Корреспондент "Спорт-Экспресса" передает из Южной
Африки, где вчера стартовал Кубок конфедераций.
Кубок конфедераций прозвали генеральной репетицией чемпионата мира.
Справедливо это лишь отчасти. Все-таки "генеральная" предусматривает
прогон в костюмах и с декорациями "от и до". А в данном
случае мы имеем дело скорее с моделированием ситуаций, репетицией
на кусочке сцены.
С одной стороны, статус полигона позволил Кубку обрести смысл существования,
с другой, турнир стал его заложником. Многие в мире - и среди них
мы, россияне, не имевшие, к сожалению, до сих пор прямого к этому
соревнованию отношения, - рассматривают его не столько как самостоятельное
событие, сколько как репетицию предстоящего через год большого праздника.
Поэтому на первый план выходит организационная, а не спортивная
составляющая. Ведь репетиция есть, по сути, черновик, то есть нечто
предварительное, незаконченное, неполноценное.
БРАЗИЛИЯ, ИТАЛИЯ И ИСПАНИЯ ПРИСЛАЛИ ЗВЕЗДНЫЕ СОСТАВЫ
Между тем турнир-то не бутафорский. Родившийся как Кубок Короля
Фадха, он после двух проб на земле Саудовской Аравии получил благословение
ФИФА и стал проводиться с 1997 года под эгидой этой организации.
Победители добавляют себе в послужной список не самый последний
титул, так что приглашаемые в число участников турнира сборные обычно
относятся к нему достаточно серьезно (пусть в 2003 году Бразилия
и не вышла из группы). Но, конечно, попутно они рассматривают его
как разведывательную операцию, то есть ту же репетицию.
Вот и сейчас Бразилия, Италия и Испания прислали в ЮАР не какие-нибудь
экспериментальные команды, скрывая под этим определением набор резервистов,
а сильнейшие сочетания, включающие звезд. Среди прочих на юг африканского
континента прилетели Кака, Робинью, Лусиу и Пату, Буффон, Каннаваро,
Пирло и Джилардино, Касильяс, Хави, Фернандо Торрес и Вилья.
Состав участников, который образуют победители континентальных чемпионатов,
- это тоже палка о двух концах. В нем и изюминка турнира, и его
уязвимость. Всем, кто хоть как-то сведущ в футболе, очевидны три
фаворита: пентакампеоны плюс действующие чемпионы мира и Европы.
Все остальные - чего уж там? - на старте выглядят статистами. Причем
уже сегодня известно, что как минимум один из этих "второстепенных"
через год в ЮАР не приедет: чемпион Азии-2007 Ирак из борьбы за
путевку на ЧМ-2010 выбыл. Совсем списывать со счетов этих "остальных"
было бы опрометчиво, но, право, формула Кубка конфедераций наталкивает
на заключение: как же хорошо, что в футбольных отношениях между
континентами нет формального равенства и при распределении путевок
не соблюдается абстрактная демократия!
До 1996 года финальные турниры чемпионатов Европы проводили в том
же формате из восьми команд, что и Кубок конфедераций-2009, и ничуть
не комплексовали по поводу объемов. Но, если уж говорить о генеральной
репетиции, то приходится сопоставлять ее масштабы собственно со
спектаклем, то есть чемпионатом мира. Команд-участниц меньше в четыре
раза, наплыв футбольных туристов многократно скромнее ожидаемых
350-450 тысяч гостей. Посему через год несопоставимо выше будет
нагрузка что на гостиничный сектор, что на транспорт, относительно
возможностей которых имеются серьезные вопросы, что на силы безопасности,
которым пристало охранять иностранную "массовку" от криминала.
ТУРИСТЫ - ЛАКОМЫЙ КУСОК ДЛЯ БАНДИТОВ
Из песни слова не выкинешь, даже если она трагична: в ЮАР от насильственных
действий гибнет в среднем 50 человек в день. Обворовать могут в
очень многих точках планеты, но здесь слишком уж легко применяют
огнестрельное оружие, хотя часто это происходит в результате внутренних
разборок.
