Проблемы с показом российского чемпионата российскому
же болельщику в последнее время перед началом футбольного сезона
стали такой же приметой времени, как весенние лужи на дорогах. «ССФ»
попытался понять, каким увидит болельщик на телеэкране наш чемпионат
и почему дело обстоит именно так.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Тернистым оказался путь в рынок российского футбола! И чудной же
капитализм отчебучили в одной отдельной отрасли! Работники (футболисты)
обогащались, а производства (клубы) из года в год приносили одни
убытки. Иногда клубы загибались, и тогда работники с чистой совестью
находили другое убыточное производство… Теоретики изрекали таинственные
фразы типа «зато футбол несет социальную функцию». Все бы ничего,
но «за бугром» клубы «несли функцию», имея с этого внушительную
прибыль. Не только на продаже билетов, но и на телевизионной «картинке»…
Телевидение России платило футболу гроши, оправдываясь скудостью
рекламного рынка. Однако в 2007 году наступил прорыв. РФПЛ объявила
тендер на покупку телевизионных прав на «пакет матчей минус один»
(самый лучший оставался Первому каналу). Канал «Спорт», три года
купавший в ту пору народ в изобилии футбола, предложил 600 тысяч
баксов на сезон, «НТВ-Плюс» выложил… почти в сорок раз больше! На
сим торги и закончились - семь матчей тура оказались на платном
канале.
Откуда такой интерес «НТВ-Плюс» к футболу, спросила пресса гендиректора
«НТВ-Плюс» Дмитрия Самохина. «Это мощный маркетинговый инструмент,
- ответил тот. - По нашим оценкам, интерес к спорту в России растет.
Кроме того, футбол имеет постоянных фанатов, а это лояльная аудитория.
Если человек смотрит футбол, он будет смотреть его всегда». Эксперты
похвалили - хороший ход для раскрутки компании и подсчитали, что
этот ход должен дать «НТВ-Плюс» не меньше 300 тысяч новых тарелок…
«А тех, кто не сможет купить, - их не так и много», - заявили на
«НТВ-Плюс». Начали считать и получилось от силы 50 тысяч человек!
Вот раскладки независимого эксперта - гендиректора компании «Корбина
Телеком» Александра Малиса: всего телевизионных болельщиков - 2,3
млн, запойных (кто смотрит все матчи подряд) - не больше 10%, «из
них тех, кто не сможет подписаться на «Наш футбол» за 15 долларов
в месяц (абонентская плата плюс кредит за оборудование), вряд ли
больше 50 тысяч…»
БОЛЬШЕ МИЛЛИОНА НЕ ДАДИМ!
Однако народ возопил числом явно большим, чем 50 тысяч. Потом было
президентское «намутили» и в результате «Спорт» получил два матча
«прямых» и два в записи, заплатив, по слухам, 800 тысяч долларов.
Неизвестно, сколько потеряли в «НТВ-Плюс» из-за вмешательства административного
ресурса, известно только, сколько болельщиков купило футбольный
канал по дешевому тарифу (299 рублей) - всего лишь тысяча…
2008 год потрясений для болельщиков не принес - смотрели матч по
Первому и те же четыре по «Спорту», купленные, видимо, по той же
не вполне рыночной цене. Но в следующем сезоне «НТВ-Плюс» попытался
вернуть «Спорт» на рыночные рельсы, заломив цену - 6 млн баксов
за два матча из тура (один - в прямую и один - в записи). «Спорт»
ответил: дадим не больше миллиона, потому как больше не можем «отбить»
на рекламе. «Как же не можете?! - возмутился Дмитрий Самохин. -
Раз, показывая итальянское первенство (те же два матча. - Прим.
ред.), каналу удается «отбивать» расходы, то и на чемпионате России
это, полагаю, получится сделать. Учитывая, что его рейтинги на «Спорте»
намного выше, чем серии А». В итоге сторговались за… два дня до
начала чемпионата якобы на… полутора миллионах.
По окончании прошлого сезона собрались президенты премьер-лиги и
начали фантазировать, на какую сумму можно раскрутить телевизионщиков
при заключении следующего контракта (2010-й - последний год договора
«НТВ-Плюс» с РФПЛ). «На 150-200 млн евро в год!» - заявил Николай
Наумов из «Локомотива».
