Наставник самарских «Крыльев Советов» Леонид Слуцкий
прошел путь от наставника резервного состава до главного тренера
команд премьер-лиги и участника Кубка УЕФА. Сегодня Слуцкий вспоминает
работу в дубле и желает молодым наставникам не пасовать перед трудностями.
— Леонид Викторович, что дала вам работа в дублирующих составах?
— Работа в дубле — и в «Уралане», и в «Москве» — была очень объемной,
интересной, запомнилась и тем, что большое количество людей перешли
из дубля в основные составы различных клубов, и тем, что был достигнут
положительный общекомандный результат, а также тем, что я получал
полноценную тренировочную практику, опыт, знания и все остальное.
— Специфику соревнований резервистов помните?
— Особенно раньше она состояла в том, что это был турнир тех, кто
не играет. Это сейчас в турнире дублеров по регламенту не могут
играть более трех человек основного состава или легионеров. А когда
я работал в «Уралане», нам из «основы» давали по восемь-девять человек,
то есть фактически ты работаешь с одной командой, а у тебя играет
другая команда. Для меня это было архисложно, как для тренера, потому
что фактически нивелировалось мое тренерство. Во-вторых, ты должен
работать не только на общекомандный результат, но и на развитие
лучших качеств футболистов, потому что требовался более глубокий
индивидуальный подход. В-третьих, ты должен играть по той же схеме,
по которой играет основной состав, даже если у тебя не хватает исполнителей
в то или иное амплуа.
— Тренер дубля всегда стремится стать главным?
— Нет, не всегда. Есть и те, кто удовлетворен работой наставников
резервистов.
— Как быстро тренеры дублеров должны уходить в самостоятельное плавание?
И насколько в этом плане актуален пример Ромащенко?
— Пример каждого человека индивидуален. И Ромащенко как раз из тех,
кто стремился стать главным тренером, и потому попытался воспользоваться
возможностью поработать в премьер-лиге. Я бы поступил так же.
— Что бы вы пожелали тем молодым тренерам, которые стремятся возглавить
команды мастеров?
— Не сетовать на сложности, которые всегда есть у тренеров резервистов
— навязывание игроков основного состава, работа по остаточному принципу
в том плане, что к «основе» всегда больше внимания, а сосредоточиться
на своем творческом росте, потому что в любых условиях есть возможности
расти как специалисту и помогать молодым ребятам.