Как сообщил в субботу "Спорт-Экспресс", компания "НТВ-Плюс",
обладающая по соглашению с РФПЛ правами на телетрансляцию чемпионата
России по футболу, объявила тендер на эфирный показ игр этого турнира...
Футбольный сезон закончился - пора заглянуть в следующий. И задуматься
при этом о его телевизионном освещении. Тем более что последние
два года мы жили и еще по меньшей мере два года должны жить в условиях
"эксклюзивного" контракта РФПЛ с платным каналом "НТВ-Плюс".
Слово "эксклюзивный" приходится брать в кавычки хотя бы
потому что любой современный словарь объяснит: это означает исключительность,
то есть - перейдем уж на исконно русский - право, распространяемое
на ограниченный круг лиц. В нашем случае с "НТВ-Плюс"
подразумевалось, что абоненты канала "Наш Футбол" выкладывают
деньги, приобретают антенны и, собственно говоря, в ус не дуют.
Уверяю вас, лично я так и сделал, хотя остался в подавляющем меньшинстве
даже среди коллег.
Но это, собственно, частности. Хотя из частностей вся наша жизнь
складывается. Два года назад, когда РФПЛ и "НТВ-Плюс"
подписали "эксклюзивное" соглашение на четыре года и народ
забеспокоился, вмешался "простой" болельщик, и получили
мы ситуацию, в которой, если называть вещи своими именами, никакой
эксклюзивностью и не пахло.
Это лишь изложение событий. И далее тоже мы не собираемся навязывать
позицию какой-либо стороны. А стороны были, есть и будут, потому
что, когда нашему человеку предлагают заплатить за то, что он раньше
хотя бы в какой-то период имел просто так, у него невольно рождается
протест. Платный телевизор?! За что боролись? При коммунистах такого
безобразия не было!
Проще всего в этой ситуации, как и делают некоторые, встать однозначно
на позицию популизма: футбольные трансляции есть неотъемлемое право
каждого гражданина, у которого и без того в жизни мало приятного.
Тезис привлекательный, но, увы, неконструктивный. Правда жестче.
Она состоит в том, что российские клубы недовольны даже 23 миллионами
долларов в год. Им мерещится английский миллиард с лишком, да еще
в европейской, а не американской валюте. Мы в клубном рейтинге УЕФА
уже на пятую позицию Франции замахнулись, а у нее 668 миллионов
евро в год. Сравните с нашими 23.
Вы возразите: "Футбольные клубы и без того не бедны, а тете
Маше в Урюпинске не хватает на хлеб с молоком". Мне, по сути,
нечего на это сказать. Разве что вспомню о социальной функции футбола,
который уводит молодежь от нехороших дел, в том числе от возможного
ограбления тети Маши под пьяную лавочку, от которой, возможно, кого-то
футбол и отвлечет.
Итог неоднозначен. Как в романе Максима Горького "На дне",
у каждого своя правда. Есть пенсионеры, которые вправе предъявить
свое извечное "мы воевали, мы работали", есть клубы и
лига, которые хотят зарабатывать на своем бизнесе. Есть, наконец,
вполне обеспеченные люди, которые избалованы советским подходом,
что "все кругом мое" и непонятно почему мы за что-то общее
должны выкладывать из собственного кармана. Все это трудно соединить.
Во что выльется? Нам, как всегда, суждено ждать и надеяться.
ДУМА ПРОТИВ ИЗЪЯТИЯ БЕСПЛАТНОГО ФУТБОЛА
Так случилось, что первым человеком, которому я задал вопрос о том,
должно ли футболу быть платным, оказался олимпийский чемпион-2002
Антон Сихарулидзе. Почти месяц назад прославленный фигурист, он
же председатель комитета Госдумы по физической культуре и спорту
был гостем редакции "СЭ". Тогда я, в частности, поинтересовался:
"Как найти золотую середину между социальной значимостью и
бизнесом, которым являются как платное ТВ, так и клубы?"
- Футбол - действительно народная игра, у которой очень много болельщиков
из различных слоев населения, - заметил Сихарулидзе. - Потому его
надо показывать по общедоступным телеканалам. Если мы полностью
переведем футбол на платные каналы, то автоматически отнимем его
у большого процента граждан России.
- Однако клубы РФПЛ заинтересованы в прибыли...
- На сегодняшний день это неактуально. Мы должны думать об интересах
большинства граждан, а не отдельных коммерческих компаний. Пока
мы еще не готовы к показу футбола исключительно по платным каналам.
- Президент РФС Виталий Мутко сетовал на уменьшение рекламного времени
для компаний, производящих алкогольную продукцию, отмечая, что это
сказывается на доходах клубов.
- У нас и без того испокон веков слишком теплые отношения с алкоголем.
Думаю, что не стоит делать их еще более близкими. Алкоголь продают
в любое время дня и ночи, и я не видел, чтобы кто-нибудь спрашивал
у молодого человека паспорт или какой-нибудь удостоверяющий личность
документ, как это делается в Америке, хотя там на матчах NHL или
NBA пиво с сосисками - обязательный атрибут, и выпивают, кстати,
немало. Увы, у нас нет культуры пития. Что касается бюджетов футбольных
клубов, то они на сегодня находятся не в таком уж безвыходном положении,
чтобы не прожить без пивных вливаний.
