На дворе системный финансовый кризис, перекинувшийся из Америки
в Европу. Банки зашатались, на фондовых биржах штормит, индексы
дергаются. Эта ситуация не может не отражаться на футболе, в котором
крутятся громадные деньги. Российский - не исключение, пусть наши
ведущие компании, они же зачастую спортивные спонсоры, тщательно
стараются не сгущать краски, а то и вовсе полны, по крайней мере
на словах, оптимизма.
КУДА НИ КИНЬ - ПАДЕНИЕ
Так, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер
выступил в конце сентября с нашумевшим в экономических кругах заявлением
о том, что возглавляемого им концерна кризис никак не касается,
что готовность финансовых учреждений кредитовать компанию не ослабевает,
и она "будет в полном объеме финансировать свою инвестиционную
программу, которая из года в год становится все больше". При
этом он сослался на специфику газовой отрасли.
В свою очередь, вице-президент нефтяной компании "ЛУКОЙЛ",
глава "ЛУКОЙЛ Оверсиз" Андрей Кузяев сказал "Интерфаксу",
что "весь мир падает, но нашего взноса в это точно нет, поэтому
и особых проблем у нас нет - жизнь продолжается". Хорошо бы...
Но так или иначе, Россия втянута в мировой кризис, и для больного
не может служить утешением осознание того, что кому-то еще хуже.
Как ни крути, акции всех ведущих компаний, включая активно вовлеченные
в футбол "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Норникель",
значительно подешевели. Котировки акций ВТБ упали еще в середине
сентября до исторического минимума - на 17,7% ниже цены размещения
(13,6 коп.). Сознательно привожу названия именно тех компаний, от
которых зависят "Зенит", "Спартак", "Москва",
ЦСКА, "Динамо", то есть ведущие клубы страны.
Прогнозы на будущее? Как заявил в конце прошлой недели в Госдуме
министр финансов Алексей Кудрин, ожидается дальнейшее снижение индексов
российских бирж из-за нарастания рисков на мировых рынках.
Это означает, что компании не могут привлечь дополнительные средства,
продавая акции, которыми владеют, - свои или чужие. Президент РЖД
Владимир Якунин сообщил 2 октября, что из-за ограничения доступа
к заемным средствам компания сократит инвестпрограмму на 100 - 110
млрд. рублей в год. Генеральный спонсор "Локомотива",
испытывающий проблему с объемом грузоперевозок, вынужденно притормозит
некоторые новые проекты, связанные с крупными инвестициями. Изменил
инвестпрограмму и "ЛУКОЙЛ": сроки некоторых проектов,
находящихся на начальной стадии, будут перенесены.
Упали цены на нефть, а наш футбол между тем в значительной мере
"нефтегазовый". Как в Эмиратах или Катаре. Если едут к
нам сегодня серьезного уровня легионеры, то потому, что и чемпионат
достаточно силен, и стиль жизни, как-никак, европейский. Однако
про толстые пачки "нефтедолларов" забывать тоже не стоит.
От нефти напрямую зависит не только "Спартак", но и, скажем,
"Рубин", чей генеральный спонсор - промышленно-финансовая
группа ТАИФ - занят в нефтехимии и переработке нефти и газа. С другой
стороны, цена "черного золота" влияет на экономику в целом,
на доходы государства, а провинциальные клубы привязаны к местным
бюджетам.
В АНГЛИИ - ДЕФИЦИТ СПОНСОРОВ
Будут ли олигархи и даже находящиеся под крылом государства компании
содержать клубы в прежнем объеме, когда благоразумие диктует затянуть
потуже пояса? Пример английской премьер-лиги, самого состоятельного
чемпионата, свидетельствует, что возможны и непредвиденные ситуации.
Первым вздрогнул "Ньюкасл", когда на краю пропасти оказался
его спонсор - британский банк Northern Rock. Спасла февральская
национализация этого финансового учреждения. "Вест Хэм",
в свою очередь, потерял поддержку обанкротившейся туристической
компании XL.
