Звезд в российской премьер-лиге единицы. Далеко не в каждом клубе
отыщется самобытный игрок, способный вести игру. Не работающий на
поле, а своими нестандартными действиями приносящий команде очки,
а болельщикам – удовольствие от футбола.
АНЕКДОТ С БОРОДОЙ
Исполнилось шесть лет с того дня, как Валерий Газзаев провозгласил
смерть плеймейкера - "светлой головы", связывающей оборону
с атакой. Тогда летом 2003-го высказывание тренера ЦСКА казалось
анекдотом. С афоризмом "не знаю игрока с такой фамилией"
не соглашались. Для тех, кто любит футбол не только за счет на табло,
но и за изобретательность, фраза отрицала красоту игры как данность.
Это одновременно и пугало, и привлекало: смерть ведь тоже таинственна.
Фразу Газзаева повторяли вновь и вновь. К месту и не очень. Склоняли
на все лады, а потом, смеясь, показывали пальцем на бразильца Даниэла
Карвальо, внесшего своей изобретательностью в 2005-м огромный вклад
в завоевание первого российского Кубка УЕФА.
Позже Газзаев показал общественности еще одного плеймейкера - Алана
Дзагоева. Тот в девятнадцать лет ворвался в премьер-лигу не только
задорно, но и как-то основательно. Филигранная техника, чтение игры
и страсть в борьбе, казалось, дарили надежду на возрождение игрока
позиции "под нападающими" в России. Но прошел всего лишь
год, и блеск Дзагоева покрылся пылью обыденности. Кто-то скажет:
"синдром второго года". В подобную ловушку попадали многие
ярко дебютировавшие в элите игроки. Вязли, выпутывались или, наоборот,
уже никогда не взбирались на прежний уровень.
Алан по окончании прошлого сезона был очень рад, что в 2009-м будет
играть под "десяткой". Рассказывая об этом после церемонии
вручения приза Детской футбольной лиги "Первая пятерка",
не скрывал, что для него это важно. И даже мысли не допускал, что
может превратиться в заложника звездного номера.
Происходящее с Дзагоевым в нынешнем году в определенной степени
относится к издержкам взросления: новый тренер – бразилец Зико (который
сам, кстати, когда-то был полузащитником-конструктором игры), конкуренция
с Карвальо, ссылка в дубль, возвращение в состав ЦСКА, а за ним
и в сборную. Но как бы то ни было, именно Алан Дзагоев сейчас один
из двух самых ярких представителей "умершего амплуа" в
российском чемпионате. И единственный из них, выходящий на поле
под №10.
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
Футбол из года в год становится все быстрее и вместе с тем прагматичнее.
Красота приносится в жертву результату. Тренерское объяснение происходящего
здесь простое: изобретательность хороша тогда, когда можно играть
на чистых мячах, а сейчас на первое место выходят борьба и счет
на табло. Отсюда и отказ от плеймейкера и распределение обязанностей
по организации игры между несколькими футболистами. С одной стороны
– шаг вперед: соперникам прикрыть двух-трех конструкторов на поле
сложнее, чем одного. Но на деле лишь чудом получается собрать в
одной команде столько настоящих архитекторов игры. Тем более невозможно
освободить их всех от оборонительных функций.
А если «архитекторов» заменить «инженерами», хорошо обученными,
но без полета фантазии, то они должны внятно читать игру. Простые
вещи только тогда делаются хорошо, когда есть четкое понимание:
как, зачем и почему. Тот же Рашид Рахимов, составляя "Локомотив"
из «инженеров», убедить команду в собственной философии так и не
сумел.
Юрий Семин, наоборот, всегда был сторонником игры с плеймейкером.
В киевском "Динамо", где российский тренер трудился на
протяжении минувшего сезона, таковым являлся Александр Алиев. Известный
своими «неординарными» поступками экс-спартаковец был вытащен Семиным
из дубля киевлян и за год превратился из вечно подающего надежды
в настоящую звезду украинского чемпионата. Ранее в "Локомотиве"
Семин делал ставку на Дмитрия Лоськова. Вернувшись в "Локо",
Юрий Павлович вспомнил про обоих. Но Алиева отпускать из Киева президент
динамовцев Игорь Суркис не захотел. Возвращение же ветерана Лоськова
из «Сатурна» в Черкизово в качестве действующего игрока, при всех
его плюсах, и вовсе выглядело бы авантюрой.
Но эти информационные «вбросы» сделали свое дело – руководители
"Локомотива" выделили средства на приобретение плеймейкера.
В ближайшее время в Черкизове, судя по всему, должен появиться Вагнер
Феррейра дос Сантос из бразильского "Крузейро". По презентационному
видео можно убедиться - типичный организатор игры. Ну, а нынешней
"десяткой" «железнодорожников» является Давид Муджири
– эволюционировавший в оттянутого форварда полузащитник, так и не
сумевший стать в "Локо" игроком основы.
НАЛЕТ АВАНТЮРИЗМА
Иногда при просмотре матчей российского чемпионата возникает ощущение,
что в премьер-лиге показывать зрелищную игру - проявление непрофессионализма.
Тратить для победы ровно столько сил, сколько нужно, – вот козырь
больших команд. Однако такие успехи "малой кровью" приносят
удовлетворение лишь футболистам да тренерам. Удовольствие от просмотра
игр подобных команд с трибуны невелико. Чувство сопричастности у
болельщиков к происходящему на поле практически отсутствует. Летом
еще ничего – хорошо солнце светит, а вот весной и осенью -- удовольствие
ниже среднего.
