Александр Филимонов и Руслан Нигматуллин.
Фото: sovsport.ru
Новогоднюю идею «ССФ» - встретиться в редакции, поговорить
за жизнь, подвести итоги уходящего года - знаменитые вратари Александр
Филимонов и Руслан Нигматуллин сочли интересной. Насколько интересной
получилась долгожданная встреча - судить вам...
«КАК МОЖНО НА РОМАНЦЕВА НАКРИЧАТЬ?»
- Давно не виделись?
Руслан Нигматуллин: Ой, давно... Года три, наверное. Припоминаю,
Саша тогда играл в «Москве», а я себя на телевидении пробовал. В
жизни так случается, к сожалению - времени нет, дела... Бывает,
люди на одной улице живут - и годами могут не видеться.
Александр Филимонов: О нас в таком случае и говорить нечего: я последний
сезон в Узбекистане провел, Руслан - в Израиле. Даже не соседние
улицы, - смеется.
- Кстати, считаете себя земляками? Казань и Йошкар-Олу всего-то
200 километров разделяют...
Р. Н.: Земляки? Вряд ли. Саша, ты разве чувствуешь себя йошкаролинцем?
А. Ф.: Только корни оттуда - а так и рос, и футболом начал заниматься
в Кишиневе. Можно сказать - воспитанник молдавского футбола.
- Когда впервые услышали друг о друге?
Р. Н.: Мне было 16 лет, я решил первый раз сходить на «Рубин». Казанская
команда тогда играла во второй лиге чемпионата СССР. Матч был против
«Дружбы» из Йошкар-Олы. Пришел, открыл программку - смотрю в воротах
гостей парень, всего на год меня старше. Фамилия - Филимонов. Подумал
- ничего себе! А когда он еще отыграл уверенно, тут я уж твердо
решил - надо и мне куда-то двигаться, искать варианты. И уже через
пару недель поехал на просмотр в «КАМАЗ». Так что, можно сказать,
Сашины успехи и моей карьере придали толчок.
А. Ф.: Ну а я впервые о Руслане услышал, когда он уже в основном
составе «КАМАЗа» играть начал. Это был год 94-й, кажется.
- Через два года вы встретились в Тарасовке...
Р. Н.: Тренером «Спартака» тогда был Ярцев - человек импульсивный.
Если вратарь ошибался, можно было предположить, что следующую игру
он начнет в запасе. В итоге я за весь сезон провел игр 12 - в том
числе и самый худший матч в карьере, с «Торпедо». Быстро пропустил
три гола, хотя не ошибся ни разу. Еще в первом тайме вышел Филимонов
- и «Спартак» выиграл 4:3...
А. Ф.: Поправлю, я в том сезоне отыграл 26 матчей, Руслан - 10.
- Каким-то вратарским нюансам друг у друга учились? Что-то подсматривали?
Р. Н.: Всегда знал, что Александр лучше меня играет ногами. Старался
за этим компонентом следить особенно. Просто в детстве совсем не
учили ногами играть...
А. Ф.: У меня отец работает в Альметьевске, в одной из местных футбольных
школ. Я недавно туда приезжал, мастер-класс проводил. Так после
занятия 90 процентов ребят признались, что у них проблемы с выносом
мяча от ворот. Может, это у вас в Татарстане исторически так повелось?
- смеется.
Если серьезно, то, глядя на Руслана, я, например, прекрасно понимал,
что никогда не смогу так прыгать. Просто другая комплекция.
Р. Н.: А я, наоборот, никогда не питал иллюзий насчет того, чтобы
пойти на выход и снести на пути всех - и своих, и чужих. Всегда
старался оббежать.
- Выиграть конкуренцию, остаться в «Спартаке» выпало Филимонову...
Р. Н.: Получилось, что я в «Спартаке» на год раньше появился, но
Саша продержался дольше...
Спорить не стану - Филимонов стабильнее выглядел. Но, по-моему,
любой вратарь вам скажет, что главное для него - это тренерское
доверие. Я в «Спартаке» полного доверия к себе не ощущал. Много
было дерганий, нервозности. Под постоянным прессом работается тяжело,
как следствие - практически весь 97-й год я в дубле провел. После
конфликта с Романцевым...
Накричали другу на друга? Что вы! Как можно на Романцева накричать?
