В середине августа правительство России утвердило подпрограмму развития
футбола на 2008–2015 годы, которая стала составной частью Федеральной
целевой программы развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на 2006–2015 годы.
Предыстория такова: еще в мае 2007-го руководитель Федерального
агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов и президент РФС
Виталий Мутко обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой
включить футбол в общую программу. На согласование деталей ушло
больше года. И вот наконец документ подписан и вступил в силу. Рядовой
любитель футбола наверняка порадовался такому событию. Но так ли
«безгрешна» подпрограмма развития футбола? Какова ее концепция и
вокруг каких основополагающих принципов она выстроена?
Сообразили на двоих
/sportsdaily.ru/
— Еще на стадии обсуждения авторам необходимо было
выработать четкую концепцию, а также перечень мероприятий, которые
закладываются в подпрограмму, — рассказал «Спорту» член комитета
РФС по реализации программ развития футбола, президент «Фонда развития
футбола Алишер Аминов. — К сожалению, увязанности и выверенности
с основными проектами развития футбола в представленном нам документе
нет. Объясню почему. Когда в мае 2007-го Федеральное агентство по
физкультуре и спорту и РФС должны были до октября представить на
рассмотрение Правительства концепцию программы, дело затянулось.
Начались тяжелые согласования с министерствами и ведомствами, на
что ушло полгода. Сама же концепция оказалась сырой, так как ее
готовил ограниченный круг людей. К тому времени вырисовалась перспектива
проведения Олимпиады-2014 в Сочи. Соответственно, финансирование
программы было урезано с предполагавшихся 62 миллиардов рублей до
19 миллиардов, то есть в три с лишним раза.
— Отчего же вы, члены комитета, подготовили сырую концепцию?
— Мы в ее создании участия не принимали! Сначала договорились с
Виталием Мутко о том, что члены комитета будут активно участвовать
в подготовке, так как приоритетные проекты развития футбола комитета
РФС должны быть увязаны с перечнем мероприятий и концепцией подпрограммы,
чтобы передать на рассмотрение правительства Российской Федерации
качественный документ. Неоднократно на заседаниях комитета РФС этот
вопрос обсуждался, и мы старались сделать так, чтобы программа была
грамотно подготовлена. Но Росспорт и РФС создали совместную рабочую
группу, в которой не оказалось ни одного футбольного тренера, методиста
и специалиста. Фактически программу и ее концепцию написали два
человека под диктовку Мутко! Это Александр Зорков, чья основная
специализация — прыжки на лыжах с трамплина, и руководитель департамента
финансов РФС Светлана Миронова. Отсюда и ряд существенных недоработок.
Концепция и перечень мероприятий подпрограммы не увязаны с приоритетными
проектами развития футбола. Кроме того, требуют детальной проработки
и обоснования некоторые количественные показатели.
— Но ведь Зорков и Миронова — члены вашего комитета. Что ж не помогли
товарищам и коллегам?
— Мы неоднократно обращали внимание и Фетисова, и Мутко, подготовили
альтернативный проект перечня мероприятий, но этот проект так ни
разу и не был рассмотрен Росспортом, не обсуждался он и на исполкоме
РФС. В июне этого года тренеры, члены комитета и специалисты в сфере
футбола обратились к заместителю председателя правительства Александру
Жукову с просьбой учесть их замечания, предложения и обоснования
по проекту программы развития футбола, но ответа мы так и не получили.
Члены исполкома РФС не участвовали
— В чем конкретно заключались замечания?
— В том, что строительство полей — не панацея. Необходимо создать
целостную систему центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов.
Центров мы планировали построить по стране 59 — 50 региональных
и 9 межрегиональных. То есть приоритет в том, чтобы вести работу
по двум направлениям: развитие материально-технической базы и научно-методическое
развитие. Другими словами, создание трехуровневой системы центров
подготовки футболистов, тренеров и других специалистов на национальном,
межрегиональном и региональном уровнях. Если при бюджете в 62 миллиарда
можно было построить не только 59 центров, но еще и 5–6 стадионов
европей ского уровня, то при утвержденном объеме в 19 миллиардов
необходимо сконцентрироваться на самых проблемных вопросах российского
футбола. А это системная подготовка юных футболистов и тренеров,
а также преподавателей для этих тренеров. Таковы основные задачи,
которые должны решать региональные центры футбола.
— Хотите сказать, что ни руководство РФС, ни российское правительство
на ваши предложения не отреагировали?
— Внятного ответа ни от одной инстанции мы не получили. Только косвенные
упреки от Виталия Мутко, который в нашей активности почему-то увидел
не желание быть полезными, а стремление к какой-то мифической личной
выгоде от реализации предложенного нами проекта.
— Но исполком РФС принял именно ту концепцию и программу, которая
была в итоге утверждена правительством. Не так ли?
— На исполкоме Зорковым были озвучены концепция и программа, но
сами члены исполкома в разработке участия не принимали. Можно спросить
об этом у них самих. Кроме того, на заседании исполкома материалы
по данному вопросу заранее членам исполкома РФС не отправлялись,
соответственно, ни один человек, принимавший участие, не изучив
материалы по столь важному вопросу, не мог быть готов обсуждать
их сразу. Подпрограмма, безусловно, нужна. Но, с моей точки зрения,
базовая подготовительная работа велась неудовлетворительно, поэтому
в перспективе критики как со стороны футбольного сообщества, так
и со стороны государственных органов власти будет достаточно много.
— Что не устраивает вас в нынешнем варианте?