Но чтобы зрители совсем не отвернулись от профессионалов с большой
буквы, некоторые тренеры готовы иногда наступить "на горло
собственной песне" -- добавить в игру пару капель "здорового
авантюризма".
Так, перед началом нынешнего чемпионата в Казань вернулся Алехандро
Домингес. Чори не прижился в Санкт-Петербурге, не найдя общего языка
с Диком Адвокаатом. Тот не собирался прощать южноамериканцу вольности
как на поле, так и за его пределами. Курбан Бердыев же с Домингесом
почему-то проблем не испытывает. Аргентинец внес в игру "Рубина"
яркие искры непредсказуемости. В 13 матчах он забил уже восемь мячей,
отдав две голевые передачи, и не собирается останавливаться на достигнутом.
В последних матчах чемпионата Домингес, правда, выходит на поле
только после перерыва, но и отведенного ему времени хватает для
голов в ворота соперника. Пусть и с пенальти. Возможно, Бердыев
постепенно подводит аргентинца к матчам в Лиге чемпионов, где такой
нестандартный игрок, как Домингес, обязательно пригодится.
Появление в "Спартаке" бразильца Алекса преобразило игру
команды. Вместе с соотечественником Веллитоном он составляет самую
грозную атакующую пару российского чемпионата. "Спартак"
без Алекса и с ним – две разные команды. И это можно было понять
по игре против "Спартака-Нальчика", матч против клуба
из столицы Кабардино-Балкарии двенадцатый номер красно-белых пропускал
из-за дисквалификации. В 2008-м именно Алекс вытеснил из состава
"Интернасьонала" Карвальо, отправившегося из ЦСКА на родину
в поисках выздоровления от психологического кризиса. В "Спартаке"
Алекс сразу завоевал авторитет и продолжает подтверждать его в каждом
матче. Именно он лидер чемпионата по системе "гол + пас"
(7+5). «Десятка» не принадлежит Алексу только по недоразумению.
Она красуется на футболке у ныне травмированного флангового полузащитника
Ивана Саенко, который заполучил себе «козырный» номер тогда, когда
Алекса не было еще в проекте Карпина.
ВТОРОЙ НАПАДАЮЩИЙ
"Теперь "десятка" – не плеймейкер, а второй нападающий.
Футболистам, которые занимаются организацией игры, на поле больше
места не находится, потому что тренеры убрали их из команды. Позор",
-- эти слова Мишеля Платини были произнесены почти одновременно
с афоризмом Валерия Газзаева. Один из самых лучших плеймейкеров
в истории спорта номер один по-своему констатировал "преждевременную
кончину делателя игры".
Однако с тенденцией исчезновения плеймейкера как амплуа «десятки»
не испарились с футболок сами собой. Статусность номера, впитавшая
в себя магию выдающихся игроков планеты от Пеле до Зидана, осталась.
Сейчас №10 подчеркивает в первую очередь место футболиста в команде,
его имиджевую составляющую – авторитет среди партнеров.
«Десятку» по-прежнему нужно заслужить.
Один из таких харизматичных игроков российского чемпионата, выходящих
на поле под этим номером, – Александр Кержаков. В схеме московского
«Динамо» он почти всегда единственный нападающий, и «десятка» подчеркивает
его исключительность. Вряд ли стоит связывать напрямую то, что,
надев с нынешнего сезона майку с двумя элитными цифрами, Кержаков
стал действовать в атаке остро, с большой самоотдачей и желанием.
Слишком много примеров, даже в командах нынешней премьер-лиги, когда,
кроме статусности да, может быть, суммы контракта, №10 ни о чем
не говорит. Однако случай Кержакова подтверждает: «делать игру»
можно по-своему. В том числе и по-бомбардирски.
ФЛАНГОВЫЕ ПЛЕЙМЕЙКЕРЫ
Новую жизнь в понятие «плеймейкер» в России вдохнул Леонид Слуцкий,
на тот момент работавший в ФК «Москва». Он ввел в отечественный
обиход выражение «фланговый плеймейкер». В его определении – это
игрок, располагающийся на краю поля и оттуда либо врывающийся в
штрафную сам, либо снабжающий партнеров острыми передачами на переднюю
линию атаки.
Слуцкого в стане «горожан» нет уже второй год, но «Москва» Миодрага
Божовича играет сейчас именно так – за счет скорости и передач фланговых
хавбеков Самедова и Чеснаускиса. Типичная атака «Москвы»: после
отбора в центральной зоне, где сосредоточены три опорных хавбека,
идет диагональная передача на один из краев с последующим пасом
под удар набегающему партнеру.
То есть именно на флангах делается сейчас игра «Москвы». А «Рубину»
в минувшем туре, может быть, и в чем-то повезло: Самедов и Чеснаускис
слишком многое сделали три дня назад в кубковом матче со «Спартаком»,
чтобы с той же силой отрабатывать и в игре с лидером.
Именно на край атаки определял в «Зените» Андрея Аршавина, а вслед
за ним и Мигела Данни уже попрощавшийся с российским футболом Дик
Адвокаат. И, видимо, не случайно питерцев стали преследовать неудачи,
после того как «Зенит» остался не только без Аршавина, но и без
Данни, купленного в прошлом году за рекордные для России 30 млн
долларов. В голландской схеме 4+3+3 много краеугольных камней, но
именно на фланг в ней, как правило, ставятся самые непредсказуемые
футболисты.
Но в любом случае слухи о смерти амплуа «плеймейкер» сильно преувеличены.
Без №10 футбол значительно скучнее.