На сборах Олегу Иванычу показалось, что я не очень внимателен на
теоретическом занятии - он меня с занятия выгнал. Мне бы подойти,
извиниться, но нет - молодой был, горячий. Вместе с командой вернулся
в Москву и без лишних разговоров отправился в дубль. Конфликт был
погашен только спустя годы, когда я у Романцева в сборной оказался.
А. Ф.: Для меня самой главной задачей было сыграть «на ноль». Для
этого, собственно, вратарь и выходит на поле. Нужно тренироваться
в полную силу, готовиться к игре психологически, а уже тренер на
основании того, что он видит на тренировках, отдает предпочтение
кому-то из вратарей. Нужно готовиться именно к игре, а не к борьбе
за место в воротах, потому что только игра показывает, на что способен
голкипер.
Р. Н.: С другой стороны, все, что ни делается - к лучшему. Неудачи
в «Спартаке» заставили сосредоточиться, пересмотреть отношение к
тренировкам, к жизни... Полезный опыт. Очень мне потом в «Локомотиве»
помог. Все-таки в Москву я приехал совсем молодым человеком - а
тут большой город, дискотеки, соблазны разные... Думаю, у всех начинающих
ребят это случается - теряется концентрация.
А. Ф.: Не у всех. Я в Москву приехал - только футболом интересовался.
Р. Н.: Так ты с женою на базе в Тарасовке жил. На базе, да еще с
женой - какие дискотеки? Не то, что я - перспективный, неокольцованный...
- Если присмотреться, кстати - кольца не носите оба. Профессиональное?
Р. Н.: У вратарей пальцы, как правило, деформированные, я - не исключение.
Тут уж не до колец...
А. Ф.: Обручальное кольцо по другой причине не ношу. Но об этом
не стоит... Переломы-вывихи? Мизинец вот был сломан. Я эту историю,
кстати, нигде не рассказывал. Начали к чемпионату мира готовиться,
и я на первой же тренировке в Бору палец сломал. Ну, это потом уже
узнал, что сломал, сначала-то думал - просто выбил. У вратарей это
часто бывает. Обмотал пластырем, и - вперед. Уже с чемпионата мира
вернувшись, поехал в ЦИТО, там врачи огорошили: «У вас перелом».
Получается, почти месяц со сломанным пальцем оттренировался, и боли-то
особой не чувствовал. Единственное - сросся криво...
«И ТОГДА УЖЕ ТОЛЬКО НА ПЕРВЕНСТВО БАНИ...»
- Ваши отношения как-то менялись с годами?
А. Ф.: Конфликтов никогда не было, если вы об этом. Всегда относились
друг к другу с уважением.
Р. Н.: Не дрались уж точно. Даже конкурируя за место в составе,
старались сохранять товарищеские отношения.
- То есть дружба между вратарями возможна?
Р. Н.: А почему нет? Понятно, что каждый хочет играть, но на отношениях
это зачастую не сказывается. У меня, например, один из лучших друзей
Платон Захарчук - в «КАМАЗе» вместе играли.
А. Ф.: А у меня Андрей Сметанин, с которым в «Спартаке» конкурировали
так же, как с Русланом.
- Сметанин на недавнее возвращение Нигматуллина в большой футбол
жестко отреагировал: «Я бы так народ смешить не согласился».
А. Ф.: У каждого человека свое мнение. В то же время каждый человек
сам волен распоряжаться своей судьбой. Я, допустим, не считаю, что
Руслан кого-то насмешил. Если были желание, силы, то почему нет?
Р. Н.: Конечно, неприятно было слышать. Он тоже не Лев Яшин, чтобы
говорить обо мне так снисходительно. Мне ближе высказывание Овчинникова:
«Наверное, у Нигматуллина деньги закончились». Это хотя бы смешно...
- Но теперь-то точно все?
Р. Н.: С карьерой вратаря? Точно. Проблемы со здоровьем - главная
причина. В Израиле спину порой заклинивало так, что ни развернуться,
ни повернуться. Да и пять месяцев без семьи, без детей - тяжеловато...
- Между тем еще год назад говорили: «Хочу играть до сорока», ван
дер Сара, Леманна в пример приводили...
Р. Н.: Говорю же - здоровье. Ресурсы организма не безграничны. В
моем случае - все, лимит исчерпан.