Тем временем энтэвэшники объявили традиционный тендер на покупку
сублицензий. И снова никакой реакции от «Спорта», точнее, теперь
уже «России-2» (канал был переименован и перепрофилирован). Договорятся,
президент защитит, надеялись болельщики, не особо тревожась. Но
не договорились, не защитил. Так чемпионат и начался - на 7/8 платным.
Правда, бесплатно матчи своих команд увидят болельщики Питера и
Томска - только тамошние телеканалы купили у «НТВ-Плюс» сублицензии.
НИ ТЕХНИКИ, НИ КАДРОВ
Все звонки в бывший «Спорт» оказались напрасными. Экс-генеральный
«Спорта» Василий Кикнадзе, только что ставший начальником объединенной
редакции спортивных программ ВГТРК, был недоступен, подчиненные
же - как в рот воды набрали. «Никто тебе ничего не скажет, - сказал
приятель (один из «подчиненных»). - Тут не до футбола, непонятно
вообще, что с нами со всеми будет…»
А вот первый же звонок на «НТВ-Плюс» главному продюсеру спортивных
телеканалов Дмитрию Чуковскому оказался результативным.
- Я так понимаю, в том, что футбол стал почти весь платным, вы не
виноваты - если ВГТРК печется о простых болельщиках, пусть платят?
- Знаете, мы всегда были за разумный баланс платного и бесплатного
телевидения. Два года назад мы инициировали тендер для показа на
федеральных каналах двух матчей - их купил «Спорт». Объявили тендер
и в этом году, но… судя по всему, в этом сезоне только один матч
будет на бесплатном канале - Первом.
- В конце года президент «Локомотива» Наумов сказал, что вполне
можно получать от телевидения 200 млн евро в год…
- Наверное, его оценка имеет под собой некоторую почву. Но сейчас
нереально. Просто рекламный рынок в России еще недоразвит.
- Сейчас вы предлагаете на рынке самый разнообразный футбольный
продукт, но главный - прямые репортажи…
- Да, мы обязаны показывать все матчи в прямом эфире. В прошлом
году был только один прокол - матч «Амкара» со «Спартаком» показали
с часовой задержкой, потому что в день игры был «перерублен» провод,
который соединяет стадион и местную телевизионную станцию. Главная
же наша задача - поднять качество «картинки» из других городов до
той, что получаем в Москве.
- Читал, самый проблемный в этом смысле стадион - в Самаре.
- Стадион в Самаре сам по себе замечательный. И бригада там работает
хорошая. Но вот техники нет вообще. Правда, в этом году у местной
компании ВГТРК появилась спутниковая тарелка. Хоть что-то! Но все
остальное оборудование мы вынуждены посылать из Москвы.
- А кто снимает матчи в регионах - вы или местные телекомпании?
- У нас существуют достаточно жесткие технические требования к трансляциям.
И когда мы нанимаем местных работников, то, естественно, обучаем
их, обеспечиваем жесткий контроль… Есть, к сожалению, регионы, где
телевидение нужного нам уровня практически отсутствует. К примеру,
Махачкала. Да, там есть две телевизионные компании, но съемкой матчей
они никогда в жизни не занимались - ни оборудования, ни опыта.
- Посылаете туда помощников?
- Да не помощников! Туда нужно вывозить телевизионную бригаду целиком
и организовывать трансляцию… Но есть ведь и еще масса попутных проблем.
К примеру, телевизионная техника стоит очень дорого - надо обеспечить
ее охрану. Большой плюс, что мы вместе с РФПЛ написали «телевизионный
регламент», в котором четко разграничено, кто за что отвечает. Конечно,
для клубов, которые давно играют в премьер-лиге, выполнить обязанности
не проблема, но для новичков это все в новинку.
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ НА ЭКСПОРТ
- Региональные каналы могут взять вашу картинку?
- Есть два варианта - показывать матчи в записи и впрямую. Права
на показ в записи принадлежат РФПЛ - с ними и должны договариваться
клубы. А права на показ в прямую принадлежат нам - мы продаем сублицензию.
- Кто купил у вас сублицензии в прошлом году?
- Питер, Томск и Казань. В этом - пока только первые два. Но по
ходу сезона, кто пожелает, может купить сигнал.
- Дальний Восток может смотреть «НТВ-Плюс»?
