Корреспондент "Спорт-Экспресса" рассказывает, как обстоят
дела со стадионами, которые строят или собираются строить четыре
топ-клуба России.
"ЗЕНИТ": ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ ИМЯ
Проплывая на прогулочном теплоходе по Неве, каждый отдыхающий увидит
красавец стадион "Петровский". Ночью, когда включаются
прожектора, арена становится еще более величественной. Но уже в
конце следующего года она будет уступать по красоте новому сооружению,
которое речной путешественник увидит всего через пару минут после
того, как успеет сфотографироваться на фоне "Петровского".
На Крестовском острове на месте стадиона имени Кирова будет возвышаться
60-тысячный "космический корабль" с выдвижным полем, спроектированный
японцем Кисо Курокавой.
Но это будет только в конце 2010-го. Пока же с палубы вместо стадиона
видны семь башенных кранов, работающих круглые сутки, горы грунта,
поднимающиеся из земли железобетонные конструкции. В стройке уже
сейчас участвуют около тысячи человек. А к ее концу число перевалит
за полторы тысячи.
Рядом работают три собственных бетонных завода. "Это позволяет
сэкономить средства на доставке бетона, - объяснил гендиректор ООО
"Инжтрансстрой-СПб" Илья Левин. - Не надо возить его из
города, производим непосредственно на стройплощадке".
О стадионе имени Кирова, построенном в 50-х годах прошлого века
по проекту Александра Никольского и вмещавшем сто тысяч зрителей,
напоминают лишь два павильона. Это памятники истории и культуры,
поэтому снесены не будут - их лишь реконструируют внутри и снаружи.
- А мы в данный момент занимаемся возведением железобетонных колонн
и перекрытий первого этажа стадиона, - рассказал Левин. - Параллельно
сооружаем котельную и энергоцентр, куда будут сходиться все инженерные
коммуникации арены.
Уже сейчас легко догадаться, как будет расположено поле нового стадиона:
для наглядности поставлены желтые ворота. Видно и где построят огромный
мост, под которым будет проезжать выдвижной газон.
- Сложность конструкции поля в том, что в России ничего подобного
еще не создавали, - заметил Левин. - Таких и в мире не так много,
в Европе всего пять. Заниматься конструкцией будет российская компания.
Так что все в первый раз.
- В чем плюсы такого поля?
- Во-первых, стадион можно использовать для культурно-массовых мероприятий.
Убрали поле - и проводи концерт. Во-вторых, упрощается уход за газоном.
Проблемы с этим до сих пор сохраняются и в Москве, и в Петербурге.
Трава должна дышать. А выезжая из-под кровли, она продувается и
лучше растет. Так что за счет выдвижной конструкции убиваются сразу
два зайца.
Новый стадион, кстати, будет значительно выше старого. Если чаша
кировской арены располагалась в холме, то чаша "космического
корабля" - на нем. И уже начата подготовка к возведению кровли.
В общем, работа кипит. А ведь еще в конце прошлого года все строительство
было под большим вопросом. Стоимость проекта тогда выросла до 23,7
миллиарда рублей (на разборку старого стадиона уже было потрачено
больше 5 миллиардов). Город искал выход из сложной экономической
ситуации. Чиновники, например, предлагали привлечь в совладельцы
стадиона "Газпром". Но в итоге соглашение с титульным
спонсором "Зенита" осталось прежним. "Газпром"
ограничился переводом некоторых дочерних компаний в Санкт-Петербург
и, следовательно, увеличением доходов города за счет налогов с этих
предприятий.
В конце декабря выбрали нового генподрядчика - "Инжтрансстрой".
Компания хорошо известна в Петербурге. Она строила "Морской
фасад" на противоположном от стадиона берегу Невы, а сейчас
занимается реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорта Пулково.
"Инжтрансстрой" предложила наиболее низкую смету строительства
- 13 миллиардов рублей, то есть на 30 процентов ниже первоначального
варианта - за счет частичного перехода на отечественные, более дешевые
материалы.
- Проект сложный, имиджевый и поначалу был ориентирован на импортную
продукцию, - объяснил Левин. - Теперь, что можем, меняем на отечественную.