- А мы сейчас Филимонова спросим - исчерпан или нет? Вас, Александр,
не удивит, если Руслан еще раз в большой футбол вернется? Скажем,
через пару лет подлечит все болячки и...
Р. Н.: Неужели я настолько неадекватен?
А. Ф.: Это только Руслану решать. Но если надумает, то должен понимать
- в следующий раз будет еще труднее.
Р. Н.: Да, и тогда уже только на первенство бани... Мне ведь и в
прошлый раз сильно повезло, что после такого перерыва удалось команду
найти. Так ведь вообще никто брать не хотел.
- Зато потом не отпускали... В Израиле, знаем, несмотря на все проблемы
- просили остаться. И болельщики на руках носили...
Р. Н.: Просили. Всего за день решили вопрос, чтобы ко мне прилетела
семья. Дали четыре дня выходных. И на руках носили, да. В домашнем
матче с «Хапоэлем» из Раанана поймал кураж, ликвидировал пять выходов
один на один, мы выиграли. После финального свистка болельщики выбежали
на поле, подняли на руки, совершили импровизированный круг почета.
При том, что буквально в предыдущем матче эти же люди кричали: «Улетай
в свою Москву!». Там вообще это принято - сегодня камнями с трибун
швыряются, завтра - до небес возносят. От ненависти до любви...
В меня камнями не кидались, и то хорошо. А что на руках носили...
Я к тому моменту уже принял решение. Понял, что жертвовать здоровьем
не хочу, да и смысла нет. Было бы ради чего...
- Полюбовно с «Маккаби» расстались? Денег вам израильтяне не должны?
- Для маленьких клубов задержки зарплат - обычное дело. В Израиле
столкнулся с тем, что команда пыталась бойкотировать тренировки.
Это, конечно, сильно раздражало, влияя на обстановку, на результаты...
Со мной в итоге рассчитались. С трудом, но рассчитались. После расторжения
контракта пришлось еще две недели там просидеть - выплат дождаться.
Агент помог? Бросьте! Он сейчас, наоборот, меня «душит» на тему
того, что я ему денег должен...
А. Ф.: Я с этими бойкотами, задержками на Кипре столкнулся. Тоже
команда не выходила на тренировки. В маленьких клубах, это Руслан
точно подметил, часто так бывает - начинают сезон, когда в кармане
чуть денег имеется, рассчитывая по ходу с проблемами разобраться.
Хорошо, в Узбекистане таких трудностей нет. Не сказать, что деньги
капают, не сказать, что льется водопад - все средненько, но стабильно.
За исключением уж совсем явных аутсайдеров - просто непонятно, как
там люди играют - и «Бунедкора», все остальные команды приблизительно
на одном, скромном уровне находятся. «Бунедкор» вообще - отдельная
история...
- Ваш контракт с ташкентским «Локомотивом» закончился...
- Закончился. Но думаю продлить. Мне это интересно. И руководству
«Локомотива», знаю, наше сотрудничество понравилось, они полностью
удовлетворены моей игрой.
Есть и другие варианты - в том числе в Россию вернуться. Тоска по
родным краям, по родному чемпионату здесь ни при чем, просто пока
в отпуске - можно и подумать, все взвесить спокойно...
На данный момент склоняюсь к тому, чтобы продолжить карьеру в Ташкенте.
Как говорится - дом там, где работа. Да и команда развивается -
строится стадион, база...
Что самое главное - со стороны «Локомотива» есть конкретное предложение,
там меня ценят, ждут. Люди очень доброжелательно, уважительно относятся:
«Саша, играй, сколько захочешь!». Такое отношение подкупает.
- Правда, что в «Кубани» - вашем последнем российском клубе - с
вами некрасиво расстались, обвинив в сдаче матчей?
- Обвинений не было. Единственное - команда в прошлом году вышла
в премьер-лигу, и, по-моему, определенный вклад в этот успех я внес.
Думаю, хотя бы «спасибо» можно было сказать?
«15 ЧАСОВ В ПРОХОДЕ АВТОБУСА, НА МАТРАСЕ... РОМАНТИКА!»
- Титов жалуется: «В Казахстане иногда жили на выездах в таких условиях,
что вспомнилась Россия пятнадцатилетней давности. А некоторые поля
такие, что в российской премьер-лиге даже тренировочные лучше!».
