Телевидение не готово платить столько, сколько требуют клубы
премьер-лиги
Во вторник состоялось очередное общее собрание в премьер-лиге. После
его завершения руководители клубов выразили неудовольствие суммой
соглашения с телевидением. Напомним, что «НТВ-Плюс» платит премьер-лиге
за четырехлетний контракт около 92 миллионов долларов. Президент
«Локомотива» Николай Наумов сказал, что клубы должны получать от
телевидения 150-200 миллионов евро в год. Мы решили продолжить тему
и дать слово телевизионщикам.
«НТВ-ПЛЮС»: ЖЕЛАНИЕ КЛУБОВ ЗАКОНОМЕРНО, НО...
- Как бы нам ни было тяжело и мучительно, мы в любом случае, невзирая
на кризис, продолжаем исполнять условия контракта, - говорит главный
продюсер спортивных каналов «НТВ-Плюс» Дмитрий Чуковский. - Что
касается желания клубов получать больше денег за реализацию телеправ,
то оно закономерно.
- Президент «Локо» Николай Наумов называет цифру 150-200 миллионов
евро за сезон на все команды лиги? Это реальная сумма для России?
- Это заоблачная сумма для российского телевизионного рынка. Даже
если бы, предположим, наш чемпионат был на уровне Лиги чемпионов,
все равно такие деньги были бы нереальными для нашей страны.
- В 2010 году заканчивается действующий контракт РФПЛ с «НТВ-Плюс».
Наверняка в ближайшее время клубы скажут вам о своем желании увеличить
сумму нового договора.
- Даже не хочу думать по этому поводу. Одна из задач, которые стоят
перед нами на ближайший год, - сделать так, чтобы картинка трансляции
региональных матчей не отличалась от московских. Это важнее для
«НТВ-Плюс». Потому что мы были амбициозны три года назад, когда
заключали договор. И многие забыли, как выглядел тогда телевизионный
чемпионат. Этот четырехлетний договор в итоге должен вывести показ
нашего чемпионата на мировой уровень.
- На ближайшем заседании премьер-лиги 15 декабря будете обсуждать
с клубами телевизионный вопрос?
- Нас больше волнует календарь. Надеюсь, в следующем году нам не
придется проводить многие матчи в одно время, а удастся их разнести.
Этим летом из-за известной истории (тепловой удар во время дневного
матча получил Петр Быстров. - Прим. ред.) матчи переносились на
позднее время. И тем самым существующее расписание еще больше уплотнялось.
Надо достичь компромисса по этому вопросу не в мае, узнав, что лето
вот-вот наступит, а раньше.
«СПОРТ»: РУКИ У ТВ СВЯЗАНЫ ПО МНОГИМ ПОЗИЦИЯМ
- Учитывая стоимость рекламы на российском рынке, думаю, ни одна
телекомпания не сможет платить деньги, которые хотят клубы, - считает
директор творческо-производственной дирекции «Спорта» Дмитрий Анисимов.
- Вот Наумов приводит пример разговора с президентом «Лацио». Но
тогда он должен сравнить, сколько стоит минута рекламы на российском
и итальянском телевидении.
- Сколько?
- В Италии в разы больше. Не могу назвать точных цифр. Но знаю,
что, допустим, минута рекламы на Первом канале - это несколько десятков
тысяч долларов. Клубы говорят, что надо увеличить цену за телеправа.
Но ведь контракт, который заключила телекомпания «НТВ-Плюс», обременен
обязательным размещением рекламы спонсоров премьер-лиги. Эти деньги
нужно учитывать в доходах РФПЛ.
- «Спорт», Первый канал могут платить клубам только с тех денег,
что заработали на продаже рекламного времени?
- Да. Но при этом у нас связаны руки по многим позициям. Допустим,
у лиги есть генеральный спонсор - страховая компания. Значит, другая
страховая компания рекламу разместить в это время не может. И таких
позиций много.
- Словом, запросы клубов слишком велики?
- Поймите, Первый канал не будет платить 150 миллионов евро за 30
матчей в году. Получается, что каждая трансляция будет стоить 5
миллионов евро. Что касается «Спорта», непонятно, в каком виде канал
будет существовать в следующем году. «НТВ-Плюс» может платить в
основном благодаря подписчикам. Если исходить из суммы в 150 миллионов,
за каждый тур они должны начислять лиге по 5 миллионов. Сомневаюсь,
что это возможно.
- Однако клубы говорят именно о таком порядке цифр.
- Понимаю их желание зарабатывать. Но оно должно соотноситься с
уровнем доходов в стране, уровнем цен на рекламу на ТВ. Может, тогда
руководителям клубов не платить миллионы своим футболистам и начать
жить по средствам? Как телевидение. Давайте двигаться в лучшую сторону.
- Что именно надо сделать для этого?
- Клубам надо хотя бы научиться заполнять стадионы. Приблизительная
схема доходов любого западного клуба такова: треть денег с ТВ, треть
с продажи билетов, треть с реализации атрибутики. Сейчас наши клубы
готовы зарабатывать по 9 миллионов евро на продаже билетов в год?
Вряд ли. Отсекаются со стадионов те, кто может заплатить за билет
тысячу или две рублей, прийти на футбол с семьей, припарковать машину,
купить футболку, нормально поесть и пойти домой, не получив дубинкой
по голове. Нет же, происходит заигрывание с определенными группами
болельщиков. В основном тех, кто может купить билет только за 200
рублей... Но на них не заработаешь. Скорее потеряешь. Так и телевидение
должно сначала зарабатывать, а потом расплачиваться, а не наоборот.