Туристы - лакомый кусок для бандитов всех мастей. Наметанный глаз
быстро опознает иностранца, неуверенно перемещающегося по городу,
а болельщик и вовсе сам о себе заявляет характерными яркими одеяниями.
Никто по улицам Йоханнесбурга в нашем понимании не гуляет, то есть
не ходит просто так, дыша воздухом. Собственно, и тротуаров почти
нет. Кругом "хайвеи", то есть автострады. Белый человек,
идущий пешком, - нонсенс. Если такое произошло, то, в понимании
местного белого опять-таки жителя, случилась беда: надо помочь,
подвезти. Возле вас будут постоянно останавливаться машины.
У хорошо обеспеченных южноафриканцев, не обязательно белых, выработался
своеобразный стиль жизни - встречаться в эдаких культурно-развлекательно-торговых
центрах, где есть и кинотеатр, и дискотека, а то и театр. Таковые
созданы повсюду. За шлагбаумом, разумеется. Говорят, там можно отыскать
приятные аллейки, не считая кино и всяческое "домино".
Родители отвозят туда чад-подростков, и, пока детишки веселятся,
"папики" либо отсиживаются в кафе-ресторанах, либо совершают
марш-броски между домом и этими оазисами, которые созданы в различных
районах и, кстати, активно множатся. Это похоже на московские центры
возле всяческих "Ашанов" и "ИКЕА", но социальная
функция в ЮАР значительно существеннее.
ЧЕТЫРЕ ГОРОДА, ЧЕТЫРЕ СТАДИОНА
Стадионов на Кубке конфедераций задействовано четыре, а не десять,
как будет во время ЧМ-2010. Городов, принимающих турнир, тоже четыре,
а не девять, и расположены они на небольшом расстоянии друг от друга.
По меркам ЮАР, конечно, 24-го в мире государства по площади. Между
Йоханнесбургом и Преторией, которые почти слились и составляют единую
городскую агломерацию с 10-миллионным населением, полсотни километров
с небольшим, до Рустенбурга от них - 100-120 км, а до Блумфонтейна
- соответственно 420 и 475. Скажем, для Бельгии, претендующей в
тандеме с Голландией на проведение ЧМ-2018, это немыслимая дистанция
- там между самыми удаленными точками примерно триста километров.
Зато южноафриканцев, как и россиян, такими расстояниями не удивить.
От Йоханнесбурга до Кейптауна 1400 км, или два с половиной часа
лета, до Порт-Элизабет - около тысячи, до Дурбана - порядка шестисот.
Но это маршруты уже будущего года. Вопрос в том, как их преодолевать.
Пять с половиной лет я проработал на Юге Африки в качестве корреспондента
ТАСС. Базировался в Намибии, но освещал главным образом события
в ЮАР, в которую несколько раз наезжал, в том числе за рулем автомобиля.
Этот опыт наводил на предположение, что устроители ЧМ-2010 вернутся
к кустовой системе проведения турнира с группами, играющими свои
матчи в одном-двух городах, и, соответственно, откажутся от вошедшей
в моду на американском ЧМ-1994 и закрепившейся спустя четыре года
во Франции практики беспорядочных разъездов по стране команд и,
как следствие, болельщицких толп.
Понятно, что публика в разных городах хочет видеть и свою любимую
сборную, и, допустим, чемпионов мира, но южноафриканские 1,2 миллиона
квадратных километров - это больше, чем вместе сложенные территории
не только Франции и Германии, хозяйки ЧМ-2006, но еще Италии, Голландии
и Бельгии в придачу. При этом в отличие от Франции, Японии и Германии
космических поездов в ЮАР не водится, так что на железнодорожном
транспорте россиян, привычных к не слишком торопливым поездкам,
на сей раз поразить будет нечем.
Около полутора тысяч километров от Йоханнесбурга до Кейптауна пассажирский
состав преодолевает за сутки с небольшим, путь до Блумфонтейна -
за семь часов. Рейсов мало - один-два в день. Хотя в дни ЧМ-2010
они, как все заверяют, будут более частыми.