Как вам, Александр, футбольный Узбекистан в плане инфраструктуры?
- Нюансы есть, конечно. Наш «Локомотив», например, проповедует комбинационный
футбол, а поле - худшее в стране. Расположено на территории местного
транспортного института. Студенты там иногда играют...
По уровню футбола чемпионат Узбекистана соответствует нашей первой
лиге. За исключением «Бунедкора». Но главное - народ на стадионы
ходит. И болеет цивилизованно. Наверное, потому, что милиции на
матчах очень много. Терактов боятся - на каждой игре все предельно
строго, оцеплено...
- К вам-то семья приезжала?
- Нет, не приезжала. Семейный вопрос для меня сейчас - самый сложный.
Если начну отвечать - отдельное интервью делать придется. Пока не
готов, так что без комментариев.
- Хорошо, самые экзотические впечатления легионеров Нигматуллина
и Филимонова за последний год?
Р. Н.: Экзотика? Скорее, экстрим - страшная жара. Думал, после Ростова
меня в этом плане не удивишь, но когда в июле приехал в Израиль,
температура там стабильно под сорок градусов держалась. И так до
ноября! Тренировки из-за этого назначали на более позднее время,
но помогало слабо. Я несколько раз был близок к тепловому удару...
А. Ф.: Мне поездки в Ферганскую долину запомнились. В этой области
несколько команд базируется, но на автобусе туда ездить запрещено.
Дорога через горы ведет, в свое время один автобус с футболистами
сорвался, после этого грузовому и пассажирскому транспорту в долину
хода нет. Только самолеты или легковые автомобили. И вот мы несколько
раз на такси ездили - клуб арендовал порядка десяти машин, рассаживались,
и - вперед. 200 километров, 5 часов... Главное, чтобы снега в горах
не было, а то дороги перекрывают.
Первая поездка меня сильно удивила - никогда с таким не сталкивался,
чтобы команда на игру на машинах ездила, а вторая - испугала. С
игры возвращались, приличный туман был - дальше чем на пять метров
ничего не видно, стена. Так потихонечку, по метрам, и продвигались...
- Нигматуллина, первую российскую лигу прошедшего, такими расстояниями
не удивишь...
Р. Н.: Когда за Ростов играл, 15 часов на автобусе в Брянск пилили.
Нормально. Я на правах ветерана почетное место занял - в проходе,
на матрасе. Романтика!
- Самый большой сюрприз, событие за год? Со знаком плюс и со знаком
минус.
А. Ф.: Ну, минус понятно - проблемы в семье. Они и сейчас решаются,
и в следующем году, думаю, решаться будут. Долгоиграющий процесс...
А плюс - я весь этот сезон играл, не мучался, по-прежнему получая
от футбола удовольствие.
- Кулинарную экзотику не отметите? В Элисте вас, помнится, вареной
кровью кормили...
- И внутренностями барана. Было, да. Традиции, оставшиеся от кочевого
образа жизни...
В Узбекистане - по-другому. Перед началом сезона вся команда на
стадионе собралась - тоже барана зарезали, ямку вырыли, слили туда
кровь... Такой ритуал перед началом футбольного года. Жертвоприношение.
Потом все шашлык ели. Каждый должен был хотя бы кусочек съесть.
Некоторые ребята кровь брали - прямо горячую - и мазали себе больные
места, или те места, где они хотели, чтобы травм не было. Или, например,
на фарт - ударную ногу... Я? Нет, не мазал. Смотреть - и то было
не очень комфортно...
- Руслан, ваши «плюс-минус»?
- Честно говоря, в Израиль ехал, не зная даже, в какую команду попаду.
Было несколько вариантов. Получилось так, что контракт подписал
с первым же клубом, с которым тренироваться начал - с «Маккаби Ахи»,
новичком высшей лиги...
Полностью очернять этот период не хотелось бы, но и удивляться тому
факту, что «Маккаби» сейчас с большим отрывом замыкает турнирную
таблицу чемпионата, не приходится. Если люди только по выходным
собираются мяч погонять (и это команда высшего дивизиона!), то,
думаю, все справедливо.
