Вы собрались через год в ЮАР. Надеетесь и верите, что туда попадет
сборная России по футболу, но, даже если у нее это не получится,
вам хотелось бы побывать на первом в истории мировом чемпионате
на Черном континенте. Не претендуя дать ответы на все вопросы, осмелюсь
на несколько советов.
ЖАРКО НЕ БУДЕТ
Прежде всего отбросьте стереотип об африканской жаре и не забудьте
теплые вещи. Июнь в ЮАР - зима. Шуба, конечно, не нужна, но куртка
и свитер точно пригодятся. Если днем можно ходить в майке, то стоит
скрыться солнцу - а темнеет уже в полшестого - как становится весьма
прохладно. Погоду даже синоптики не угадывают, но не надо удивляться,
если ночью температура приблизится к нулю, а то и уйдет немного
в минус. Так что купальные костюмы вряд ли понадобятся, пусть в
вашей гостинице и есть бассейн. Породу людей, именуемых "моржами",
я, понятно, не имею в виду.
В Кейптауне даже в декабре, в разгар летнего курортного сезона,
купаются немногие. Антарктическое течение дает о себе знать. В том
районе не только обезьяны, но и морские котики с пингвинами водятся,
хотя популяция неповоротливых птиц в последнее время из-за глобального
потепления заметно сократилась. В районе Дурбана можно окунуться
в июньские воды Индийского океана, благо где-то двадцать градусов
в них будет, но, вынося затем тело наружу, придется собрать волю
в кулак: воздух может быть и похолоднее. Купальный сезон в это время
года реально действует только возле границы с Мозамбиком, да там
- вот незадача - футбольного чемпионата не будет.
А еще стоит быть готовым к дождям. В портовых Кейптауне и Порт-Элизабете
они почти гарантированы, причем, не исключено, с таким ветром, что
в закоулках сознания сразу всплывут ассоциации и с новороссийской
борой, и с марсельским мистралем. В Йоханнесбурге и Претории теоретически
должен быть "сухой сезон", но в преддверии старта Кубка
конфедераций-2009 там, как мне рассказали, три дня подряд шли ливни.
"Как же в футбол играть будут?" - поинтересовался мой
приятель на автозаправочной станции у чернокожего служащего для
поддержания разговора. А тот неожиданно ответил совершенно серьезно:
"В день открытия все будет в порядке. Сангома все сделал".
Сангомами на юге Африки называют колдунов, и тот, о котором говорил
заправщик, судя по всему, в самом деле постарался. И пусть совсем
исключить дожди на время проведения турнира не сумел, все равно
спасибо ему от имени футбольного сообщества.
ВОЗЬМИТЕ С СОБОЙ ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ
Большинство иностранцев прилетают в аэропорт "Оливер Тамбо",
обслуживающий Йоханнесбург и Преторию, в границы которых после всеобщих
выборов 1994 года вошли черные и "цветные" поселки, так
что теперь это агломерация примерно с 10 миллионами жителей. В "воздушных
воротах" страны, которые два с половиной года назад получили
имя покойного президента Африканского национального конгресса Оливера
Тамбо, производится чистка рядов, но вам ли, дорогой читатель, не
знать, как тяжело извести в рядах служивых людей нехорошие привычки.
Так что, собираясь в дорогу, не следует класть в чемодан электронную
аппаратуру. Возьмите ее с собой в ручную кладь.
Тема преступности так или иначе будет всплывать постоянно. Конечно,
южноафриканцам обидно, когда их красивую страну воспринимают через
разгул криминала. Тем более что большинство черных жителей страны
относятся к белым уважительно. Персонал в гостиницах, продавцы в
магазинах, волонтеры на стадионах обращаются к приезжим предельно
вежливо, иногда даже кажется, что подобострастно. А от преступников
в первую очередь страдают как раз они, темнокожие.