Железобетон-то так или иначе был бы российским. А с инженерным оборудованием
сложнее. По максимуму стараемся использовать отечественное, но часто
это невозможно: в России его просто не делают. Немецкий металл из-за
кризиса решили заменить на отечественный. Внешне разницы никакой.
Хотя ни для кого не секрет: некоторые импортные материалы лучше
отечественных.
Основная же сложность работы, по мнению Левина, ее огромный объем
при сжатых сроках и повышенном внимании общественности. Побывавшую
недавно на Крестовском губернатора Валентину Матвиенко проинформировали:
пока в графике строительства есть отставание меньше чем на месяц,
но за лето оно будет наверстано. Главное - первый этаж. Шесть остальных
меньше по размеру и не так трудоемки.
Так что городским чиновникам и руководителям "Зенита"
впору призадуматься и над утверждением имени будущего архитектурного
сооружения. Пока мнения разделились: одни хотят оставить старое
название - имени Кирова, другие - придумать новое. Склоняются, похоже,
ко второму варианту. Уже не раз звучало словосочетание "Зенит-Арена".
"ДИНАМО": ВОТ-ВОТ НАЧНУТ РАЗБОРКУ
Не ждите описаний развалин наподобие римского Колизея или пустого
пространства на месте старого стадиона "Динамо". Всего
этого пока нет. Арена все так же возвышается при выходе из метро.
И жизнь вокруг нее кипит по-старому. Водители зазывают в маршрутки.
Дети бегут в спортивные секции. Газонокосильщики все с тем же жужжащим
сопровождением расправляются с травой.
Внутри стадиона тоже пока мало что изменилось. Правда, нет уже приличного
количества сидений на трибунах. Они были розданы на память болельщикам
еще в конце прошлого года. От раздевалок остались лишь стены. Убрали
ворота. И газон потихонечку, небольшими прямоугольными кусочками
грузовик увозит на базу в Новогорск.
Как рассказали в "Динамо", пока строительных работ не
ведется. Идет лишь подготовительная стадия: последние согласования
по проектным работам. Предполагали пройти этот этап раньше, но пришлось
сдвинуться по срокам из-за перепланировки вместимости стадиона.
В "Динамо" хотели сделать арену примерно на 30 тысяч человек.
Но поскольку Россия собирается подать заявку на проведение чемпионата
мира по футболу в 2018 или 2022 году, Москве нужны стадионы на 40
тысяч. Так что новое "Динамо" вместит больше зрителей,
чем задумывалось.
От старого стадиона останутся только фасад арены и стены. Недавно
приезжавшая в Петровский парк комиссия из Москомархитектуры определяла,
что именно здесь относится к памятникам. Оказалось, стены и фасад.
Все остальное изменится кардинально как в самом парке, так и внутри
арены. Над трибунами наконец-то появится козырек, сами они будут
в два яруса.
Перед началом проектирования в клубе изучили множество различных
футбольных стадионов и других спортивных объектов, но какую-то одну
арену за основу брать не стали. Как пояснили в "Динамо",
стадионы, построенные в Европе, не совсем подходят России - в первую
очередь по климатическим условиям.
Ну а увидеть воочию то, что пока лишь красиво смотрится на бумаге,
болельщики смогут к 2012 году. Если сроки строительства изменятся,
то не кардинально, уверяют в клубе. Конкретнее о них можно будет
говорить после окончательного утверждения проекта и подписания договора
с генподрядчиком.
Как бы то ни было, уже осенью строительные работы развернутся полным
ходом. Будут разбирать стадион, для чего из-за сложности работ понадобился
особый план, который уже готов и утвержден.
"СПАРТАК": ЗЕМЛЯ ПОКА ЧУЖАЯ
Вы когда-нибудь гуляли летом по степи? Запыленная проселочная дорога,
слева и справа засеянные поля, взлетающая где-то вдалеке стая птиц
и пустота, придающая ощущение одновременно свободы и ничтожности
человека в сравнении с безмятежностью вечной природы.
Вот приблизительно такие чувства испытываешь на стройплощадке "Спартака".
