Финансовый кризис грозит затянуть строительство новых арен для
ЦСКА, «Спартака», «Зенита»
По словам руководителей почти всех клубов премьер-лиги, ответивших
на вопросы нашей анкеты (см. номер за 24.10), финансовый кризис
на наш футбол не повлияет. Подтвердить или опровергнуть эти слова
может лишь время. Однако есть область, на которой кризис скажется
безусловно, что бы ни утверждали чиновники. Речь о строительстве
стадионов. Этим в настоящий момент озабочены три флагмана нашего
футбола – ЦСКА, «Спартак» и «Зенит». Конца-края этому долгострою
пока не видно…
«СПАРТАК»: ПРИДЕТСЯ ПОДОЖДАТЬ ЕЩЕ ПЯТЬ ЛЕТ?
Год назад на вопрос, может ли в очередной раз задержаться строительство
спартаковского стадиона, Леонид Федун заявил: «В жизни все возможно.
Может метеорит упасть на Москву, может случиться финансовый кризис…»
С первым повезло – метеорит на нашу столицу так и не упал. А вот
кризис все-таки разразился. И может серьезно сказаться на сроках
возведения долгожданной спартаковской арены в Тушине.
Хотя сам владелец «Спартака» остается оптимистом. Что явствует хотя
бы из его слов, сказанных «Советскому спорту» в конце октября: «В
данном случае кризис обернется в выгодную для нас сторону – цена
проекта снизится как минимум вдвое по сравнению с предложением прежнего
подрядчика. Срок строительства составит те же 18 месяцев, проект
стадиона изменений не претерпит».
Однако вот мнение Андрея Козырева, генерального директора ООО «Стадион
«Спартак»:
– На самом деле покупательная способность рубля сейчас падает не
меньше, если не больше, чем цены на стройматериалы. Это во-первых.
А во-вторых, пока неясны даже сроки старта строительства. Сначала
должен пройти тендер среди возможных генподрядчиков.
Здесь требуется небольшое пояснение. Проектные работы вела немецкая
фирма «Hochtief», которая планировалась и в качестве генподрядчика,
то есть компании, которая поведет возведение объекта. Однако спартаковцы
с немцами не сработались. Теперь от «Hochtief» требуется только
проследить за экспертизой проекта. Этот этап не требует больших
вложений, но и он еще даже не начинался. Пока идет только подготовка
рабочей документации на строительство, которая по плану завершится
в декабре. Экспертиза займет еще месяцев пять. То есть строительство
можно начинать в мае–июне. Но здесь-то и кроется главная проблема.
– Мало найти генподрядчика. Для начала строительства нужны еще и
серьезные деньги. А денег катастрофически не хватает, – говорит
Козырев.
– Если все пойдет по плану, то работы начнутся…
– В лучшем случае в середине 2009 года.
– Леонид Федун говорил, что стадион построят за 18 месяцев. Но возможно
ли столь серьезный объект возвести в такие сроки?
– Не знаю, откуда у Леонида Арнольдовича подобная информация. Я,
к сожалению, с ним лично не общаюсь. Мы давали иную цифру – 28–30
месяцев.
Что касается денег, ни для кого не секрет – кризис затронул нефтяную
отрасль едва ли не в первую очередь. И вряд ли в условиях жесткой
экономии, которую вводят все нефтяные компании, вице-президент «ЛУКОЙЛА»
Леонид Федун будет форсировать строительство стадиона за 500 миллионов
евро.
Пока же на Тушинском аэродроме – чистое поле…
ЧТО В ПРОЕКТЕ:
Стадион на 42 000 мест на Тушинском аэродроме, парковка (от 4000
до 10 000 мест), крытый манеж на 12 000 зрителей, музей «Спартака»,
гостиница на 200 номеров.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Расконсервация станции метро рядом с ареной, которая уже точно будет
носить название «Стадион «Спартак», пока даже не планируется. Поскольку
объект является коммерческим, городские власти справедливо хотят
возложить «почетную обязанность» финансировать отделку станции на
инвестора, то есть «Спартак». В клубе же с крайней неохотой относятся
к перспективе потратить еще 50–100 миллионов евро и рассчитывают
все-таки разделить это бремя с Москвой. В принципе, если стороны
договорятся, реально провести работы по расконсервации за пару лет.