Нам тоже не нравилось, когда в 90-е иностранцы боялись ехать даже
в Москву, не говоря уж про провинцию, да и сейчас не по душе россказни
про "русскую мафию", которая часто к тому же совсем и
не русская. Но ведь гости из-за границы по неопытности да простодушию
и впрямь частенько попадали в неприятные истории, которые к тому
же получали огласку. И в данном случае мы можем оказаться в их положении.
Так что предлагаю своего рода инструкцию по ОБЖ.
В ЮАР не следует демонстрировать деньги и дорогие украшения. За
вами могут проследить. Будьте скромнее. Наличности с собой вообще
лучше иметь минимум. Мало ли что. Говорят, в отелях безопаснее пользоваться
платными сейфами при администрации, если таковые, конечно, есть,
а не теми, что установлены в номерах. Не знаю, я пользовался обычным
сейфом - ни цента не пропало, но в карманах, от греха подальше,
ничего не оставлял. Игроков сборной Буркина-Фасо, которые в начале
июня останавливались в пятизвездном йоханнесбургском Radisson по
пути на отборочный матч ЧМ-2010 в Малави, как мне точно известно,
три дня подряд грабили. В юаровских газетах об этом молчок - антиреклама
мировому первенству, да и Кубок конфедераций был на носу. Не ведаю,
правда, где хранили ценности буркинийцы. Может, все на столы выложили?
А вообще человечество давно изобрело электронные деньги. Вот и заведите
кредитную карточку, если до сих пор этого не сделали. Пользоваться
ею целесообразно еще и потому, что обменных пунктов на каждом углу
в ЮАР нет. Да и не в каждой гостинице вам смогут помочь. Надо идти
в банк, который не работает круглые сутки. А карточку принимают
почти везде.
Не знаете, как пользоваться кредиткой - потренируйтесь где-нибудь
в безопасном месте, потому что на Юге Африки не стоит доверяться
незнакомым, готовым вам помочь при снятии денег из банкомата. Не
исключено, они вас там не случайно встретили: есть умельцы, проделывающие
с кредитками выкрутасы, вследствие которых вы неожиданно останетесь
без средств к существованию. Это касается и потомков европейцев:
белый не значит пушистый. Как в России славяне могут сращиваться
с кавказскими преступными группировками, так и в ЮАР искатели легкой
наживы забывают про расовые предрассудки.
ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС
Предполагаю, большинство болельщиков будут пользоваться организованными
турами, так что их встретят. С другой стороны, многие отели обеспечивают
бесплатным трансфером из аэропорта и обратно. Это касается даже
небольших "гест-хаузов", гостиничек на 10-20 человек,
в которых, глядишь, сам владелец будет поутру готовить вам яичницу.
Завтраки в ЮАР добротные: это вам не Франция с кофе и булочкой.
Кроме того, есть система дешевых гостиниц Self Catering, которые,
как представляется, очень удобны для не слишком притязательных болельщиков,
путешествующих группами. Сдаются маленькие домики-бунгало или квартиры
с двумя-тремя комнатами, предоставляется посуда. Но на завтрак там
не надейтесь.
Знакомые рассказывали, что на четверых проживание в Self Catering
обходилось им в 500 рандов (62 доллара по сегодняшнему курсу) в
день. Хотя наверняка в дни проведения ЧМ расценки взлетят. Этого,
собственно, в гостиничном бизнесе и не скрывают. Любому мировому
или европейскому первенству сопутствует ажиотаж вокруг вопросов
расселения, иногда искусственно раздуваемый и поддерживаемый. Однако
в районе Йоханнесбурга гостиниц не хватает реально, а потому ходят
упорные разговоры, что все номера там уже скуплены туроператорами.
Впрочем, еще неизвестно, какие именно города будут вас интересовать
и какой там будет наплыв гостей.
Кстати, о курсе ранда. Один бизнесмен уверял меня, что Резервный
банк ЮАР сознательно проводит хитроумную политику. Сейчас, в дни
Кубка конфедераций, за один доллар дают восемь рандов, хотя еще
недавно соотношение составляло 1:11. Укрепление южноафриканской
"деньги" оборачивается тем, что гости из-за рубежа платят
в иностранной валюте больше. По прогнозу моего знакомого, после
турнира ранд отпустят, а ближе к ЧМ-2010 снова укрепят.
