Для проведения ЧЕ по футболу в 2012 году
Украине надо за полгода отремонтировать полстраны и помирить своих
политиков. Неизвестно, что легче
Президент Виктор Ющенко (слева) вместе
с главой федерации футбола Украины Григорием Суркисом пытались
убедить президента УЕФА Мишеля Платини (в центре), что к ноябрю
все будет готово. / Фото: РИА "Новости"
Итак, несмотря на негодование руководителей Кракова,
Одессы и Днепропетровска, которых оставили за бортом проведения
Евро-2012, вердикт окончателен. 13 мая исполком УЕФА объявил четыре
польских и четыре украинских города, в которых через три года пройдет
финал европейского чемпионата по футболу.
В Польше это: Варшава, Гданьск, Вроцлав и Познань. В Украине: Киев,
Львов, Донецк и Харьков. И самое главное, что налицо паритетное
распределение, которое так упорно ставили под сомнение европейские
СМИ и которое истово отстаивал и отстоял в Бухаресте президент Федерации
футбола Украины Григорий Суркис. Правда, у Украины есть проблемы
— формула «четыре на четыре» действует пока условно, до 30 ноября
2009 года. Именно на этот день назначен час «Ч», после которого
УЕФА вынесет еще одно решение. Но уже в отношении исключительно
украинских городов — будут ли они реально готовы. То есть за оставшиеся
полгода Украине нужно совершить чудо и подтянуть к стандартам УЕФА
фактически половину страны. Ну что-то типа ударной комсомольской
стройки, которую любой ценой нужно завершить аккурат к дню рождения
вождя или годовщине победы в Октябрьской революции. Всем городам,
которые были названы в Бухаресте, необходимо построить стадионы,
реконструировать аэропорты, подготовить необходимое количество гостиничных
номеров всех категорий, включая 5-звездочные. А также решить проблему
дорог, бездомных животных, парковок, фан-зон, питания, городского
транспорта и медицинского обеспечения десятков тысяч болельщиков.
Не говоря уже о таких «мелочах», как победа над ненавязчивым национальным
сервисом или ментальной перезагрузке таксистов, милиционеров, пограничников
и таможенников.
Полную гарантию успеха сегодня не может дать никто. Тот же Григорий
Суркис уже в Киеве заявил, что, если через три месяца он увидит,
что подготовка выпадает из графика, он первый об этом доложит в
УЕФА. А поскольку г-н Суркис является автором проекта Евро-2012,
то именно его вердикт может быть для Украины окончательным. Но,
несмотря на все реальные угрозы, есть и некоторые плюсы.
Киев, Львов, Донецк и Харьков можно разделить на две условные группы.
Два города — Донецк и Харьков, в которых работают деньги стратегических
инвесторов, крупных бизнесменов — Рината Ахметова и Александра Ярославского.
И Киев со Львовом — с «коллективной безответственностью», где власти
пока уповают лишь на бюджетное финансирование.
В Харькове на деньги Ярославского реконструируются аэропорт, стадион
и тренировочная база. Государство должно профинансировать реконструкцию
взлетно-посадочной полосы. Местный бюджет должен изыскать средства
на городскую инфраструктуру. Помимо этого Харьков работает в паре
с Полтавой, где задействованы аэропорт и гостиницы класса 4+. Также
в распоряжении харьковчан имеется и военный аэродром в Чугуеве.
В Донецке 29 августа состоится открытие построенного на деньги Рината
Ахметова стадиона «Донбасс-Арена», который признан одним из пяти
лучших стадионов в Европе. На сегодня футбольный клуб «Шахтер» и
лично Ринат Ахметов уже вложили в проект Евро-2012 порядка 600 миллионов
долларов. За государством остаются решения вопросов, связанных с
реконструкцией взлетно-посадочной полосы и аэропорта.
Что касается Львова и Киева, то здесь проблем гораздо больше.