ПРОГНОЗ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»:
По нашей информации, в «Спартаке» довольны, что кризис разразился
в тот момент, когда строительные работы еще не начались. Это позволяет
предположить, что вряд ли они начнутся, пока экономическая ситуация
в мире не стабилизируется. Во время кризиса 1998 года возведение
крупных объектов приостанавливалось на полтора-два года. Если история
повторится, строительство начнется в лучшем случае в 2010 году и
стадион «Спартак» болельщики увидят только в 2013-м…
ЦСКА: СТРОИТЕЛЬСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ЗАМОРОЖЕНО
– Нами пройден большой путь в плане получения разрешительной документации.
Выбран генподрядчик – им стало объединение «Ингеоком» (компания,
участвовавшая в возведении ТЦ «Атриум», ММДЦ «Москва-Сити», в реконструкции
стадиона «Локомотив». – Прим. ред.). Думаю, что глобальных проблем
со строительством у нас не будет, – заявил руководитель проекта
строительства стадиона ЦСКА Дмитрий Евсеев в интервью официальному
сайту армейцев.
Было это в сентябре, в самом начале кризиса. С тех пор официальных
комментариев о ходе строительства из стана ЦСКА не поступало. Однако
нет сомнений: «глобальные проблемы со строительством» все же появились.
Расходы , которые поначалу оценивались в 200 миллионов евро, теперь
объективно выросли до 500 миллионов. Но год назад, по данным газеты
«Ведомости», акционеры клуба были готовы инвестировать в новую арену
100 миллионов долларов. Увеличение вложений в пять-шесть раз их
вряд ли обрадует. Главный спонсор армейцев – «Внешторгбанк» – поначалу
тоже рассматривал возможность принять участие в строительстве. Но,
как заявили «Советскому спорту» в пресс-службе ВТБ, в итоге от этих
планов отказался.
Вопрос, где взять деньги, перед ЦСКА стоит сейчас как никогда остро.
Как заявил первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного
стройкомплекса Владимир Ресин, сегодняшние условия кредитования,
предлагаемые банками, «мягко говоря, стали очень накладными». А
это, по словам Ресина, приведет к удорожанию строительства в Москве
в среднем на 20 процентов. Речь, правда, о жилищном строительстве,
но суть-то остается: пусть материалы дешевеют, легче никому от этого
не будет.
Пока, правда, работы идут. В сентябре ЦСКА получил документацию
на нулевой (подземный) цикл и начал заливку фундаментной плиты под
стадион. Экспертиза на надземную часть будет готова в лучшем случае
в декабре. Однако, по данным из неофициальных источников, в клубе
всерьез рассматривают возможность консервации строительства. Это
потребует «лишних» затрат, но они, учитывая нынешнюю кризисную ситуацию,
окупятся позже.
ЧТО В ПРОЕКТЕ:
Стадион на 30 000 зрителей на Песчаной улице, парковка на 1400 мест,
гостиница, офисный центр высотой 170 метров, Аллея славы (музей)
ПФК ЦСКА, два тренировочных поля над дополнительными паркингами
(2-я очередь строительства), детско-спортивная школа (3-я очередь
строительства).
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Башню, которая формой будет напоминать завоеванный армейцами в 2005
году Кубок УЕФА, увенчает стеклянный шар высотой в четыре этажа.
Там разместятся офисные площади, которые ЦСКА планирует сдавать
в аренду. По оценкам специалистов, стоимость аренды одного квадратного
метра здесь может составлять до 4000 долларов.
ПРОГНОЗ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»:
Еще год назад финиш строительства оптимистично виделся в конце 2009
года. Два месяца назад Дмитрий Евсеев официально подкорректировал
сроки: «Должны закончить в мае 2010 года». Даже если дело не дойдет
до консервации, есть большой шанс, что строительство в очередной
раз затянется. Реально армейцам начать сезон на собственной арене
лишь в 2011 году. А в случае финансовых проблем это радостное событие,
возможно, отложат еще на год.