ЕСЛИ ТРЕНЕР НЕ ЖЕЛАЕТ ГОВОРИТЬ, ВЫИГРЫВАЕТ РФПЛ
А вот какими соображениями поделился главный продюсер спортивных
каналов "НТВ-Плюс" Дмитрий Чуковский:
- Пока финансовый кризис никак не сказывается. Мысли насчет него
витают, но конкретных действий не видно. В 98-м "НТВ-Плюс"
проще других телекомпаний пережил дефолт, поскольку жил и живет
за счет абонентской платы.
- И вы не испытываете опасений по поводу того, что народ может остерегаться
идти на дополнительные траты?
- Люди пошли в какой-то момент на подписку и отказаться от нее им
уже тяжело.
- В техническом отношении вы довольны сотрудничеством с РФПЛ в прошедшем
году?
- Да. Показ футбола был более унифицированным, и это результат выполнения
нашими партнерами той комплексной программы, которая была им предложена.
- Проблемные города остались?
- Владивосток. Но он, впрочем, не остался.
- Грозный, Нальчик?
- В Грозный мы привозили свою технику. Сейчас в этом городе собираются
приобрести дорогостоящую аппаратуру что внушает надежду. А Нальчик
и был неплох. Там проблемы со стадионом: он низкий, и потому нельзя
установить камеры так, чтобы производилась "картинка",
соответствующая высшему иностранному качеству.
- Самара?
- Туда весь год тоже возили свою технику. Поэтому "картинка"
из Самары для зрителя не отличалась от московской.
- Год назад был принят новый технический регламент, предусматривавший
ряд обязательств со стороны футболистов и тренеров по отношению
к СМИ, прежде всего телевизионным. Как он, на ваш взгляд, применялся?
- Для начала должен сказать: мы потратили много усилий, чтобы он
в принципе был принят. Полгода занудно объясняли, что мы хотим,
убеждали. В прошлом году, например, охранник во Владивостоке дал
по физиономии оператору, который выбежал на поле. Во всем мире,
в Лиге чемпионов в частности, прописано, что оператор может делать,
а чего - нет. Об этом знает и служба безопасности. А вот в российском
футболе ничего прописано не было - где должен стоять телевизионный
автобус, где камеры? Потому никто не знал, куда идти, кого пущать.
- Одно из новшеств года - послематчевые интервью главных тренеров.
Вы удовлетворены тем, как они проводились?
- Тренеры - публика своенравная. Если тренер не пришел отвечать
на вопросы, мы пишем претензию в РФПЛ, а она спокойненько - и, как
я подозреваю, с удовольствием - выписывает штраф, как за неявку
на пресс-конференцию.
ПОДНЯТЬ РЕЙТИНГ ЗА СЧЕТ ЖЕНЩИН - ЗАДАЧА ФАНОВ
До сих пор мы рассуждали о контракте с "НТВ-Плюс" и его
вероятными контрагентами, потому что в этом вопросе сохраняется
неясность. Между тем есть еще договор между РФПЛ и Первым каналом,
который формально не подписан, но считается делом решенным. Стороны
- как президент РФПЛ Сергей Прядкин, так и начальник дирекции спортивного
вещания ОАО "Первый канал" Николай Малышев - подчеркивают,
что не решены пока сугубо технические моменты, так что один матч
в туре, на выбор Первого, массовому телевидению обеспечен.
Вопрос только в том, во сколько он будет начинаться - в два или
четыре дня. На последнем заседании руководителей клубов РФПЛ прозвучало
предложение о переменной практике: весной и осенью - в два, летом
- в четыре. Но ТВ твердо настаивает на четырнадцати часах и, надо
полагать, своего добьется. У него своя правда - рейтинговая.
- Контракт с с РФПЛ заключается на прежних условиях: мы транслируем
тридцать матчей, то есть по одной игре в туре, - сказал мне Николай
Малышев. - Что касается времени начала, то, о чем бы ни просили
футболисты, у нас не самая жаркая страна. Каналу коммерчески невыгодно
показывать матчи в четыре часа дня. Наш генеральный директор Константин
Эрнст и без того идет на жертвы, показывая футбол.
- Что, простите, значит - идет на жертвы?
- Объясняю. Какая-то программа показывается с долей 24 (соотношение
к числу включенных телевизоров. - Прим. "СЭ"), а футбол
собирает от силы долю 12. Потом у нас опять идет рейтинговая передача
вроде "Ледникового периода", но "Россия" аналогичную
программу начинает в 17 часов. Самая активная в телевизионном отношении
публика - женщины, а она футбол не смотрит.
- То есть, транслируя футбол, Первый канал идет на жертвы ради выполнения
социальной функции?
- В некоторой степени.
Ну что тут добавить? Смотрите больше футбол, граждане. И желательно
- вместе с женами, мамами, сестрами, дочерьми. Тогда, глядишь, и
рейтинг поднимется.