Только вместо проселочной дороги - старая взлетно-посадочная полоса,
вместо колосьев пшеницы - трава по пояс. А вдалеке река, на другом
берегу которой - высотки соседнего района. О присутствии на этой
территории человека напоминают разве что два небольших домика аэроклуба,
оставшиеся после очередного мероприятия, шатер да три давно прогнивших
самолета. Земля под ногами каждые несколько минут вибрирует: проходит
очередной поезд в метро. Из-за него, точнее, неверного указания
в схемах расположения затопленной ветки подземки пришлось перенести
стадион на 30 - 40 метров в сторону от первоначального плана.
Где-то здесь два года назад был торжественно заложен первый камень
стадиона "Спартак". Но найти это место без фотографий
с того мероприятия невозможно. Да и вообще представить, где именно
на этой пустоши расположится арена, проблематично. Хотя первоначально
задумывалось к 2009 году уже закончить строительство. Был даже по
примеру "Шахтера" создан официальный сайт стадиона, где
предполагалось рассказывать, на какой стадии сейчас трудовой процесс.
Более того, любой желающий приглашается посмотреть на строительство
и сфотографировать объект. Но попасть на территорию будущей арены
не так просто, как сказано на сайте. Ворота закрыты. Единственный
КПП подчиняется "Национальному аэроклубу имени Чкалова".
Именно ему пока принадлежит земля, которую красно-белые пытаются
выкупить.
- Сейчас завершается стадия проектирования стадиона, - рассказал
гендиректор ООО "Стадион Спартак" Андрей Козырев. - Все
материалы переданы в Москомэкспертизу. Ждем корректировок оттуда.
После этого получим разрешение на строительство. А между этими работами
нужно провести тендер и определить компанию-подрядчика.
Как уже говорилось, на экспертизу, если все вопросы с землей решены,
требуется 7 - 8 месяцев. Документы были отданы на согласование в
октябре, так что, по логике, должны быть готовы в июне. Но в случае
со "Спартаком" играет роль это самое "если".
Оформление прав на землю и ее выкуп у аэроклуба пока не закончены.
В связи с этим получение документов из Комитета по экспертизе может
затянуться. Кроме того, "Спартак" ведет переговоры с московскими
властями, за чей счет должна создаваться городская инфраструктура
- дороги, метро, озеленение.
Но это все цветочки. Ягодки - отсутствие подрядчика. Когда весной
2004-го владелец "Спартака" Леонид Федун начал проектирование
стадиона, а тогдашний гендиректор Юрий Первак нанял подрядчика,
весь проект стоил 150 миллионов долларов. Но потом из-за учета разных
привходящих сумма начала со страшной силой расти и к кризису достигла
750 миллионов. Естественно, от услуг прежнего подрядчика клуб решил
отказаться. Сегодня, правда, цена строительства, напротив, упала
более чем вдвое. И теперь параллельно с получением заключения экспертизы
и документов на землю английская фирма занимается адаптацией проекта
с учетом новых финансовых условий с целью минимизировать его стоимость.
Как только эта работа будет закончена, клуб объявит новый тендер.
Кандидаты уже есть: за строительство готовы взяться китайцы, турки,
немцы. Так что тендер должен пройти достаточно быстро. Вот только
когда же он наконец состоится, до сих пор непонятно.
- Вероятно, многое со строительством стадиона для "Спартака"
прояснится к лету, - сказал "СЭ" в апреле Федун.
Лето уже в разгаре. Прояснится ли что-то в ближайшее время? Посмотрим.
Пока же бывший аэродром Тушино живет по прежнему графику. Здесь
все так же проводятся концерты, автосалоны, фейерверк-шоу, гоняют
по посадочной полосе машины. И ничто не предвещает строительства.
ЦСКА: СКОРО ВЫХОД НА ЗЕМЛЮ
В то, что на пятачке между двумя зданиями, парком и дорогой идет
возведение целого стадиона, верится с трудом. Слишком уж мало пространства.
Ведь помимо арены должна быть построена башня для гостиницы и бизнес-центра.
Нужны и места для парковки машин. Нет ли ошибки с адресом? Нет.
Старая вывеска "Стадион ЦСКА" и работающий кран подтверждают:
именно здесь скоро будут проводиться домашние матчи армейского клуба.
