Украинские политики уговорили чиновников УЕФА дать «незалежной
державе» провести полноценную половину футбольного праздника
В пятницу исполком УЕФА принял решение доверить право
проведения матчей Евро-2012 Киеву, Донецку, Львову и Харькову. Европейские
футбольные чиновники поверили обещаниям руководителей Украины, для
которых Евро-2012 стал разменной картой в большой политической игре.
С того момента, когда Украина на паях с Польшей получила право провести
чемпионат Европы, выиграв конкурс - ни много, ни мало - у Италии,
организация турнира стала настоящей головной болью УЕФА. Сам по
себе выбор был достаточно странным. Ведь ни в Польше, ни в Украине
не было ни подходящих стадионов, ни сопутствующей инфраструктуры
для проведения подобных соревнований. Это вам не Бельгия с Голландией
и не Австрия со Швейцарией.
Победу польско-украинской заявки на выборах предопределили два обстоятельства.
Очень серьезную работу по ее лоббированию провел тогдашний российский
представитель в руководящих органах УЕФА Вячеслав Колосков. Кроме
того, в своей предвыборной программе новый президент УЕФА Мишель
Платини говорил о необходимости прорыва на Восток. Вот и решили
прорваться.
Чиновники из УЕФА рассудили, что за оставшееся до начала чемпионата
время уж в четырех-то городах каждой из стран сумеют построить современные
стадионы, гостиницы, аэропорты. Автор этих заметок нынешней осенью
побывал во всех четырех польских городах, где намечены матчи Евро-2012.
Подготовка к ним ведется довольно активно.
В Варшаве строится стадион на 55 тысяч зрителей. Завершить стройку
планируется к 2011 году. Тендер на строительство выиграла компания,
которая возводила в Мюнхене «Альянц Арену» к ЧМ-2006. Стоимость
проекта - 285 миллионов евро, но никаких проблем с финансированием
не возникает.
Во Вроцлаве наблюдал за строительством железной дороги, ведущей
от аэропорта к центру города. В Гданьске, а точнее - его окрестностях
- за реконструкцией платформ легкого метро, или пригородной электрички.
По-разному можно называть самый экономичный вид транспорта, который
соединяет Гданьск с Сопотом и Гдыней, делая их фактически одним
мегаполисом.
Проехать по всей Польше на автомобиле или автобусе сейчас вообще
невозможно. Такое впечатление, что дорогами во всей стране не занимались
с 40-х годов прошлого столетия и готовятся привести их в порядок
аккурат к стартовому матчу Евро-2012 на новом стадионе в Варшаве.
В Познани на центральной площади даже часы установили, отсчитывающие
оставшееся до начала чемпионата время.
Конечно, Польше до Австрии и Швейцарии, принимавших последний чемпионат,
во всех отношениях еще очень далеко, но Украине далеко и до Польши.
Дело дошло до того, что УЕФА к моменту определения готовности городов
для проведения Евро из четырех украинских дал карт-бланш только
Киеву, да и то при условии возможного переноса финального матча
в Варшаву.
Ведь в столице Украины в нарушении градостроительных норм рядом
со стадионом возвели огромный торгово-развлекательный комплекс.
В целях безопасности болельщиков эмиссары из УЕФА потребовали его
снести. Владельцы возмутились и пригрозили, что разбираться с желающими
посягнуть на их собственность будут братья Кличко. В столице Украины
говорят, что именно они этими владельцами и являются.
Остальные украинские города вообще оказались не готовыми в плане
инфраструктуры. В результате первоначально числившийся в заявке
Днепропетровск в срочном порядке заменили на Харьков. При этом в
городе на Днепре успели освоить средства, выделенные на строительство
30-тысячного стадиона. На реконструкцию аэропорта, посадка в котором
напоминает экстремальный вид спорта, в городской казне денег не
осталось.
Самые большие проблемы были у Львова, который нельзя было исключать
из украинской заявки ни при каких обстоятельствах. Это единственный
город из четырех кандидатов на Евро-2012, где большинство жителей
говорит на государственном языке.
Воспользовавшись неготовностью соседей, о желании задействовать
вместо четырех городов шесть объявили поляки. К четырем, уже утвержденным,
они хотели добавить практически готовый к приему гостей Краков и
Хожув, расположенный в районе Больших Катовиц. Там местные власти
гарантировали увеличение вместимости стадиона до 60 тысяч. Украинцам
готовы были оставить Киев и стадион в Донецке с аэропортом в Харькове.
Тут уж в Киеве зашевелились. Особую активность проявила премьер-министр
Юлия Тимошенко, для которой Евро-2012 стал одним из козырей в предвыборной
кампании. Пани Юлия очень хочет открывать эти соревнования в качестве
президента «незалежной державы». В полемическом запале она даже
упрекнула действующего президента Виктора Ющенко в том, что он устроил
для футбола «финансовый голодомор».
После длительных дебатов в условиях, когда на счету в Украине каждая
гривна, был принят закон о перечислении в государственную казну
125 миллионов долларов на финансирование подготовки к Евро-2012.
Активную работу в офисе УЕФА проводил президент Федерации футбола
Украины Григорий Суркис. Общими усилиями украинским политикам и
спортивным функционерам удалось уломать европейских инспекторов.
Со второй попытки Донецк, Львов и Харьков получили право на проведение
матчей, а Киев признали достойным финала.
Украинские политики спешат снять дивиденды с этого решения. Ющенко
назвал его победой всей Украины, лидер Партии регионов Виктор Янукович
призвал всерьез заняться развитием и поддержкой туристического бизнеса.
Ведь пока для размещения гостей Евро в Донецке планируют задействовать
казармы и студенческие общежития. Уязвленный мэр Кракова Яцех Майхровский
заявил, что не понимает логики европейских футбольных чиновников.
Вверенный ему город действительно был лучше всех готов к проведению
соревнований, обладая и стадионом, и аэропортом, и хорошей гостиничной
инфраструктурой.
Украинские же политики на седьмом небе от счастья. Какие там социальные
пробл емы! Евро через два с небольшим года принимать будем. Да и
сборной не придется пробиваться на этот турнир через отборочные
матчи, как россиянам. Хотя, если наша команда пробьется на Евро-2012,
нужно будет держать кулачки за то, чтобы при жеребьевке финала она
попала в группу, которая будет играть в Гданьске и Вроцлаве или
Варшаве и Познани.