Во Львове стадион планируют сдать не раньше 2011 года. Финансирование
пока идет исключительно за счет городского бюджета. А это порядка
80 миллионов долларов. Сумма для Львова, особенно в условиях кризиса,
малоподъемная. Аэропорт, который полностью находится в государственной
собственности, потребует бюджетных вливаний более чем на 150 миллионов
долларов. Но поскольку 13 мая исполкому УЕФА передали письмо за
подписью Ющенко, Тимошенко и Литвина, в котором они в очередной
раз подтвердили государственные гарантии, то деньги будут искать.
Тем более в Украину пришел второй транш от МВФ — более двух миллиардов
долларов, часть из которых пойдет на финансирование проектов Евро-2012.
Но самая неопределенная ситуация в Киеве, без которого чемпионат
в Украине невозможен. Тем более что по первоначальному сценарию
в Киеве был запланирован финал чемпионата. Президент УЕФА Мишель
Платини так и сказал — не будет Киева, не будет Евро-2012 в Украине.
В первую очередь речь идет о реконструкции стадиона «Олимпийский»
и строительстве терминала Д в аэропорту Борисполь. Киевские власти
в борьбе за свои интересы потеряли как минимум полтора года, прежде
чем началась реконструкция стадиона. Стратегического инвестора в
столице нет.
Зато есть масса проблемных зон, где сталкиваются бизнес-интересы
различных групп. Не говоря уже о факторе открытого противостояния
между киевской властью и кабинетом министров, что также не улучшает
общую ситуацию.
Кстати, в Бухаресте помимо тревог, связанных с подготовкой спортивной,
транспортной и иных инфраструктур, говорили и о факторе украинских
политических рисков, что весьма тревожит функционеров УЕФА.
Бесконечные разборки между премьером, президентом и парламентом
давно стали в Европе притчей во языцех. К тому же Украина вступает
в полосу выборов. Начиная от президентских (что повлечет за собой
еще и смену правительства) и заканчивая выборами местных советов.
Все это должно произойти до 2012 года. Понятно, что все политические
силы будут активно выступать в поддержку проекта Евро-2012. Но специфика
украинской политической жизни такова, что все созидательные лозунги
на практике несут разрушительное начало. В стиле борьбы за мир до
последней капли крови. Как максимально деполитизировать процесс,
пока не ясно. В том числе и потому, что в подготовку вовлечено слишком
много чиновников от разных политических сил, которые настроены помимо
всего прочего еще и активно пилить бюджет. Громких скандалов в силу
отсутствия активного финансирования пока немного. Но прецеденты
уже имеются. Причем в городах с той самой «коллективной безответственностью»
— то есть в Киеве и во Львове. Львовская оппозиция местному мэру
заявляет о завышении стоимости проектных работ по стадиону почти
на четыре миллиона долларов. В Киеве же страсти кипят вокруг стоимости
реконструкции НСК «Олимпийский», которая постоянно растет.
Еще одним слабым звеном является украинский парламент, который по
сей день не удосужился рассмотреть пакет законов, связанных с облегчением
инвестиционной деятельности в Украине. Что не дает иностранным инвесторам
(тем более в условиях кризиса) никаких гарантий. Хотя, по оценкам
экспертов, проект Евро-2012 даже во время кризиса является достаточно
привлекательным и перспективным. Но Верховная рада занимается чем
угодно, только не основной работой. А если Рада не проголосует за
инвестиционные законы на этой сессии, то законодательные изменения
не будут учтены при формировании бюджета на 2010 год. Что в свою
очередь не сможет не отразиться на финансировании проектов по подготовке
к Евро-2012.
Но, похоже, что украинская власть поняла, что отступать некуда.
О готовности лоббировать законы, связанные с Евро-2012, уже заявили
представители Партии регионов, пообещавшие во вторник разблокировать
работу парламента. Об ужесточении сроков готовности объектов для
городов-участников заявил вице-премьер Иван Васюник, который курирует
подготовку к чемпионату. Васюник хочет снять все вопросы, касающиеся
проведения матчей в трех городах и проведения финала в Киеве, уже
до конца сентября. Конкретные механизмы не названы. Но, похоже,
что это будет некоей комбинацией из административного кнута и бюджетного
пряника.