Котлован для арены уже вырыт. В нем с одного из углов вовсю идет
строительство двух этажей подземной парковки на 1400 машиномест,
которая пройдет по всему периметру стадиона: именно так архитекторы
решили вопрос с дефицитом свободного пространства. Правда, из-за
этого пришлось не только рыть котлован, но и постоянно проводить
мониторинг соседних зданий, чтобы они никак не пострадали из-за
строительства.
По соседству уже готов фундамент под главную башню стадиона: там
выполнены работы по свайному основанию. А в центре стройки возвышается
прямоугольный участок земли. Его специально сохранили нетронутым
- это будущее футбольное поле.
Есть на стадионе и ворота. Правда, не на будущем поле, а внизу,
на одном из участков стройки: рабочие не прочь в свободное время
поиграть в футбол.
Строительством занимается компания "Ингеоком", в послужном
списке которой станции метро "Славянский бульвар" и "Международная",
торговый комплекс "Атриум".
- На сегодня мы подошли к получению итогового заключения экспертизы,
где дана оценка с точки зрения технических решений, систем безопасности
и других, - рассказал руководитель проекта Дмитрий Евсеев. - Все
это должно теперь быть согласовано с московской городской экспертизой.
Решили и почти все вопросы по подключениям сетей. Например, заключен
договор с "Мосэнерго" по электричеству.
Как объяснил Евсеев, экспертиза, о которой идет речь, занимает достаточно
много времени: если нет проблем с арендой земли - 7 - 8 месяцев.
После этого оформляется ГПЗУ - градостроительный план земельного
участка. И, наконец, компания получает разрешение на строительство.
Лишь пройдя все эти этапы, можно начинать работу.
- У нас пока нет ГПЗУ, необходимого для итогового разрешения на
строительство, - уточнил Евсеев. - Но мэром Юрием Лужковым было
подписано постановление правительства Москвы о параллельном проектировании
и строительстве. Оно позволило иметь поэтапные заключения экспертизы
по котловану и приступить к работам нулевого цикла. Из-за согласований
они немного затормозились, но сегодня нам ничто не мешает. Будем
двигаться дальше. Планируем за 7 - 8 месяцев закончить нулевой цикл,
выйти из земли.
- Насколько из-за документации может в целом затянуться строительство?
- Я бы не говорил, что оно затянется. Пока мы делаем то, что нам
позволено. Следуем, скажу так, намеченным планам.
Так что армейские болельщики могут надеяться: к 2011 году окна близлежащих
домов будут выходить уже не на стройку, а на 11-этажный стадион
ЦСКА. Он, кстати, в итоге должен обойтись клубу дешевле, чем планировалось:
при закладке первого камня озвучивалась сумма в 200 миллионов долларов.
- Цены на материалы упали, - заметил Евсеев, - а потому себестоимость
строительства снизилась. Не готов, правда сказать, насколько именно.
А основные проблемы, по словам Евсеева, сегодня возникают из-за
высоких банковских процентных ставок. Следовательно, сложно брать
кредиты. К тому же в конце прошлого года ЦСКА потерял титульного
спонсора ВТБ, предоставлявшего армейцам около 9 миллионов долларов
в год и собиравшегося участвовать в инвестировании нового стадиона.
Тем не менее строительство продолжается. Да, возможно, закончится
оно позже, чем планировалось. Но ведь и ремонт, который рассчитываешь
провести за неделю, тоже почти всегда затягивается на месяц.
Клуб
Расположение стадиона
Этап работ
Сроки сдачи объекта
Вместимость
ЗЕНИТ
Санкт-Петербург, Крестовский остров
Возведение первого этажа стадиона
Ноябрь 2010 года
62 тысячи
ЦСКА
Москва, ул. 3-я Песчаная, владение 2
Нулевой уровень
2011 год
30 тысяч
СПАРТАК
Москва, бывший аэродром Тушино
Получение экспертизы по нулевому циклу
Не определены
42 тысячи
ДИНАМО
Москва,
Петровский парк
Проектные работы
2012 год
40 тысяч
Екатерина БРЕДИНА, Санкт-Петербург
- Москва. «Спорт-Экспресс»,
09.07.2009