«ЗЕНИТ»: ЦЕНА ВЫРОСЛА В ТРИ С ПОЛОВИНОЙ РАЗА
Выдвижное поле, пивопровод, раздвижная крыша, самое большое табло
в Европе… Какими только обещаниями не ласкали слух зенитовских болельщиков
власти Петербурга и строители новой футбольной арены на Крестовском
острове пару последних лет! «Сезон-2009 «Зенит» начнет на новом
ультрасовременном красавце-стадионе, который будет претендовать
на звание лучшего в мире» – вот что было заявлено фанатам.
Теперь в Питере не уверены даже в том, что стадиону – «космической
тарелке», спроектированной покойным японским архитектором Кисе Курокавой,
вообще суждено когда-нибудь «приземлиться» на невской земле.
Лишь в августе проект стадиона наконец-то прошел Главгосэкспертизу.
Выяснилось, что компания «Авант», являющаяся генеральным подрядчиком,
готова построить стадион за 700 миллионов евро. Вместо планируемых
200 миллионов.
На сегодняшний момент «Авант» успел доработать проект Курокавы,
построить причал для доставки грузов, соорудить свайное основание
под стадион и возвести энергоцентр. Но лишь на эти работы было потрачено
170 миллионов евро – то есть практически весь первоначальный бюджет.
В итоге на днях правительство города и «Авант» подписали двустороннее
соглашение о добровольном разрыве контракта.
Смольный объявил о новом конкурсе. Причем конверт с заявками компаний-кандидатов
на место генерального подрядчика планируется вскрыть совсем скоро
– уже 28 ноября. А через неделю, 5 декабря, должен быть объявлен
новый генподрядчик. Интересно, что сумма контракта, который будет
заключен, – 18 миллиардов 603 миллиона 260 тысяч 660 рублей (540
миллионов евро) – в три с лишним раза превысит объем средств, которые
получил от города на строительство «Авант».
Но откликнется ли кто-нибудь на предложение в условиях финансового
кризиса – вот в чем вопрос. Особенно учитывая тот факт, что само
финансирование идет с серьезными перебоями. По крайней мере, так
утверждает директор «Аванта» Григорий Фельдман.
Сейчас власти города и руководители компании «Газпром» определяют,
кто и в какой мере будет оплачивать дальнейшие работы.
ЧТО В ПРОЕКТЕ:
Стадион на 62 000 зрителей с выдвижным полем, парковка на 1500 мест,
ресторан, магазины, выставочный зал, бизнес-помещения.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Причал на Крестовском острове построен не для доставки болельщиков
на матчи, а прежде всего для подвозки строительных материалов. Большинство
фанатов будут попадать на стадион традиционным сухопутным путем
– вопреки слухам автодорожные подъезды к арене должны быть построены.
ПРОГНОЗ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»:
Еще год назад датой сдачи объекта называли 1 мая 2009 года. Теперь
власти Петербурга обозначили новый срок: стадион должен быть введен
в строй до 15 ноября 2010 года. Но скорее всего первый матч на новой
арене «Зенита» состоится не раньше 2011-го, а то и 2012 года. Единственное,
что можно утверждать в этой ситуации точно, так это то, что директор
«Петровского» Николай Скляренко может спокойно готовиться к традиционному
зимнему ремонту своей арены. Похоже, она прослужит «Зениту» еще
не один год.
КСТАТИ
СТАДИОН СБОРНОЙ ПОСТРОИТ МОСКВА?
В настоящий момент готовится распоряжение правительства Москвы,
согласно которому основные расходы по сооружению стадиона для сборной
России в районе станции метро «Ботанический сад» возьмут на себя
столичные власти.
Напомним, что ранее финансированием проекта планировал заниматься
Фонд «Национальная академия футбола». Однако дело почти не сдвинулось
с мертвой точки из-за трудностей с выводом за территорию будущего
стадиона объектов, принадлежащих частным лицам, а также ВВЦ.