Главный минус - клубный непрофессионализм. Один факт приведу - у
нас не было штатного врача. На процедуры к физиотерапевту предлагалось
ехать в другой город - 130 километров от Назарета. Естественно,
все это я должен был оплачивать из своего кармана. Медпомощь в команде
преимущественно сводилась к пожеланиям - «чтобы заросло, как на
собаке». Нормально? Я за годы карьеры привык к профессиональной
организации дела. Чего, собственно, и от Израиля ждал, но не дождался.
Уровень профессионализма, уровень команды, в которую попал - все
большие минусы. Хотелось серьезной работы, а получилось...
Есть и плюсы. Удалось поиграть в европейской премьер-лиге, пусть
и в израильской. Провести пару хороших игр, потешить себя на закате
карьеры. Из нефутбольного - пять месяцев пожил на берегу моря...
Да, чуть не забыл - голевой пас отдал! Выбил от ворот, наш игрок
мяч подхватил, вышел один на один и забил. Давняя мечта была - самому
отличиться. Ладно, хоть пас отдал...
- А Филимонов забивал...
Р. Н.: Правда? Когда? Как? С пенальти?
А. Ф.: Да нет, тоже от ворот выбил - попал. Это я еще за «Дружбу»
играл, лет 17 было...
ДЖАНАЕВ
- В конце этого сезона вас, Александр, частенько в России вспоминали.
И не в связи с тем давним голом за «Дружбу»...
А. Ф.: Голы Джанаева? Видел, да. Хотел даже после матча с ЦСКА позвонить
Сослану - слова поддержки высказать, но не получилось. Впрочем,
идею не оставляю. Надеюсь, наш разговор все-таки состоится.
- И что ему скажете?
- «Работай, только работа поможет». Остальное нужно в лицо говорить,
это не для прессы.
- Федун считает: Джанаеву нужно в церковь сходить. Червиченко советует
с психологом пообщаться...
- Это самому Джанаеву решать. Психолог, может, и нужен, а насчет
церкви... Нет, не мой вариант. Во-первых, атеист. Хотя признаю -
какая-то высшая сила над нами есть. Во-вторых, если уж человек верит
в бога, то должен ходить в церковь регулярно, а не когда у него
что-то стряслось. Я таких людей, лишь по поводу в церковь идущих,
не осуждаю, но и не понимаю.
- Про ваш гол Украине Романцев говорил, указывая наверх: «Саша не
виноват. Это Там так решили». Про голы Джанаева можно то же самое
сказать?
- Не знаю, может быть... Судьба, еще что-то... В любом случае, у
нас с ним разные ситуации. Я после Украины, буквально через несколько
дней отыграл «на ноль» решающий матч чемпионата с «Локомотивом»,
никто мне ничего не говорил, не «поливал», на ошибке внимания не
концентрировал, как это сейчас происходит с Джанаевым... Вся возня
в газетах началась только спустя полгода. Что послужило причиной?
Опять же - не знаю. Наверное, настолько глубокий анализ делали,
что до лета пришлось выводов ждать...
- Руслан, а у вас были хоть какие-то шансы сыграть в том матче с
Украиной?
Р. Н.: Никаких! Это был мой первый вызов в сборную. Саша на тот
момент был твердым первым номером «Спартака» и сборной. Играл здорово!
Я же на первой тренировке, буквально через пятнадцать минут после
ее начала, «задохнулся» и действительно выглядел слабо. Романцев
требовал сразу включаться в работу, а мне нужна была хорошая разминка,
постепенное вкатывание... Думаю, он тогда вообще пожалел, что меня
в сборную вызвал.
- Гол Шевченко откуда наблюдали?
- Из-за ворот. Сразу понял, что Сашу может ожидать дальше...
А. Ф.: Вся страна считает, что после той ошибки я сломался. Но,
подождите, разве сейчас, сидя перед вами, я похож на человека, убитого
горем, запуганного, неуверенного в себе? То же самое, кстати, и
с Джанаевым. Его моральный надлом может быть не больше, чем ярлыком,
штампом.
Р. Н.: А если действительно парень где-то надломился психологически?
«Спартак» - это такая команда, в которой может сломаться любой молодой
вратарь. А тут еще два матча подряд. Рок какой-то...
Все сейчас проводят параллели с Филимоновым, но и я ведь похожий
гол пропускал. За «Спартак» в финале Кубка Содружества против киевского
«Динамо». Такой же обиднейший, глупый... Мяч после удара Белькевича
катился низом точно в руки, я в этот момент прокручивал в голове
слова Романцева о том, что надо сразу искать варианты для начала
атаки... Пока искал - мяч подскочил и запрыгнул в ворота. Тот матч
мы проиграли, отношения с болельщиками испортились раз и навсегда...