Завершая тему проживания, скажу, что для гостей существует еще такой
вариант, как частный сектор, к доброй воле которого обращают призывы
организаторы. Но, в какой мере будет работать эта система, пока
неясно. Многие из тех, кто готов сдать жилье внаем, рассчитывают
на заоблачные прибыли. Вместе с тем ходят слухи: если идти официальным
путем, арендодателям приходится делиться с теми, кто утверждает
соответствие жилья требуемым условиям.
ТСОТСИ - ЮЖНОАФРИКАНСКИЕ "БРАТКИ"
Общественного транспорта в стране почти нет. Электрички сразу отметаем:
не верится, что кто-то поселится в каком-либо черном поселке. Съездить,
допустим, в Соуэто, знаменитое выступлениями против апартеида, если
есть желание прочувствовать жизнь простого люда, можно, но только
в сопровождении местных.
Внутригородское автобусное сообщение в нашем понимании находится
в зачаточном состоянии или отсутствует вовсе. В Претории, более
безопасной, чем Йоханнесбург, есть отдельные маршруты, которыми
пользуются, в частности, студенты, но рейсов мало - раз в полчаса-час,
а расписание ведомо только заинтересованным людям. К ЧМ-2010 правительство
намерено наладить этот вид транспорта, но пока оно натолкнулось
на ожесточенное сопротивление водителей маршруток.
Стирание граней в социальном положении и доходах представителей
разных рас потихонечку происходит. Некоторые белые стали даже пользоваться
дешевыми микроавтобусами, но иностранцам этого делать не стоит.
У маршруток нет никакой нумерации, в основном они циркулируют между
центром и окраинами, в прошлом самостоятельными в административном
отношении поселками, и по незнанию вы рискуете заехать совсем не
в ту степь, да и заплатить втридорога. Хорошо еще, если на этом
злоключения окончатся. Многие машины эксплуатируются, будучи в совершенно
непригодном аварийном состоянии. Да и проблема личной безопасности
возникает. Черный садовник моих знакомых недавно сел в маршрутку
и сразу почувствовал неладное: кругом были одни мужчины. Он быстро
смекнул, что надо делать, и незаметно спрятал основную часть денег
в носок. С остатком, понятно, пришлось расстаться.
Если в России бесчинствуют всякие "братки", то в Южной
Африке бандитов именуют "тсотси". В 2005 году, к слову,
вышел фильм с таким названием, получивший международное признание.
Сюжет вкратце таков: мальчишка, уйдя из дома, вырос в бандита с
большой дороги по прозвищу Тсотси. Как-то, угнав автомобиль, он
не заметил на заднем сиденье младенца. Парень решил взять заботу
о нем на себя и под дулом пистолета заставил молодую мать кормить
своего подопечного. В конце концов, Тсотси договорился с несчастными
родителями вернуть ребенка, но тут-то его и повязали.
Как и везде в мире, добраться из одной точки в другую, проще всего
на такси. Хотите доехать из "Оливер Тамбо" в центр Йоханнесбурга
и Претории - готовьте рандов 350-400 (на сегодня 45-50 долларов).
Впрочем, таксисты - народ ушлый, с гостя ЧМ постараются "срубить"
побольше.
Сейчас, как я уже писал в репортажах из ЮАР, от аэропорта в эти
два города тянут ветку метро. Но, во-первых, полностью построить
ее к ЧМ-2010 не успеют, а во-вторых, она может целиком решить проблему
в каких-то исключительных случаях: допустим, ваш отель примыкает
к станции метро. А если нет, все равно придется брать такси, но
для этого надо найти их стоянку или вызвать машину по телефону.
