ЕВГЕНИЙ ДЗИЧКОВСКИЙ: НЕУЖЕЛИ 62 ГОДА НЕ СТОЯТ
62 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ?
Перед матчами 13-го тура чемпионата России впервые с 1947 года не
будет звучать легендарный футбольный марш Матвея Блантера.
Вчера дело дошло до отбивания пальцами ритма по столу и мурлыканья
различных мотивчиков. Редакция "Спорт-Экспресса" сравнивала,
оценивала, предлагала. Оказалось, что для одних марш Матвея Исааковича
Блантера ассоциируется с серым советским прошлым. Тогда как другим
кажется удивительно точным по лаконизму и выразительности попаданием
в образ - носителем духа той, прежней, чистой по сути своей игры
в футбол.
В итоге все сошлись в одном: марш выделяет российский чемпионат
из общего ряда, является его неповторимой чертой, многолетней традицией.
К нему нельзя подходить с мерками сравнений, оценок и предложений.
Его нужно чувствовать генетическим чутьем. Помнить памятью поколений.
Либо не чувствовать и не помнить.
Похоже, на минувшей неделе мы сами себе признались как раз в последнем.
Аксель Вартанян, перелопативший тонны документов и старых газетных
подшивок, читавший воспоминания самого композитора, уверяет, что
впервые музыка Блантера прозвучала на стадионе в 1947 году. Автор
марша болел за ЦДКА. Армейской победе в чемпионате-1946 он свое
сочинение и посвятил.
С тех пор прошло 62 года. Сегодня, завтра и послезавтра, в 13-м
туре чемпионата-2009, мелодия Блантера впервые за все эти годы,
не считая случаев форс-мажора, на российских стадионах не прозвучит.
Историю вопроса вы знаете. Российское авторское общество, представляющее
интересы правообладателей интеллектуальной собственности, обратилось
в РФПЛ с письмом, в котором потребовало отчислений в пользу родственников
композитора. Лига ответила отказом, заявив, что, прокручивая перед
матчами 15-секундный ролик, не преследует коммерческой выгоды, а
лишь следует многолетней традиции. Позицию эту сформировали недавно
совещавшиеся руководители клубов. Точка.
Ну что ж, начнем разбираться.
Первое. Нужен ли вообще этот марш? Вокруг чего копья ломать?
Я не музыкальный эксперт, не искусствовед и не социолог. На мое
"нравится" мигом прозвучит громкое "не нравится".
Именно поэтому не собираюсь спорить о вкусах. Рискну утверждать
другое: вопрос в данном случае гораздо шире искусствоведческой экспертизы
или музыкальной рецензии. И в то же время проще. Вопрос этот - маркетинговый.
А раз так, то и в эксперты я призвал человека, разбирающегося в
спортивном маркетинге едва ли не лучше всех в нашей стране. Это
советник министра юстиции РФ, исполнительный директор Союза биатлонистов
России Сергей Кущенко.
- У любой истории есть коммерческая составляющая, - сказал Кущенко,
находящийся сейчас на всемирной Универсиаде в Белграде. - Традиции,
попадающие под действие авторского права, должны иметь свою цену.
Если эта цена разумна, нужно садиться за стол переговоров. Потому
что марш Блантера - это, извиняюсь за жаргонизм, крутейший бренд.
Это как кремлевские куранты, или русская березка, или "Аэрофлот".
Часть истории, пробившаяся через хроническое переписывание учебников
и энциклопедий, ставшая многолетней привычкой вопреки тому, что
творилось вокруг. Для продукта под названием российский чемпионат,
который РФПЛ должна по идее реализовывать, такие узнаваемые черточки
очень важны...
С Кущенко сложно не согласиться. Обсуждая вчера с коллегами идею
этого материала, поймал себя на мысли: давно не оцениваю марш Блантера
как мелодию. Ни за что не стану горланить его в лесу на шашлыках
или слушать в машине. Потому что у этой музыки - своя уникальная
ниша. Ее задача - служить предчувствием, позывными праздника, включить
футбольное слюноотделение, если хотите. Уберите красный свет - и
у собаки Павлова пропадет аппетит. Расцепите пять олимпийских колец
- и вы получите какие-то другие, не Олимпийские игры. Лишите стадионы
марша Блантера - и у многих болельщиков пропадет чувство последнего,
самого долгожданного театрального звонка.
Второе. А сколько, извините, стоит эта не слишком нужная российским
клубам "фенечка"?