Скажу больше - тот гол поставил крест на всей моей спартаковской
карьере. Начались сборы, случился конфликт с Романцевым...
Думаю, что и в случае с Джанаевым могла иметь место потеря концентрации.
Гол от ЦСКА ведь - чистая психология. Наверное, Сослан немного «сдулся».
Борьба за чемпионство, общее напряжение... Плохая школа? Не думаю.
Двадцать матчей школа была хорошей, а потом вдруг стала плохой?
Еще момент: Джанаев, заметил, играет перчатками той же модели, что
и я. По сухой погоде они - великолепны. Но если поле чуть сырое,
как в Самаре, мяч такими перчатками зафиксировать гораздо сложнее.
Сцепление не то. Возможно, и это как-то сказалось. Есть же специальная
модель для влажной погоды...
- С перчатками - интересно. Еще какие-то советы молодому вратарю
можете дать?
- Сходить в церковь обязательно. Психолог? Сейчас есть спортивные
психологи, которые могут помочь. Сам я никогда к ним не обращался,
зато с интересом прочел книгу Тони Шумахера, где он описывает свои
аутогенные тренировки. Можно работать над собой, внушать себе какие-то
вещи...
- По ходу последнего матча с «Зенитом» трибуны «Петровского» кричали
Джанаеву: «Твой учитель - Филимонов!».
А. Ф.: Да? Ну, и ладно. Мне все равно. Вспоминают, и вспоминают.
От меня это не зависит. Если бы зависело - я бы что-то сделал, сказал,
а так... Все люди разные. Кто-то кричит, кто-то молчит...
«ВОЗВРАЩЕНИЕ В «СПАРТАК» - ЭТО СКАЗКА»
- Прошлой зимой после ветеранского Кубка легенд Карпин заявил: «Филимонов
может усилить «Спартак». В шутку?
А. Ф.: Конечно. Серьезного разговора между нами не было и быть,
наверное, не могло.
Безусловно, вернуться - было бы супер. Но мое возвращение в «Спартак»
- это сказка. Если бы позвали - я бы не думал, но ведь не позовут...
Предлагаю остановиться на том, что я - навсегда спартаковец. Болею
за эту команду с 85-го года и всегда буду болеть.
- Недавно была встреча спартаковцев - чемпионов разных десятилетий.
Приходили?
А. Ф.: Да, меня позвали, как чемпиона 1999 года. Очень тепло пообщались.
Кого дольше всех из команды не видел? Так, навскидку, и не скажу...
- Может, Романцева?
- Может, и Романцева. А может, еще кого-то... Это прикидывать надо,
вспоминать.
- Вы, Руслан, себя кем больше считаете - спартаковцем или локомотивцем?
Р. Н.: Я тоже, как и Саша, в детстве болел за «Спартак». И на прощальном
матче Аленичева присутствовал как спартаковец...
Но чуть ближе я все-таки к «Локомотиву». Хотя бы потому, что в этой
команде больше времени провел. Много запоминающихся матчей, именно
из «Локомотива» меня вызвали в сборную, лучшим вратарем страны я
стал, играя за «Локо»...
С другой стороны, смею надеяться, что и я для этой команды что-то
полезное сделал. И хотя бы на прощальный матч Сергея Гуренко меня
можно было позвать. Но даже звонка не последовало. Вот это было
неприятно...
- Вас, Александр, можно и не спрашивать - за кого в золотой гонке-2009
болели. Симпатии очевидны. Спросим у Руслана: «Рубин» или «Спартак»?
Р. Н.: Сказать, что бы я прямо за кого-то болел, не могу. Конечно,
мне, как казанцу, приятно, что команда из моего родного города второй
раз подряд стала чемпионом России, но не более того. Меня с «Рубином»
ничего не связывает, кроме двух дней, проведенных на сборе в январе
2005-го.
«Рубин» на протяжении всей карьеры меня игнорировал. Даже не знаю
почему. Я и в «КАМАЗ»-то напрямик из «Электрона» поехал...
- Если бы вам в то время сказали, что через 15 лет «Рубин» будет
обыгрывать «Барселону» на «Ноу Камп»...