При прогулках надо исключить темные улицы. Лучше перемещаться группой,
не терять контроля над ситуацией в случае употребления спиртного
и уж совсем недопустимо отпускать кого-то перебравшего из ресторана
или дискотеки в одиночку до гостиницы, пусть до нее два шага. Это
в Москве еще можно отправить подвыпившего домой на метро и потом
удостовериться звонком, что все в порядке.
И раз уж речь зашла о "расслаблении". На стадионах ЮАР
зрители вовсю смолят марихуану, которая там называется "дахха".
Но, на всякий случай, в стране уголовно наказуемо не только распространение
"травки", но и ее наличие. Так что, если хочется окунуться
в местную атмосферу, лучше жуйте вяленое мясо "билтонг",
которое готовят и из говядины, и из страусятины, и из антилопятины
разных видов. Это вместо семечек.
В СВОБОДНОМ ПЛАВАНИИ ПОСТАРАЙТЕСЬ НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ
Вы видите мздоимцев в туркомпаниях и предпочитаете путешествовать
"дикарем"? Бог в помощь. Но лучше иметь кого-то, к кому
можно было бы обратиться за советом и помощью.
Аренда автомобиля в ЮАР обойдется дешевле, чем в Европе. "Вилка"
сейчас приблизительно от 50 до 150 долларов в день. Верхняя шкала
- в общем-то уже Mercedes, который и в Африке Mercedes. Да только
нужно ли предаваться роскоши? Автомобиль класса люкс может понравиться
не только вам. Джеймс Чаманга, замбиец из клуба "Суперспорт
Юнайтед", приезжавший на просмотр в "Крылья Советов"
при Гаджи Гаджиеве, в начале прошлого года чудом ушел от погони:
его ВMW приглянулся "тсотси". Последовали сцены с выстрелами,
достойные кинобоевика, пока футболист, на свое счастье, не влетел
на территорию полицейского участка.
Не оставляйте вещей на сиденьях автомобиля - все в багажник. Сев
за руль, защелкните дверцы. Известный во всей Африке, а не только
ЮАР прием воришек: один подсказывает, что у вас колесо прокололось,
вы отвлекаетесь, а другой тащит через противоположное окно то, что
лежит рядом с вами. Поэтому желательно не ездить с открытыми стеклами,
особенно в так называемых неблагополучных районах, хотя их вообще
следует избегать. Но, если уж вас туда занесла нелегкая, да еще
в темное время суток, и вы что-то недоброе по отношению к себе заподозрили,
можно и на красный проехать: полиция, скорее всего, примет ваши
объяснения без последствий. Стекла целесообразно лишь слегка приоткрывать
- в таком случае их труднее разбить. Атакуют "тотси" нахраписто,
часто зажимают выбранную жертву двумя машинами, так что надо соблюдать
дистанцию. Хотя против нацеленного пистолета, конечно, приема нет.
В 80-е годы в Ломе, столице Того, со мной принялись беседовать подростки,
которых я не раз видел в центре города. Они там как бы охраняли
припаркованные автомобили (я всегда говорил, что это их охрана от
себя и себе подобных). Вдруг в зеркале заднего вида краем глаза
заметил, как нечто мелькнуло. Пацаненок вполз на заднее сиденье
и уже схватил сумочку с деньгами и документами. Когда я выскочил
из машины, он швырнул ее под колеса. Остальные устроили спектакль-погоню
с криками "Держи вора". Но уму непостижимо, как этим "артистам"
удалось незаметно для меня просунуть руку в окно с моей стороны
и поднять шпингалет на задней дверце, а потом неслышно ее открыть.
После этого случая сумочку я стал класть под ноги.
Отправляясь в свободное плавание, приготовьтесь к тому, что вам
придется поплутать, особенно в районе Йоханнесбурга, что на автострадах
вы будете проскакивать нужный съезд и потом долго пилить до разворота
через мост, что направления "Претория Восток" и "Претория
Запад" для вас будут одинаково хороши, хотя какой-то выбор
придется делать. Навигатор, если он есть, на трассе, безусловно,
серьезно помогает, на мелких улочках - весьма относительно.