Справедливости ради речь стоило бы вести о нужности марша Блантера
для болельщиков, поскольку нашим клубам действительно кажутся лишними
многие вещи, от которых никак не зависит их жизненный цикл. И к
выработке решения, соответственно, неплохо бы привлечь аудиторию
более широкую, нежели 16 очень важных клубных персон. Но… Человек
предполагает, а РФПЛ располагает.
Давайте считать. Спортивный директор РФПЛ Роман Леонтьев сообщил
мне, что по закону авторские отчисления могут доходить до 2 процентов
от выручки, полученной при их использовании. РАО запросило значительно
меньшую долю: 0,2 процента от билетных доходов. По данным "СЭ",
средняя посещаемость прошлогоднего чемпионата составила около 13
с половиной тысяч зрителей. Умножаем на условную стоимость билета
- 300 рублей, затем на 240 матчей в сезоне. Кубковыми, так и быть,
пренебрежем. Извлекаем одну пятисотую часть, или те самые 0,2 процента.
Получаем примерно два миллиона рублей. Или 62 тысячи долларов. В
год!
Представляю, как тяжело изыскать в бюджетах шестнадцати клубов премьер-лиги
такую огромную сумму. На всех. Возможно, если приплюсовать сюда
билетные доходы первого и второго дивизионов, которые, понятно,
меньше, и поделить непомерную ношу на все 116 российских профессиональных
команд, элите станет легче? Можно и любителей попросить скинуться
хоть по рублю, что ли. Напишет РФПЛ в ЛФЛ прошение: "Будьте
добры, не пожалейте на марш - история, как никак…" Всем миром,
всем народом, всей землей наскребем требуемое. А потом еще сядем
за стол переговоров и скостим "оброк" тысяч до пятидесяти
"зеленых". Как думаете, потянем такое?
Третье. А каковы причины отказа клубов платить за марш? Может, дело
вовсе не в сумме, а в нежелании потакать неизвестно кому?
Этот случай я бы сразу вынес за скобки. Существуют юристы, и существуют
законы. Нет у РАО прав - нет и денег. Есть права - надо платить.
Но в позиции клубов звучат другие нотки: "Да они, наверное,
просто деньжат хотят срубить по-легкому", "Да наследники
Блантера вроде бы и знать не знают ни о каком РАО и всей этой кутерьме".
Что же мешает превратить эти "наверное" и "вроде
бы" в четкое понимание? И почему последовал отказ от исполнения
марша в 13-м туре? Не есть ли это признание законности тех самых
прав РАО на музыку?
Четвертое. Формулировка "не преследуем коммерческой выгоды"
Лиге, право, не к лицу. Она ведь означает вовсе не отказ от цели
извлечь доход, а признание собственной неспособности это сделать.
Марш Блантера давно является символом нашего чемпионата, стилистической
его деталью. Что вытворяют с символами и логотипами коммерчески
успешные лиги мира, не говоря уж про МОК, напоминать не нужно. Old
firms, "старые фирмы" всего футбольного света трясутся
над каждой частичкой своей истории, вербующей им новых фанатов.
У нас иначе. Не только купонов не стрижем, но и отказываемся от
самой идеи сделать это. А для чего тогда Лига, если не для продвижения
футбольного продукта? Как можно заявлять, что знаменитый 62-летний
марш, аналогов которому нет нигде в мире, не нужен, пусть даже и
в сугубо меркантильных целях?! Представьте себе, какой урон будет
нанесен репутации МОК, если он решит отказаться от Олимпийского
гимна, написанного еще для Игр 1896 года.
Наконец, пятое. Кто-нибудь сравнивал сумму, требуемую правообладателями,
с имиджевыми потерями от марш-отказа в пересчете на деньги? Может,
прохлопаем больше, чем сэкономим?
- Инструментов такого пересчета у нас нет, - сказал Роман Леонтьев.
- А доверять всевозможным социологическим и пиар-агентствам чревато:
их методики могут оказаться несовершенными, а то и вовсе шарлатанскими.
Вот так, без инструментов и подсчетов, исключительно силой духа
16 разгневанных мужчин мы собираемся отправить в мусорную корзину
кусок нашей истории. Вижу размашистую резолюцию "Отказать"
на виртуальных нотах Блантера. Эта резолюция, кстати, - тоже часть
нашей шумной истории, куда больше заслуживающая забвения.
Денег жалко. Блантера - нет. Бывает. Вот только скупой платит дважды.
Не в материальном, так в духовном смысле.