На состоявшейся на этой неделе конференции РФС президент организации
Виталий Мутко выступил с отчётом о её деятельности за минувший год.
Среди прочего были представлены данные по бюджету РФС, которые,
как всегда, дают исчерпывающую информацию о том, как зарабатывается
и на что тратится заработанное в отечественном футболе.
Фактические доходы организации в 2008 году составили 2,08 млрд рублей,
а фактические расходы — 2,15 млрд рублей. Таким образом, дефицит
составил порядка 68 млн рублей. И доходы, и расходы превысили запланированные
почти на 50 процентов – таким образом, темпы роста бюджета выше
прогнозируемых как в плюс, так и в минус.
В основном расхождением с планом РФС обязан чемпионату Европы. С
учётом того, что именно обеспечение существования различных сборных
– основная статья расходов организации (52,4%) – это вполне понятно.
На долю команды Гуса Хиддинка приходится подавляющее большинство
этих трат: 712 млн рублей из 798 млн. Сюда включается и организация
сборов, и премиальные, и зарплата тренерского штаба. Вторая "дорогая"
сборная России – молодёжная. Её содержание обходится ведомству Виталия
Мутко в 15 миллионов. Самые дешевые – сборная ветеранов, мини-футбольная
команда и юношеская сборная U-14.
Другие весомые статьи расходов РФС – программные мероприятия по
развитию футбола и проведение международных соревнований. Развитие
футбола идёт в основном через строительство искусственных полей
в регионах.
Основные доходные статьи бюджета РФС – спонсорские и целевые поступления
различных организаций, а также продажа рекламных и коммерческих
прав. Собственные средства РФС в доходной части составляют 38%,
на поступления со стороны других организаций приходится 62%.
Доходы от коммерческой деятельности РФС в минувшем году пополнили
бюджет на 786 млн рублей. Львиная доля приходится на спонсорские
контракты – в первую очередь, Adidas (124 млн рублей) и "Газпром"
(77 млн рублей). Интересно, что обе компании партнёрами РФС стали
только в 2008 году. Из "старожилов" наибольший вклад в
наполнение бюджета внесла X5 Retail Group (59,5 млн рублей). Реализация
билетов на матчи сборной России принесла нашему футболу 143 млн
рублей, ещё одна существенная часть дохода – реализация прав от
ТВ-трансляций матчей сборных и Кубка России – 66,5 млн рублей.
"Коммерческий интерес к российскому футболу растёт из года
в год, и это обеспечивает рост доходов бюджета. В то же время у
нас ещё много пространства для работы в этом направлении. Есть много
известных турниров, брендов, например, Кубок Содружества, мемориал
Гранаткина, к которым нужно привлекать партнёров, спонсоров",
– отмечает Виталий Мутко.
Пока же доходы РФС с расходами не сходятся. Впрочем, такая ситуация
повторяется из года в год, и пока проблем для организации не несёт.
Однако в свете кризиса картина с бюджетом может перемениться. Причём
под угрозой находится, разумеется, доходная его часть. Но анализировать
траты и заработки РФС за 2009 год заранее не будем – отчёт по ним
будет опубликован лишь через 12 месяцев.