Россия - Германия, безусловно, главное футбольное событие года.
Что-то вроде вручения премии "Оскар" в кинематографии.
Такая ассоциация и подвигла "Спорт-Экспресс" попробовать
определить номинантов на получение главных призов. А поскольку кинематографического
опыта у спортивных журналистов маловато, нужен был эксперт, таким
опытом обладающий. Немного поразмыслив, мы решили: лучшего кандидата
на эту роль, чем известный режиссер и продюсер Денис Евстигнеев,
не найти, поскольку он и футбол знает на уровне специалистов-профессионалов.
Итак...
Предварительно номинации мы определили сами. Но после разговора
с Евстигнеевым названия некоторых пришлось подкорректировать для
приведения в соответствие с кинематографическими реалиями. Впрочем,
первая в ряду сомнений вызвать не могла.
ГЛАВНАЯ РОЛЬ
Номинанты "СЭ" - Андрей АРШАВИН, Владимир БЫСТРОВ, Юрий
ЖИРКОВ.
Мы все-таки надеемся, что главные события сегодня пройдут у ворот
сборной Германии, поэтому видим в претендентах на главную роль прежде
всего тех, кто может ярко и продуктивно сыграть в атаке. Так кто
же главный претендент - блистательный Аршавин, неудержимый Быстров
или не знающий устали Жирков (если ему, конечно, позволит справиться
с ролью нынешнее физическое состояние)?
Евстигнеев: - Герой для меня один - Аршавин. Герой в кино, если
формулировать коротко, - это человек, совершающий поступки, для
простого зрителя невозможные. Фильмы ведь снимаются именно о героях,
а не о рядовых людях. Так вот, как раз Аршавин способен сотворить
нечто, никому другому не доступное.
А Жирков и Быстров прекрасно подходят на роли друзей главного героя,
оттеняющих его, по-киношному - резонеров. Амплуа тоже очень важное,
заняты в нем обычно характерные артисты. Если герой - "молчаливый
ковбой", то его друзья всегда активнее, смешнее в хорошем смысле
слова. В футбольном плане это как раз быстрые и ловкие дриблеры
Жирков с Быстровым. К тому же у зенитовца и внешность соответствует:
он обычно очень серьезен, что забавно контрастирует с его абсолютно
"детским" лицом. Такой типаж мог бы стать находкой для
любого режиссера.
РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Номинанты - Игорь АКИНФЕЕВ, Александр КЕРЖАКОВ, Роман ПАВЛЮЧЕНКО.
Признаюсь, сначала мы назвали эту номинацию "Король эпизода".
Но опытный киношник нам объяснил: эпизод - он и есть эпизод, а роли
второго плана порой определяют успех фильма, поэтому режиссеры стараются
приглашать на них актеров по-настоящему ярких. Итак, кто лучший
из тройки - спасатель номер один Акинфеев, победитель Англии Павлюченко
или не признающий авторитетов Кержаков?
Евстигнеев: - Роль второго плана не потому так названа, что второстепенна.
Суть тут в том, что актеру дается гораздо меньше экранного времени,
чем герою. И из-за этого надо быть даже более ярким, чем главные
персоны ленты, вспыхнуть на пять минут так, чтобы все запомнили.
Тот, кто попадает в эту номинацию, - большой актер, раз сумел это
сделать.
Вы наверняка помните прекрасного советского актера Владимира Басова,
корифея подобных образов. Басов сыграл несколько сотен маленьких
и совсем малюсеньких ролей, и очень многие в нашей памяти останутся
навсегда. Упомяните, к примеру, фильм "Я шагаю по Москве"
- и все сразу вспомнят его полотера.
Так и в футболе. Возьмем матч с Англией двухлетней давности. Кого
все назовут первым, восстанавливая в памяти события? Конечно же,
Павлюченко. А ведь вышел он едва ли не в середине второго тайма
и сверкнул только в течение пяти минут. Настоящий актер второго
плана! Уверен, он и сейчас не растерял навыков, главное, чтобы травма
не помешала.
А вот Акинфеева предлагаю из этой номинации исключить. Ведь если
ему придется демонстрировать незаурядное мастерство, значит, атаковать
будут немцы. Вам этого хочется? Мне тоже нет! Игоря лучше определить
на ту роль, которую никто не видит. Человек, управляющий ситуацией,
но остающийся незаметным, - типичный продюсер. А учитывая место
Акинфеева во время матча, давайте назовем его линейным продюсером.
В кино это теневая фигура, от которой зависит буквально все.
АВТОРЫ СЦЕНАРИЯ
Номинанты - Игорь ДЕНИСОВ, Константин ЗЫРЯНОВ, Сергей СЕМАК, Игорь
СЕМШОВ.
Вот эту номинацию мы как раз и хотели назвать "роль второго
плана". Но опять-таки согласились с мэтром: "Названные
вами люди не могут считаться актерами второго плана, поскольку они
- стратегически важнейшие, системообразующие фигуры, держащие в
руках все нити игры. От их работы в первую очередь зависит общий
успех. Фактически это - сценаристы". И действительно сценаристы
- наш эксперт снова попал в точку! Кого предпочесть - непроходимого
Денисова, двужильного Зырянова, надежнейшего Семака или разнообразного
Семшова?
