Тем, кто поедет летом на ЧМ-2010, надо быть готовыми изрядно поколесить
по стране. Если, конечно, не собираться осесть в каком-то одном
месте. Но ведь болельщиков интересует прежде всего своя сборная.
Значит, толпы фанатов понесутся по громадной стране, территория
которой составляет 1,22 миллиона квадратных километров, что примерно
равно площади Франции, Германии и Италии, вместе взятых.
На чемпионатах Европы соблюдается по мере возможности принцип географической
компактности - команды одной группы играют в паре городов. Так,
в Австрии в прошлом году российская сборная добиралась на игры автобусом.
В ЮАР же всем придется летать.
Команда Словении, на месте которой условно можно представить сборную
России, вступает в борьбу в Полокване на самом севере страны, потом
играет в Йоханнесбурге, что в трехстах километрах, и, наконец, в
Порт-Элизабете. А до него, между прочим, от главного экономического
центра тысяча километров. Расстояние между Йоханнесбургом и Кейптауном
- 1300 км. А сборная Англии, к примеру, будет базироваться в районе
Рустенбурга, где проводит первую игру, но ей предстоит совершить
марш-бросок и в Кейптаун, и в Порт-Элизабет.
На чемпионатах мира перелеты на дальние расстояния начались в 1994
году в США. Но там еще все-таки соблюдалась некая географическая
системность. Зато начиная с Франции-98 все сборные стали гонять
по всей стране. Французы тогда говорили, что родимую сборную хотят
видеть не только в Париже, и звезд из, допустим, Бразилии - тоже.
Матчи одной из групп перестали проводить в одном и том же месте.
И сейчас в ЮАР нигде нет повторения, кроме Йоханнесбурга, и даже
матчи с участием бразильцев и аргентинцев, которым посчастливилось
дважды играть в этом городе, разведены по разным стадионам.
И во Франции, и в Японии, и в Германии есть чудесные скоростные
железные дороги, на которых часто удобнее добираться, чем самолетом.
Еще неизвестно, на чем быстрее со всякими регистрациями получится,
а комфорт тот же. В ЮАР этого нет, и почему, спрашивается, было
не вернуться к более простой схеме. В конце концов, убедить ФИФА,
если та возражала. Но в стране присутствует социальный подход. Футбол
популярен прежде всего у темнокожего населения, а у него в подавляющем
большинстве нет средств для туризма, и похоже, что стремление показать
как раз южноафриканцам разные команды, - из той же области, что
и льготные и бесплатные билеты для местных граждан. По крайней мере
одно другому соответствует.
Железная дорога есть. Заготовлено дополнительно 60 поездов и 2000
вагонов. Говорят, удобных. Но трястись по просторам саванны придется
отнюдь не считаные часы.
К поездам имеются вопросы по безопасности - потому в ЮАР разработаны
планы цеплять к ним специальные вагоны, оборудованные как полицейские
участки: с офисом для составления протокола, парочкой тюремных камер.
Так что злоумышленники рискуют прибывать к месту назначения, уже
схлопотав какой-то приговор - скажем, штраф.
В стране, конечно, осознают транспортную проблему и немало делают,
чтобы ослабить тяготы для гостей. Курсировать между городами, принимающими
ЧМ-2010, будет дополнительно 200 самолетов. Для фанов обещаны бесплатные
автобусы.
Однако журналисты смотрят на проблему со своей колокольни. Если
арендовать автомобиль и порулить полсуток или сутки, то когда же
работать? Можно даже посочувствовать коллегам, которым придется
следовать неотступно за своими сборными, если те не возьмут в самолет.
Пять лет назад мне довелось брать интервью у Мишеля Платини, приезжавшего
на Кубок Содружества вместе с президентом ФИФА Йозефом Блаттером.
Выборы страны - организатора ЧМ-2010 еще не состоялись, но было
уже известно, что миру предстоит африканский чемпионат. "Той
стране, которая его получит, надо не гнаться за Германией, а провести
турнир на свой африканский лад", - заметил будущий президент
УЕФА. Угнаться за немецкими железнодорожными экспрессами, как, впрочем,
и за французскими TGV с японскими "синконсенами", заведомо
не получится.