Р. Н.: Не поверил бы, конечно. Болталась себе командочка во втором
дивизионе... «Рубин» того времени мало что из себя представлял.
Главной командой Татарстана считался как раз «КАМАЗ», а у Казани
не было такой финансовой поддержки, как сейчас.
- Родня по-прежнему в Казани живет?
- Да, родители и брат. Постоянно их навещаю, собираюсь Новый год
в Казани встретить, недельку там провести...
- Когда заканчивали карьеру в первый раз, сказали: «Я сыт негативом
в футболе, поэтому и ухожу». Сегодня похожая картина?
- На этот раз я окончательно понял: мое время ушло, пора заняться
другой работой. Вплоть до последнего времени видел себя селекционером
в каком-нибудь клубе. Но в начале декабря возник другой вариант
- итальянско-швейцарское агентство решило открыть представительство
в России, офис будет находиться в Москве. Его и возглавлю.
Весь январь уже расписан по дням - командировки, просмотр игроков,
заключение сделок... Мы можем оказывать полный комплект услуг: трудоустройство,
консалтинг, консультации финансового плана, подбор индивидуальных
спонсоров, пиар и так далее.
- Для этой работы лицензия агента необходима...
- Пока можно вести переговоры, просматривать футболистов и без нее.
Само агентство имеет лицензию, так что проблем нет. Лицензия - не
самоцель. Хотя в будущем, скорее всего, ее получу.
- «Я видел себя селекционером в каком-нибудь клубе». Была ли возможность
вернуться в «Локомотив»? Все-таки Семин снова в команде - ваш тренер...
- Семин образца 1998-2001 годов - лучший тренер из тех, с кем я
работал. Наравне с Романцевым. В те годы Палыч умел находить контакт
с игроками. Мог устроить шашлычок, сам пиво открыть. Отличался открытостью,
человечностью. Я только спустя годы понял - все это ему нужно было
для дела...
Вернуться в «Локомотив»? Пожалуй, это было нереально. Я там считаюсь
человеком Липатова. Что, впрочем, не мешает мне почти каждый день
появляться на стадионе.
- ?!
- Сын играет за команду 2000 года рождения. Тоже вратарь. Вожу его
на тренировки. Благо живем совсем рядом.
- Вы привезли в «Локомотив» Гилерме, которого поначалу сильно критиковали.
Овчинников, глядя на игру бразильца, сетовал: «Рановато я закончил
с футболом...».
- Не надо воспринимать все слова Сергея всерьез. Обратите внимание,
сейчас, побывав в шкуре тренера, он стал меньше острить, чем прежде.
Гилерме стал расти, потому что к нему появилось доверие. Бышовец
не доверял, Рахимов своего вратаря привел. Только с приходом Семина
бразилец заиграл. И не случайно по опросу болельщиков занял третье
место среди лучших футболистов «Локомотива» сезона-2009. Действительно,
за прогрессом парня приятно наблюдать. Считаю, он сполна отрабатывает
свои деньги, хотя обошелся «Локомотиву» недешево.
ТИГР И БЫК
- Какими-то бизнес-проектами параллельно с основной работой занимаетесь?
Р. Н.: Есть у меня компания по дизайну, ремонту, интерьеру домов,
квартир, ресторанов. Кризис сильно по бизнесу ударил - пришлось
закрыть несколько проектов и избавиться от непрофильных активов.
Эта компания единственная выжила и нормально функционирует.
А. Ф.: В моей жизни сейчас только футбол.
- У вас ведь, кажется, была своя футбольная школа - в Москве, имени
Филимонова...
- Проект временно заморожен. В определенный момент понял, что такими
делами нужно заниматься самому. А чтобы самому - нужно время. Его
пока нет.
- Уходящий год был годом Быка - вашим годом, Александр. С этой точки
зрения, как 2009-й расцениваете?
- Как вполне удачный год. Начинался он не совсем хорошо, но как
запрягли Быка в упряжку - тот пахать принялся. И вспахал так, что
к концу года что-то даже выросло, - улыбается.
- Предыдущий год Быка - 97-й - чем-то памятен?
- Впервые в сборную позвали. В том сезоне, в отличие от 96-го, когда
мы с Нигмой в очередь играли, я уже твердо основным вратарем «Спартака»
считался.