Многие откровенно боятся пользоваться "железкой" из-за
криминала, так что десятая в мире разветвленность дорог в основном
служит для грузовых перевозок. А ведь речь идет о географической,
да и политической оси государства. Дело в том, что в ЮАР присутствует
своеобразное разделение функций: Йоханнесбург - главный экономический
центр, Претория (или Тсване, как предпочитают называть ее темнокожие
руководители) - официальная столица с резиденцией правительства,
Кейптаун - парламентская, Блумфонтейн (он же нынче Мангаунг) - юридическая
(здесь расположен Верховный суд).
МАРШРУТКИ ПРОТИВ АВТОБУСОВ
На мой вопрос: "Будем летать?" - второй секретарь посольства
ЮАР в России Зайда Динолли, отвечающая в своем ведомстве за ЧМ-2010,
ответила утвердительно. И сослалась - при этом не без оснований
- на практику как раз США, территория которых вообще-то в восемь
раз больше юаровской. "В последние годы доходы населения значительно
поднялись, и народ стал меньше пользоваться железной дорогой, -
сказала госпожа из посольства. - Когда-то я ездила на поезде, но
сегодня у народа появились деньги, и люди предпочитают автомобиль".
С этим тезисом соглашусь. В рамках государственной политики Black
Economic Empowerment (BEE) многие темнокожие граждане, которые обрели
в последние годы работу, обзавелись собственными транспортными средствами.
Официально минимальная зарплата составляет 3500 рандов (примерно
450 долларов), хотя реально этот порог, конечно, не всегда соблюдается.
Да и про 40 процентов безработицы нельзя забывать. Но автомобилей
стало заметно больше. Пробок тоже, хотя до московских дорожных проблем
Йоханнесбургу еще далеко.
Более того, с ними реально борются. Сейчас - и репетиция тут ни
при чем - на многих автострадах кипит работа. На четырехполосной
№1, которая соединяет Йоханнесбург с Преторией, своими глазами видел,
как делают еще две полосы в каждую сторону. Да и метро из аэропорта
строят при содействии французских специалистов, хотя его введение
в строй в изначально запланированном объеме до ЧМ-2010, конечно
же, не успеет, о чем говорят и официальные лица. Пока взгляду предстают
лишь мощные, не соединенные между собой опоры будущей ветки, которую
проложат как под землей, так и поверху. В любом случае оно решит
транспортную проблему незначительно, потому что, доехав куда-то,
надо будет все равно либо брать такси, либо вызывать знакомых. Ведь
общественного транспорта в нашем понимании в Йоханнесбурге, по существу,
нет! Есть только маршрутки, которые снуют между центром и пригородами
и до предела забиты пассажирами. Наследие апартеида: пусть приезжают
работать на дешевых маршрутках утром и вечером возвращаются. Белое
население, за исключением малоимущих, этим видом транспорта из-за
необеспечения безопасности не пользуется, предпочитая личные автомобили
и такси.
Власти планировали ввести в Йоханнесбурге к Кубку конфедераций внутригородское
автобусное сообщение с выделением для него специальных полос (хотя
москвичей их пробки, о которых много говорится, только рассмешат).
Этого с нетерпением ждало население. Но план провалился. Причина
- сопротивление со стороны водителей частных микроавтобусов, объединившихся
в эдакий профсоюз под именем "Объединенный форум", а на
деле создавших мафиозную группировку для защиты узких интересов.
Эта организация заявила, что правительство навязывает "нечестную
конкуренцию", которая грозит людям увольнениями и, как следствие,
ни много, ни мало кровопролитием. Руководство страны предложило
шоферам пересесть за баранку больших автобусов, но ни им самим,
ни их начальникам это не надо.
Маршрутки же, примерно как у нас, живут собственной, никому не подконтрольной
жизнью: находятся в предаварийном состоянии, спешат побольше "наварить"
и делают на дорогах что им вздумается: не соблюдают правила дорожного
движения, устанавливают свои цены, отклоняются от вроде бы оговоренного
маршрута, останавливаются где попало, ну и, конечно, не декларируют
все доходы. Для западноевропейца это дикость, нам же знакомо, не
правда ли?