- Восток может, но не уверен, что доходит до Дальнего. Хотя, когда
в премьер-лиге играл «Луч», мы специально туда доставляли сигнал.
- Вообще любая съемка с матчей, кроме вашей, запрещена. Значит,
матчи в Интернете - это тоже ваш продукт?
- Да. И в этом сезоне мы организуем показ матчей чемпионата в Интернете.
Пока можно будет покупать каждый матч отдельно, но в планах - продавать
и «пакет» на весь сезон.
- Следующий источник доходов - продажа матчей за границу…
- Все международные права на матчи чемпионата России тоже принадлежат
«НТВ-плюс». Мы сотрудничаем в этом направлении с компанией IMG -
они продают матчи в разные страны. Это уже не только страны Восточной
Европы, но и Италия, Дания, Швеция… Очень перспективный бизнес.
- И почем продаете матч?
- Знаете, если бы вы меня спросили четыре года назад, почем можно
продать права чемпионата России на полгода, на год, я бы ответил
- да ни за сколько! Почти ничего не стоят! Но мы провели очень большую
работу и сделали очень привлекательный продукт. Картинку с матчей
мы производим с иностранной графикой, делаем и еженедельный обзор
чемпионата. И все это стало стоить очень приличных денег…
ОСОБОЕ МНЕНИЕ: ПЛАТНЫЕ ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИИ
Против
Действительно ли, российские болельщики ныне возвращаются… в прошлое
- советское прошлое с одним матчем тура на общедоступном канале?
- спрашиваю телекомментатора того самого прошлого Владимира Перетурина.
- Как можно сравнивать! Да, мы показывали один матч из тура, но
только потому, что все матчи проходили в один день. В СССР было
всего три канала, совсем другие технические возможности.
Сейчас все надеются, что президент России вмешается в ситуацию.
Так было в 1992-м, когда до чемпионата Европы в Швеции оставался
месяц, а денег на него не было. В «Лужниках» играла команда правительства,
и там был Ельцин. Мы приехали с камерой, я попросил охрану пропустить
и обратился к Ельцину: «Борис Николаевич, помогите народу нашему!»
- «Что такое!» - «ЧЕ не показывают». Он сказал: «Успокойся! Все
будет!» Так было и в 2007 году, когда вмешался Путин. И сейчас надо
бить в набат... Потому что для многих, особенно в провинции, футбол
- свет в окошке, но пенсии, зарплаты такие нищенские. Убрать футбол
на платные каналы - это свернуть пропаганду нашего футбола. Это
удар по массовому футболу.
За
Александр Барановский, бывший президент «Крыльев Советов»:
- Это настоящий прорыв! «Крылья Советов» получали от денег «НТВ-Плюс»
не меньше миллиона. Конечно, нельзя сравнивать с Англией, но емкость
рекламного рынка у нас на порядок ниже, в 2005-м она оценивалась
в 4 млрд долларов - в десятки раз меньше, чем в Европе. Объем рекламного
рынка зависит от уровня конкуренции. Но, посмотрите, вся реклама
на ТВ в основном иностранная! У нас практически нет своих товаров.
Но, когда поднимется экономика, создастся жесткая конкуренция, возрастут
и поступления от рекламы. А «НТВ» надо сказать спасибо. Нужно дать
ей работать дальше, развиваться, и тогда следующий контракт будет
не сто, а четыреста миллионов…
А КАК У НИХ?
В большинстве европейских стран футбольные матчи показывают преимущественно
на платных кабельных каналах. Для большего удобства телекомпании
предлагают своим подписчикам самостоятельно выбрать объем, что смотреть.
Также стоит отметить, что в полном объеме транслировать матчи чемпионата
своей страны в прямом эфире успевает лишь английская телекомпания
Sky-Sports. Для этого ей требуется пять специализированных каналов.
Остальные европейские телекомпании ведут прямые трансляции лишь
важнейших поединков. Зато все игры каждого тура потом показываются
в записи. Таким образом, в зависимости от количества выбранных каналов,
стоимость годовой подписки на футбольные телетрансляции составляет
от 25 фунтов (1250 рублей) - в Англии, 20 евро (800 рублей) - в
Испании, 30 евро (1200 рублей) - в Германии.
Лишь в немногих европейских странах футбол можно посмотреть бесплатно.
Схема там похожа на российскую: только один-два матча на госканалах,
остальные - на платных.