«Спартак» в этом чемпионате до лидерства еще не добирался. Но Валерий
Карпин уже лидирует. Хотел написать «среди коллег», да осекся. Тренерский
корпус премьер-лиги пока еще, и по факту, да и по существу, – не
коллеги спартаковскому вождю, он-то на тренера только учиться вроде
как собирается…
Между тем у «Спартака» под управлением Карпина – наилучшее в лиге
соотношение набранных очков и числа сыгранных матчей. Должно задевать
тех, кто полагает себя профессионалами тренерского дела, так ведь?
Но позавидовать карпинской удачливости (придержим пока разговор
об успешности) – ни один не вправе. Язык не повернется выговорить
привычное: «пришел на готовенькое».
Если в том «Спартаке», который Карпин в апреле взял в рабочий оборот,
даже и была путеводная игровая нить (Алекс – Веллитон), то совсем
тоненькая, а в целом та команда более всего походила на бесформенную
массу. И преображение, я бы даже сказал, восстание «Спартака» по
ходу сезона – это всецело авторская работа Карпина и его штаба.
А точнее сказать – плоды мозгового штурма, редчайшего для нынешних
российских реалий, и не только футбольных. И Валерий не проформы
ради настаивает: «Главное в игре «Спартака» – ум».
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ КАРПИН
Недавно я внимательно посмотрел два матча «Спартака» с «Москвой»,
кубковый и календарный. И вынес из этого трехчасового сравнительного
анализа вполне определенное соображение: постановка игры у Божовича
более четкая, более гладкая – если иметь в виду сработанность команды,
пресловутые «колесики и винтики», слаженность тактических входов
и выходов. И вовсе не случайно «Спартак» с «Москвой» так сильно
затруднялся-мучился, как мало с кем другим.
И мне подумалось: а Карпин-то, пожалуй, игру не ставит – он игру
изобретает! Окунается в те забытые времена, когда футбол был еще
делом живым и увлекательным и представлял собой захватывающе-несравненное
занятие для пытливого, ищущего и неутомимого ума.
«Спартак»-то ведь, чертяка, меняется практически от матча к матчу!
С его игрой все время что-то происходит. Я вот – не в ущерб смыслу,
надеюсь, – вовсе не упомяну в этих заметках Веллитона. Веллитон,
он и есть Веллитон – смотрите список снайперов. А Алекса упомяну
только в конкретном контексте: в последнем матче, грозненском, он
выдавал свой фирменный последний пас из фланговых зон. При том,
что до этого мы изрядное время не видели его самонаводящихся результативных
передач с игры.
ФЕХТОВАЛЬЩИК ЯКОВЛЕВ
Что из этого следует? А то, что игра «Спартака» обрастает вариантами,
новыми подробностями. И, например, всем известную проблему левого
фланга спартаковской атаки Карпин решает не банальными рыночными
поисками, а той самой мозговой атакой.
Там, слева, у него теперь исходная позиция Яковлева. Парень, едва
появившись, тотчас привлек внимание тренера молодежной сборной Колыванова.
Он острый игрок, Яковлев, он напоминает этакого напористого фехтовальщика.
Кто больше любит теннис – его решения и приемы сродни столь ценимой
в теннисе игре опережающей, по восходящему мячу. Но Карпин эту новую
спартаковскую карту тут же принялся еще и всяко разыгрывать. И вот,
взгляните и оцените, Яковлев рвется в центр, а Алекс, спрятавшись
уже сбоку, выдает ему на завершение. Что называется, в этой команде
ты не будешь одиноким и не понятым!
А когда Алекс болезненно прихвачен соперниками или перебазируется
на фланг – по центру все чаще лезет вперед Ковальчук. Я понимаю,
это плохое слово – лезет, но применительно именно к Ковальчуку –
самое то. Потому что он, Ковальчук, годы играл – этак серединка
на половинку. И превратился для меня, признаться, в амебообразного
футбольного персонажа – да-да, близкого родственника меланхоличного
Лаудрупа. Но этот примелькавшийся хав «ни о чем» делается сейчас
вдруг у Карпина – горячим, хищным! Две красные карточки кряду –
даже те тому доказательство. И та безудержная неукротимость, с какой
Сергей заработал пенальти с ЦСКА, и тот дотяг на жилах на добивание
с «Москвой», ставший предтечей победного, трудового-чернохлебного
гола.
Одним словом, развернута работа с людьми, выявляется их волевой
и творческий ресурс. Тоже ведь совсем не характерный пример для
нынешней России. Самая яркая иллюстрация: впервые за несколько лет
я с огромным и неожиданным для себя интересом слежу за Володей Быстровым.
Прямо-таки кожей чувствую, как он всеми силами старается выкрутить,
выломить себя в новую плоскость, переделать из игрока эмоционального
в игрока волевого.
«ПРОПЕЧЕННЫЙ» «РУБИН»
И при всем при том нет у меня пока хотя бы 50-процентной уверенности,
что «Спартак» готов сделаться чемпионом.
Во-первых, творческое начало, пусть даже скрепленное волевым усилием,
пока чрезмерно преобладает в его игре над началом механическим-автоматическим.
Без которого, наверное, в футболе все-таки сложно обойтись и которое
в необходимой мере присутствует даже у художников из «Барселоны».
Во-вторых, подобного чемпиона в России ХХI века попросту еще не
бывало – чтобы гуляли вот такие, как у нынешнего «Спартака», сквозняки
вдоль и поперек оборонительной оси. На кого из чемпионов ни оглянись,
у каждого – «Локо», ЦСКА, «Зенита», «Рубина» — на этом стратегически
важном участке было завинчено туго. А у «Спартака»…
Кариока, чувствуется, по-прежнему не пользуется достаточным доверием
– и поделом. Штранцль играет от травмы к травме. Иранек и так не
служил оплотом надежности, а теперь его вроде бы еще и обуяли мечты
о нежном европейском юге. К Ибсону и приглядеться не успели, как
занемог. Тонко все здесь, словом, у «Спартака», рвется часто – и
обороняться ему приходится на зубах. А таким макаром себя надежно
не обезопасишь.
…Какой же вкусный в воскресенье будет матч! «Рубин», изготовленный-пропеченный
по всем апробированным стандартам фабрики-кухни, – против «Спартака»,
похожего на торт-сюрприз, единственный в своем роде. Что-то такое
здесь угадывается даже от великих битв «Барсы» с «Челси». И 30 августа,
наверное, мы неизбежно и доподлинно узнаем, на что способен «Спартак»
2009 года.