Движение в ЮАР, как в Англии, левостороннее, руль соответственно
не с привычной нашему человеку стороны, обгоны тоже. На трассе к
причудам здешнего вождения привыкаешь быстро - просто делай как
все да держись левее, потому что ты, пытающийся вникнуть в маршрут,
"чайник", который задерживает торопыг. Вот на перекрестках,
если некого имитировать, необходимо сосредоточиться, чтобы правильно
совершить маневр в зеркальном отображении.
НЕМНОГО ТРАНСПОРТНОЙ АРИФМЕТИКИ
Перейдем к дальним маршрутам. Одному, да и вдвоем перемещаться на
арендованной автомашине по стране невыгодно. Предлагаю заняться
грубыми арифметическими расчетами.
Дано: литр 93-го бензина стоит 7,3 ранда, то есть чуть меньше доллара,
а от Йоханнесбурга до Кейптауна полторы тысячи километров. Чтобы
преодолеть их, потребуются примерно три 60-литровых бака. Итого
где-то 1300 рандов. Накинем рандов пятьсот оплаты за пользование
автострадой. И все это, подчеркну, в одну сторону. Плюс вероятны
штрафы за превышение скорости при ее ограничении в 120 километров
в час. За лишние пять километров - сто рандов. Впрочем, возможно,
эта кара вас, приезжего, и не настигнет.
Авиабилет же туда и обратно можно приобрести за 1300 рандов, от
силы за 2 тысячи. И это на British Airways. Говорят, есть тарифы
поскромнее. Более того, стоимость будет примерно той же, если вы
изберете круговой маршрут: допустим, Йоханнесбург - Кейптаун - Дурбан
- Йоханнесбург.
Два с половиной часа лета или часов эдак пятнадцать за рулем (на
выезде из большого города, как и въезде, не помчишься). Правда,
машина вам потребуется на месте, но ведь ее можно и по прилете арендовать.
Поезд от экономической столицы до парламентской ползет более суток,
да и есть сомнения насчет личной безопасности в этом виде транспорта.
Никогда не пользовался в ЮАР междугородными автобусами, но, рассказывают,
они комфортабельны, оборудованы туалетом, в них можно поесть и приобрести
как прохладительные напитки, так и вино. Это, пожалуй, самый выгодный
вариант. Только транспорт в ЮАР, как уже говорилось выше, пока живет
эдакой самостоятельной жизнью. Приятель как-то привез знакомых на
станцию в пять утра, и они ждали полтора часа, пока прибыл автобус.
В выходной день даже не у кого было спросить, в чем дело. Между
тем пассажиры-индийцы прибыли в нужное время - они знали великую
тайну расписания, позвонив заранее по какому-то телефону.
Ознакомившись с моими предыдущими южноафриканскими рассказами, один
коллега заключил: "Что-то мне больше не хочется в ЮАР".
Напрасно. Страна очень интересная, в ней есть что посмотреть. Такое
сочетание развитой европейской цивилизации и местной экзотики вы
больше нигде не найдете. Но в Южной Африке нельзя забываться и,
чтобы потом не было мучительно больно, лучше держаться вместе.
Александр ПРОСВЕТОВ из Йоханнесбурга. «Спорт-Экспресс»,
22.06.2009
Обыграв в субботу хозяев Кубка конфедераций южноафриканцев, испанцы
повторили достижение сборной Бразилии, которая в период с 1993 по
1996 год не уступала соперникам на протяжении 35 матчей. Но в их
число вошел финал Кубка Америки-1995, в котором тогда еще тетракампеоны
проиграла Уругваю в серии пенальти. Теперь в полуфинале, который
испанцы проведут 24 июня против Италии или Египта (а теоретически
возможна встреча с бразильцами), команда Висенте Дель Боске может
установить новый мировой рекорд. Помимо этого победа над ЮАР стала
для чемпионов Европы с учетом товарищеских матчей пятнадцатой подряд.
Последнее поражение испанцев датируется ноябрем 2006 года, когда
они уступили в контрольной игре Румынии - 0:1.