- Вообще в гороскопы верите?
А. Ф.: На уровне полушутки.
Р. Н.: Тоже особо не заморачиваюсь, но почитываю иногда. Надеюсь,
что следующий год, а это будет уже мой год - Тигра - принесет удовлетворение
от работы. Кстати, вы просили Сашу вспомнить его последний год Быка,
так вот мой последний год Тигра - 98-й - тоже сложился удачно. Это
был мой первый сезон в «Локомотиве». Переломный год. Из перспективных
вратарей я, наконец-то, перешел в ранг основных.
- Есть предложение проверить, насколько вам, Руслан, близки тигриные
повадки... Например, считается, что тигр недисциплинирован и у него
вспыльчивый характер.
- Вспыльчивым себя не назову. Недисциплинированный? В таком случае
у меня не было бы патологической боязни опоздать куда-либо. Так
что не согласен.
- Упорный и упрямый, он постоянно находится с кем-то в конфликте...
- Я себя конфликтным человеком не считаю, хотя, чтобы уж совсем
без конфликтов - так тоже нельзя. Чтобы не конфликтовать, это надо
быть никем!
- Тигр - эгоист в мелочах, способен на бескорыстие в делах больших...
- Скорее да, чем нет. Жена меня, например, часто критикует, что
я в бизнес-делах свои интересы на первое место не ставлю.
- Не доверяет никому...
- Нет, мой недостаток как раз - доверчивость.
- Может быть начальником или руководителем предприятия.
- Может, согласен.
- Тигр может даже стать преступником. Он любит сферы деятельности,
где есть риск.
- Риск - да, но не риск, связанный с законом. С этим делом никогда
шутить не стану.
- Кстати, города вашей юности - Казань, Челны - «славились» своей
криминальностью...
- Это точно. Казань - вообще кошмар! Я из окна наблюдал все эти
уличные разборки, драки... Еще меня все время хотели вовлечь в какие-то
группировки, но я ни в какую не соглашался - в голове был один футбол.
- В целом есть удовлетворенность от того, как карьеры сложились?
А. Ф.: У меня нет. Хотелось бы большего.
Р. Н.: Стопроцентного удовлетворения нет (его и не может быть),
но то, к чему стремился, многое исполнилось. В детской тетрадке
себе помечал: хочу быть вратарем сборной, лучшим футболистом страны...
С другой стороны - у меня много серебра, бронзы, два кубка выиграл,
но полноценного, моего чемпионства нет. Поэтому поражение «Локомотива»
от ЦСКА в золотом матче 2002 года самым обидным считаю. Я четыре
сезона бился за первое место с «Локо», а тут оказался по другую
сторону баррикад и сразу проиграл...
Обидно еще, что в Англии поиграть не удалось. Был на просмотре в
«Эвертоне», ездил туда из «Вероны», но не хватило матчей за сборную.
Улетал с опущенной головой. Английский футбол произвел огромное
впечатление. Потом еще возникали варианты с «Арсеналом», «Челси»...
Но туда звали железно вторым вратарем.
- Вместе поработать в будущем - нет желания?
Р. Н.: Легко!
А. Ф.: Почему нет? Если жизнь распорядится, то с удовольствием.
- Есть какой-то вопрос, который сами бы хотели собеседнику задать?
А. Ф.: Руслан, зачем волосы отрастил?
Р. Н.: Имидж решил поменять. Чтоб внутреннему мироощущению соответствовать.
У тебя, кстати, Саша тоже волосы немного отрасли. Зима?
А. Ф.: Ага, холода, - смеется.
Р. Н.: Мой вопрос - как долго играть планируешь?
А. Ф.: Пока будет желание, будет здоровье - буду играть. Благо со
здоровьем - тьфу-тьфу-тьфу - все в порядке.
- Новогодние пожелания друг другу...
А. Ф.: Руслан, желаю тебе здоровья, и чтоб в семье все было хорошо
- это, как я уже понял, самое главное. Ну а поскольку наступающий
год - твой год, то настоящего тебе Тигриного прыжка, прорыва в послефутбольной
жизни!
Р. Н.: Спасибо, Саша. Я тебе тоже желаю здоровья, успешной личной
жизни. А в силу того, что ты еще играешь - успешной карьеры, без
травм. Ну, и чемпионом стать, конечно!