насколько вы неравнодушны к судьбе "Динамо"? Все-таки
вы провели в клубе много лет сначала как игрок, потом - как тренер.
- Я отдал бело-голубым 12 лет, сформировался в "Динамо"
как игрок, как тренер и как личность. Такое не забывается! Я вообще
неравнодушен к тем клубам, где приходилось играть и работать. Частичка
моей души осталась в "Алании", в ЦСКА… Теперь вот надеюсь,
что таким клубом станет киевское "Динамо", где у меня
сложились добрые отношения со всеми людьми, которые там работают.
- Болельщики московского "Динамо" уважают вас помимо прочего
еще и за по-настоящему мужской поступок: в свое время после крупного
поражения от "Айнтрахта" вы сами подали в отставку. В
нынешние времена мало кто из тренеров на такое способен…
- Знаете, мы опять возвращаемся к разговору о чести и достоинстве.
Каждый тренер, да что там - каждый человек поступает так, как велит
ему сердце и как позволяет совесть. У каждого из нас внутри - свой
личный кодекс чести, по которому мы живем. А кодекс бумажный - он,
как мне кажется, вообще не нужен.