"Шофера рассматривают некоторые маршруты как свою собственность,
и периодически между ними происходит сведение счетов с применением
огнестрельного оружия", - заметил экономист Фрэнк Битон. В
марте водители маршруток устроили забастовку против BRT (Bus Rapid
Transit), и она оказалась эффективной: сам президент страны Джейкоб
Зума пошел на приостановление проекта. Пока, говорят, до сентября.
"Объединенный форум" упирает на то, что чемпионат мира
в ЮАР "нельзя проводить так же, как в Европе". "Южная
Африка не Цюрих, - заявил официальный представитель этой организации
Ральф Джонс. - Микроавтобусы - часть африканской культуры, и пусть
во время мирового первенства звучат тамтамы".
Полгода назад министр транспорта ЮАР Джефф Радебе объявил о проведении
в стране "транспортной революции", на которую государство
выделило 170 миллиардов рандов (по сегодняшнему курсу 21 миллиард
долларов). Эти средства были предназначены для расширения аэропортов
в Кейптауне и Йоханнесбурге (в последнем это реально произошло,
что видно, например, по "бегущим дорожкам" по прилете),
а также строительства новых "воздушных ворот" в Дурбане,
развития автомобильной и железнодорожной сетей, сооружения первой
в Африке 80-километровой ветки скоростного метро - от аэропорта
Йоханнесбурга до центра города и Претории, создания автодорожных
развязок и внутригородских автобусных маршрутов со специально выделенными
полосами и охраняемыми остановками. Правительство собирается ввести
систему единых билетов, действительных в автобусах, электричках
и даже маршрутках, увеличить к 2010 году число полицейских на железной
дороге с 1400 до 5000 человек.
ЮАР - ОСОБАЯ АФРИКА
Итак, знаменитое "тяжело в учении - легко в бою" неуместно.
Понятно, что можно идти от простого к сложному, как в данном случае
жизнью навязано, делать поправки от частного к общему, прочувствовать,
где тонко и грозит порваться. Спецназы еще будут шлифовать боевую
подготовку, отрабатывая мыслимые и, казалось бы, немыслимые сценарии,
каждому волонтеру еще сто раз объяснят, что порученный ему участок
- это и есть пост номер один. Но никакой испытательный стенд не
даст стопроцентной гарантии успеха.
Сомнения не развеются окончательно и после 28 июня, когда будет
разыгран финал Кубка континентальных чемпионов. В восприятии среднего
европейского обывателя это вполне естественно: Африка, что с нее
взять? Хотя сразу подчеркну: ЮАР - это особая Африка, под расхожее
представление о Черном континенте подпадающая лишь краешком. Страна
располагает не только чуть ли не всей таблицей Менделеева в своих
недрах, но и современными технологиями. Она, преодолевая международный
запрет на поставки нефти, пусть и нарушавшийся, научилась гнать
жидкое топливо из угля, ее доктор Кристиан Барнард совершил в кейптаунской
больнице "Хрут Схур" первую в мире пересадку сердца, она
подошла вплотную к созданию атомной бомбы, в ней не наблюдается
присущего большинству стран Африки вольного обращения со временем,
в основном все происходит в точно назначенный срок.
Надо сказать, что все волонтеры и полицейские предельно вежливы
и благожелательны, хотя не всегда достаточно компетентны. Южноафриканцы
горды, что их стране предоставили право проведения ЧМ-2010, и все
они стараются сейчас в меру своих возможностей не подвести. В этом
плане Кубок конфедераций и впрямь выглядит генеральной репетицией.
Президент ФИФА Зепп Блаттер, выступая на пресс-конференции перед
началом турнира, призвал мировое сообщество отказаться от предубеждений
по отношению к Африке. "Давайте доверять ЮАР", - сказал
он.
Постараемся. Но многое зависит и от нее самой.