— Вот таблица в виде перечня мероприятий. В нем предлагается строительство
520 футбольных полей с искусственным покрытием, что практически
дублирует программу «Подарим детям стадион», которая успешно реализуется,
в основном за счет средств Романа Абрамовича учрежденной им «Национальной
академией футбола». Однако бессистемная укладка газонов, отсутствие
контроля за их использованием не позволяют оценить эффективность
проекта и не решают вопросов подготовки тренеров и других специалистов
футбола.
Где строить и что
— Но разве плохо, что мальчишки по всей стране смогут почти круглый
год гонять мяч на подаренных им полях?
— Кто говорит, что это плохо?! Это замечательно! Но этого недостаточно,
чтобы решить проблему в корне. У нас загублено важнейшее звено —
подготовка собственных тренерских кадров. Футболистов везем из-за
границы, тренеров везем из-за границы, теперь еще и врачей, массажистов,
специалистов по физподготовке. Россия в мировом футболе стала основным
импортером футбольной рабочей силы. Вы считаете, что это нормально?
Особенно если вспомнить, что в семидесятые-восьмидесятые футбольная
Европа занималась по методическим пособиям и книгам, подготовленным
советскими учеными.
— Возможно ведь, что создание необходимых условий для научной методической
деятельности наших специалистов предусматривается в рамках создания
национального центра футбола России в Бронницах?
— Строительство которого планируется завершить аж к 2010 году?!
Это сколько ж лет пройдет, прежде чем мы начнем заниматься тем,
чем необходимо заняться безотлагательно! К тому же есть серьезные
претензии к проекту строительства в Бронницах, где, по задумке авторов
подпрограммы, будут заниматься юношеские сборные страны, за исключением
национальной. Еще в июне 2007 года комитет по реализации программ
развития футбола единогласно утвердил место для строительства Национального
центра футбола — Звенигород. Здесь смогли бы тренироваться все 17
сборных, это был бы единый центр подготовки не только сборных команд,
но и тренеров и других специалистов, как это практикуется во всех
развитых футбольных странах. Под проект власти Подмосковья безвозмездно
выделили участок земли, а строительство можно было бы завершить
в 2010-м. Причем финансирование осуществлялось бы за счет частного
капитала.
— Почему же к вам не прислушались?
— Ничем, кроме как ревностным отношением Мутко ко всему, что предлагается
не им, объяснить подобное отношение не могу. Что интересно, комитет
по реализации программ развития футбола, являющийся составной частью
РФС, натолкнулся на огульное и немотивированное сопротивление президента
РФС. Казалось, мы должны были иметь полное понимание по тем направлениям,
которые стыкуются с программой, а также по тому, как мы будем реализовывать
эти направления к моменту, когда проект программы будет внесен на
утверждение в правительство РФ, чтобы здесь не было разнобоя и разночтений.
Хотелось отметить, что в уставных целях и задачах президента РФС
как руководителя общественной организации — объединять футбольное
сообщество и прикладывать усилия для развития футбола. В реальности
мы видим прямо противоположное.
Всем будет стыдно
— Что дальше?
— Считаю, что необходимо вернуться к рассмотрению подпрограммы в
целом. Низкий уровень проработки и легковесный подход могут привести
к тому, что мы не реализуем приоритетный проект в части создания
9 межрегиональных и 50 региональных центров в том виде, в котором
мы его задумали, что приведет к срыву и сроков его реализации. Поэтому
сегодня и тренеры, и специалисты футбола предлагают президенту РФС,
министру спорта Виталию Мутко и правительству Российской Федерации
серьезнее отнестись к процессу доработки подпрограммы: привлечь
профессионалов, которые четко представляют, что и как нужно делать,
чтобы приблизиться к мировым стандартам. Требуется конкретная, точная,
быстрая работа всех участников по уточнению перечня мероприятий
и объему их финансирования. От этого в конечном счете зависит эффективность
подпрограммы, финансируемой с участием государства.
— Вы все время говорите о межрегиональных и региональных центрах
футбола. Они действительно так важны? Ведь сейчас каждый клуб премьер-лиги
старается открывать собственные школы, академии…
— Центры нужны во всех регионах страны. Преподаватели, тренеры и
специалисты центров должны работать по единой методике и воспитывать
детей как для своих региональных клубов, так и для сборных команд
России. Примером может служить Академия имени Коноплева в Тольятти,
куда принимают талантливых футболистов из различных регионов страны.
Поэтому необходимо создать систему центров по всей стране, где не
десятки, а тысячи талантливых юношей становились бы мастерами там,
где они родились и выросли.
— Но вы же понимаете, что широкомасштабное строительство по всей
стране — это время и деньги…
— На основе анализа опыта развитых футбольных стран Европы и опыта
подготовки резерва в советский период нами был разработан типовой
проект регионального центра футбола. Он предусматривает два стандартных
поля, два поля 70 на 40 метров, два 40 на 20, образовательный центр
с соответствующим оборудованием для подготовки тренеров и специалистов
и многое другое. Средняя стоимость центра составляет порядка 12
миллионов евро. Мы обсуждали на Комитете возможность возведения
центров силами самих регионов с представителями региональных органов
власти. Учитывая, что большинство регионов России являются дотационными,
не каждый из них может позволить себе финансировать строительство
подобного центра в полном объеме. По мнению губернаторов, необходимо,
чтобы этот проект стал составной частью подпрограммы. Смешанное
финансирование федерального и региональных бюджетов позволит нам
сдвинуть дело. В Национальном, межрегиональных и региональных центрах
футбола необходимо вести системную подготовку футболистов, тренеров,
врачей, судей, менеджеров и других специалистов узкого футбольного
профиля. Другого пути нет. Иначе мы в будущем так и не станем развитой
футбольной страной, и всем людям, причастным к развитию отечественного
футбола, будет стыдно за то, что мы не использовали помощь государства,
попросту разбазарив деньги.