Евстигнеев: - Мне в этой высокопрофессиональной и очень достойной
компании больше всех нравится Зырянов. Его отличают качества, в
кино едва ли совместимые, - яркий артистизм и поразительное трудолюбие.
Умение взвалить на себя черновую работу и успевать при этом сверкнуть
- неоценимый дар. Для футбола это тоже очень редкий талант, который
не может не вызывать уважения.
Не могу не снять шляпу и перед Семаком. Его часто называют воплощением
надежности, но мне хочется, чтобы против немцев у Сергея были возможности
проявить другие свои качества - умение отдать последний пас и пробить
самому.
СПЕЦЭФФЕКТЫ
Номинанты: Динияр БИЛЯЛЕТДИНОВ, Алан ДЗАГОЕВ, Павел ПОГРЕБНЯК, Дмитрий
ТОРБИНСКИЙ.
Мы долго думали, как назвать номинацию, где представлены люди, которые
в стартовый состав не факт что попадут, но своим выходом на поле
игру способны переломить. Пришли к выводу, что они - исполнители
спецэффектов, задуманных режиссером Хиддинком. Эксперт с нами в
целом согласился: "В кино есть такой термин - "досъемка".
Иногда снимаешь сцену по утвержденному сценарию, потом смотришь
ее при монтаже и понимаешь: ничего не получилось. Тогда и нужна
досъемка. Но с вашим названием номинации я, пожалуй, соглашусь:
это действительно исполнители спецэффектов". Господа, перед
вами великолепная четверка: техничный Билялетдинов, непредсказуемый
Дзагоев, таранный Погребняк и неугомонный Торбинский.
Евстигнеев: - В этой номинации вполне по силам выиграть Дзагоеву,
который способен неожиданно взорваться и решить судьбу матча. Но,
с другой стороны, он может и вообще не появиться на экране.
Проблема в том, что я не знаю нынешней формы каждого из четверых,
того, как они работали на тренировках. И все же мне кажется, что
самым неожиданным спецэффектом для немцев мог бы стать Торбинский.
Ведь Хиддинк не зря говорит: самое главное наше оружие в субботу
- скорость. А Дмитрий способен добавить ее в любой момент.
ЛУЧШИЕ БАТАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ
Номинанты: Александр АНЮКОВ, Василий БЕРЕЗУЦКИЙ, Сергей ИГНАШЕВИЧ,
Ренат ЯНБАЕВ.
Дай бог, чтоб на долю номинантов пришлось как можно меньше нагрузки.
Кого предпочтет Фортуна - универсального Анюкова, монументального
Березуцкого, незаменимого Игнашевича или растущего Янбаева?
Евстигнеев: - Ох не хочется мне комментировать эту номинацию, чтобы,
не дай бог, не сглазить. Эти "актеры" и впрямь будут находиться
в самых "горячих" точках, и сравнение с батальными сценами
оправданно. В кино, кстати, героев фильма в таких сценах часто заменяют
каскадеры. Но в кино все - туфта, и каскадеры только имитируют настоящее,
а в футболе, наоборот, нет ничего ненастоящего.
И все же, если придерживаться киношной терминологии, главный каскадер
в этой четверке - Игнашевич. Мы знаем: когда Сергей играет хорошо,
с нашей защитой все нормально, а вот если у него не клеится… Впрочем,
дурные мысли лучше гнать подальше.
Кроме того, защита своих ворот - вещь вообще очень хрупкая. И если
там не будет человека, который, грубо говоря, орет на других, а,
корректно выражаясь, обеспечивает организацию в своем маленьком
отряде, ничего не получится. Думаю, как раз Игнашевич к таким людям
и относится. Этакий директор картины. Ну а если у директора что-то
пойдет не так, линейный продюсер поможет и направит на путь истинный.
РЕЖИССУРА
Номинант: Гус ХИДДИНК.
Евстигнеев: - Я бы сразу, вне номинаций, дал Хиддинку два "Оскара"
- один непосредственно за режиссуру, а другой - за вклад в развитие
российского футбола. Режиссер - это человек, который понимает: оператор
лучше него снимает кино, актеры лучше него играют, художник лучше
него строит декорации и т.д. Но зато сам он лучше всех прочел сценарий
и, главное, знает цель, которой и заражает всех остальных.
Великий режиссер Михаил Ромм сказал когда-то, что человеку его профессии
нужно сделать только две вещи: собрать правильных, единственно возможных
для этого фильма людей и объяснить им, что надо делать. Как раз
Хиддинк делает это очень успешно. А какими способами - шутками,
криком или чем-то иным - второстепенно. Он держит весь фильм в руках
благодаря своей личности. Первокласснейший режиссер.
Таковы наши прогнозы на церемонию. Ну а многочисленным зрителям
остается молиться за то, что сегодня эту церемонию ожидает полный
успех.