ЗАГЛУШИТЬ "ВАВУЗЕЛЫ" НЕ УДАЛОСЬ
Стадион "Эллис Парк", на котором состоялось открытие турнира,
расположен в старом районе Йоханнесбурга, где сосредоточены роскошные
виллы в британском стиле. Там селились, между прочим, многие приехавшие
из России евреи. Но теперь, как утверждают местные жители, район
не очень престижен, да и не функционален - нет поблизости упоминавшихся
коммерческих центров.
Когда пришел в субботу за аккредитацией, то чуть было не заблудился
в трех соснах, потому что стадионов оказалось два, и расположены
они на удалении метров пятисот. "Эллис Парк" - это еще
и святое место для любителей регби. Именно на его регбийном стадионе
состоялся финал Кубка мира-95, победителем которого стала сборная
ЮАР, целиком "белая", до той поры многими в стране нелюбимая,
но ставшая благодаря своему триумфу после первых всеобщих выборов
с участием черного населения символом единения. Как и сборная по
футболу, выигравшая год спустя Кубок Африки.
Как и в 96-м, "Бафана Бафана" поселились на старте турнира
в пяти минутах езды от "Эллис Парка", в Sunnyside Park
Hotel. Это бывшая резиденция британского губернатора, в которой
останавливалась королева Елизавета. Только недавно там построили,
не нарушив величественного стиля, дополнительно новое здание. Об
этом мне рассказал Алексей Бондаренко, лицензированный агент ФИФА
и сын тренера Виктора Бондаренко, которому, кстати, в субботу исполнилось
60 лет, с чем хотелось бы его поздравить. Между тем наши с Алексеем
попытки проникнуть в гостиницу натолкнулись на запрет - то ли было
дело 13 лет назад, когда я без всякого спроса взял интервью после
обеда у Фиша, Масинги и капитана сборной Тови, недавно возглавившего
местный клуб "Амазулу".
...Церемония открытия получилась весьма скромной. Да о ней не очень-то
и напоминали. Честно говоря, я случайно узнал, что она начнется
за два часа до матча, назначенного на 16.00 по местному времени,
которое отстает от московского на два часа. Зрителей в итоге на
этом шоу было откровенно мало. Но и они умудрялись так дудеть в
традиционные для Южной Африки болельщицкие дудки "вавузелы",
что диктор несколько раз просил тишины для ораторов.
Затихли не все, так что выступавшим президенту Африканской конфедерации
футбола Исса Айяту и главе местного оргкомитета ЧМ-2010 Айвину Козе
пришлось нелегко. Упоминание имени Нельсона Манделы в речи последнего
вызвало на трибунах взрыв эмоций и целый залп "вавузел".
Непосредственно представление заключалось в том, что на поле установили
макет африканской хижины и самодельные ворота. Вот, мол, как начинается
на Черном континенте путь в большой футбол. Вокруг потом происходили
коллективные пляски. Вынесли огромные флаги стран-участниц, а участники
массовых представлений образовали в центре за счет маек многоцветный
флаг ЮАР.
Разминка у команды хозяев проводилась тоже в ритме танца. Некоторые
упражнения игроки выполняли приплясывая. Особый восторг у зрителей
вызвало объявление по стадиону фамилии полузащитника "Эвертона"
Стивена Пинара, который на днях получил небольшую травму в товарищеском
матче с Польшей. Это, пожалуй, самая популярная личность в рядах
"Бафана Бафана", эдакий их Аршавин. "Я был очень
опечален, что "Эвертон" проиграл в финале Кубка Англии
"Челси", - сказал Пинар накануне матча открытия. - Теперь
в качестве компенсации надо завоевать Кубок конфедераций".
К победе в турнире призвал сборную и сам президент Южной Африки
Джейкоб Зума. Да и премиальные для игроков за это достижение установили
в размере 650 тысяч рандов каждому (80 тысяч долларов). За выигрыш
каждого матча - по 90 тысяч рандов, за ничью - половину этой суммы.
Писали, однако, что некоторые футболисты торговались и просили вдвое
больше...