ТЕЛЕПРАВА В «БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКЕ»*
«Советский спорт» выяснил, сколько ведущие лиги Европы получают
за реализацию телеправ за один сезон.
Англия - 953 млн. евро («МЮ» как чемпион получил из них 61 млн.
евро).
Германия - 360 млн. евро («Бавария» как чемпион получила из них
29,1 млн. евро).
Франция - 650 млн. евро
Испания - телеправа реализует не лига, а клубы («Барселона» заработала
89 млн. евро).
Италия - телеправа реализует не лига, а клубы («Милан» заработал
96 млн. евро).
* По итогам сезона-2007/08
ЗА | КТО МОЖЕТ ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ МАТЧИ ТУРА?
На мой взгляд, клубы опрометчиво смешали свое желание платить огромные
деньги за футболистов, которые того не стоят, с желанием телевидения
(и желанием, соответственно, потребителей) за это платить. Но к
предложению клубов отношусь положительно.
Как говорят, три года назад, покупая телеправа за 100 миллионов
долларов (а тогда еще, до передачи части прав «Спорту», называлась
именно эта цифра), «НТВ-Плюс» переплатил. Сейчас, если с нашей экономикой
не произойдет ничего выдающегося, то и следующий, 2010-й, и даже
2011-й будут непростыми и пройдут под девизом «Жить по средствам».
Хотелось бы, чтобы эти законы заработали в футболе. Предположу:
требуемых 150-200 миллионов евро (в год) клубам не получить.
Какой сценарий возможен и даже желателен? Выскажу свое мнение. Вряд
ли то, что сейчас происходит с ТВ-трансляциями российского чемпионата,
можно назвать рынком в полном смысле этого слова. Много ли телекомпаний,
кроме «НТВ-Плюс» и «Спорта», готовы показать все без исключения
матчи чемпионата? И много ли болельщиков готовы смотреть все матчи
тура - ну, так, чтоб не отрываясь, во все глаза?
Судя по всему, клубы в первую очередь рассчитывают на «НТВ-Плюс».
Там же ясно дали понять, что 150 миллионов в год - перебор, в том
числе и потому, что сами телевизионщики за эти три года немало вложили
в раскрутку продукта под названием «Российский футбол». За три года
качество трансляций существенно улучшилось. Эта телекомпания обладает
квалифицированными журналистами, хорошей линейкой специализированных
передач, оригинальной подачей и великолепным составом комментаторов.
Если телевизионщики не договорятся с клубами по схеме «все матчи
- оптом», большой беды в этом не вижу. В этом году телезрители Первого
канала не увидели игр аж семи команд премьер-лиги - и ничего, пережили.
И клубы, как я понимаю, особо не протестовали.
Если будет нормальный рынок и, соответственно, торг, это может привести
к продаже клубами индивидуальных пакетов. Надеюсь, появится конкуренция
и мы узнаем реальную цену трансляций матчей наших ведущих клубов.
В конце концов они ведь стоят столько, сколько за них готовы заплатить.
Только и всего.
А отсутствие просмотра всех без исключения матчей как-нибудь переживем.
Самое интересное, к примеру, матч «Терек» - «Крылья», потом для
особо любопытных все равно повторят.
ПРОТИВ | ТРЕБОВАТЬ НАДО С САМИХ СЕБЯ
На последнем собрании членов РФПЛ клубы основное время потратили
на обсуждение вопроса о будущей продаже телевизионных прав. Оказалось,
что именно этот вопрос по окончании сезона самый важный. И это при
том, что контракт с «НТВ-Плюс» заканчивается только через год.
Делить телепирог клубы начали уже сейчас. О чем это говорит? На
мой взгляд, о привычке жить на широкую ногу. О завышенных запросах.
И об оторванности от реалий.
Аргументы клубов традиционны. Во-первых, в премьер-лиге есть не
только «Зенит», «Локомотив», «Спартак», которые не испытывают особых
проблем с деньгами, но и «Амкар», «Томь», «Ростов». Для них поступления
от телевидения - существенное подспорье. Таким образом, премьер-лига
заботится о развитии футбола в регионах. Во-вторых, за рубежом деньги
от трансляций национального чемпионата - чуть ли не четверть клубных
доходов. К примеру, «Манчестер Юнайтед» (в Англии, как и в России,
телеправа реализует премьер-лига, а не сами клубы) в 2008 году заработал
на этом 73 миллиона евро - это 23 процента клубного бюджета. В Италии
футбол и телевидение так завязаны, что почти вся серия А без ТВ-подпитки
мгновенно обанкротится.
Да, посмотришь на Запад - начинаешь завидовать. Но что дает нашим
клубам право требовать европейского подхода к вопросу реализации
телеправ? У нас много современных стадионов, с которых удобно вести
трансляции? Такие можно пересчитать на пальцах одной руки. У нас
большой интерес к футболу? Сравните посещаемость английского чемпионата
и нашего. У нас заметно вырос уровень внутреннего первенства? Еврокубки
показывают, что разговоры об этом преждевременны.
А разве не странно, что за желанием больше зарабатывать на ТВ-трансляциях
не предъявляются повышенные требования к самим себе? В конце концов,
ведь в Европах большие деньги зарабатываются не только на телетрансляциях,
но и на продаже атрибутики, на билетах-абонементах... На рекламе.
Много ли крупных западных компаний из числа работающих на российском
рынке, которые добровольно принесли в футбол свои денежки?
В общем, требовать надо в первую очередь с себя. И уже потом - с
телевидения.