А недавно кризис коснулся и богатейшего "Манчестер Юнайтед":
серьезные трудности испытывает его спонсор - крупнейшая американская
страховая корпорация AIG (American International Group). Обязавшись
выплатить 71,3 миллиона евро в течение четырех лет за размещение
своего названия на знаменитой красной футболке "МЮ", в
сентябре она столкнулась с угрозой исчезновения. Спасли вмешательство
американского государства и помощь в виде займов со стороны Федеральной
резервной системы США.
Благополучие английской премьер-лиги основано не только на поступлениях
от телевидения, но и на существовании в долг. "МЮ" накопил
задолженностей почти на миллиард евро. Банки, однако, отказываются
пересмотреть в сторону снижения процентные ставки по займам, которые
взяли его владельцы - американская семья Глэйзер. В частности, чтобы
купить клуб, Малколм Глэйзер взял такой кредит, что его обслуживание
обошлось в прошлом году в 62 миллиона долларов.
Впервые за 16 лет существования премьер-лиги поступления от спонсорства
снизились, причем солидно - на 16 процентов. Поднявшийся в нее по
итогам прошлого сезона "Вест Бромвич" вообще не смог никого
найти себе в помощь.
КАК ТЕПЕРЬ БЫТЬ СО СТАДИОНОМ "СПАРТАКА"?
Резонно предположить, что в связи с кризисом возникнут проблемы
со строительством стадионов. ЦСКА, уже осуществляющий проект, уверен,
дело довершит - тянуть из-за роста цен невыгодно. Как будет в прочих
конкретных случаях, сказать трудно. Где-то могут реализацию проекта
затянуть, где-то - существенно отложить. "Ливерпуль",
в частности, в середине октября распространил коммюнике о том, что
финансовый кризис задержит сооружение арены, призванной заменить
"Энфилд".
Петербург, как мне кажется, наверняка обзаведется новым стадионом.
В Сочи - деваться некуда - арену к Олимпиаде тоже возведут в любом
случае. "Спартак" же, который по разным бюрократическим
и техническим причинам никак не приступит к строительству, хотя
решение о нем датируется 2004 годом, может еще повременить. А уж
стадиону Фонда "Национальная академия футбола" (для сборной),
который изначально выглядел шикарным излишеством с сомнительной
рентабельностью, и вовсе, похоже, грозит остаться лишь в розовых
мечтах. Кстати, широкое распространение получила информация о том,
что за пять месяцев кризиса российские миллиардеры от Олега Дерипаски
до Романа Абрамовича потеряли 230 миллиардов долларов, или 52 процента
своих капиталов.
А вот "Лион" собирается строить стадион, несмотря ни на
что. В феврале прошлого года он стал единственным французским клубом,
разместившим акции на бирже. Тогда они стоили 24 евро, теперь -
13,50. Другими словами, почти вполовину дешевле. Правда, это не
оказало прямого воздействия на итоги деятельности клуба, который
в финансовом 2007/08 году получил чистый доход в сумме 20,1 миллиона
евро, что на 8 процентов больше, чем годом ранее. Благодаря этому
он по-прежнему находит средства для покупки игроков и собственного
развития. Тем не менее строительство стадиона с магазинами, офисами
и гостиницами вызывает вопросы. На сегодня его предполагается завершить
в мае 2013 года - на три года позже, чем планировалось изначально.
"Кризис угрожает финансированию со всех сторон", - признает
президент клуба Жан-Мишель Олас.
Стоимость проекта оценивается в 250 миллионов. Треть этой суммы
"Лион" рассчитывает получить за счет увеличения капитала
на бирже, столько же - от продажи имени для будущей арены (naming)
какой-нибудь компании. Но еще придется взять в кредит около сотни
миллионов, а также добиться от государства вложения обещанных 180
миллионов в создание транспортных подъездов и другой околостадионной
инфраструктуры.
Проблема в том, что в этом сезоне целиком ни разу не заполнялся
даже старый лионский 40-тысячник "Жерлан". На матч Лиги
чемпионов против "Фиорентины" было продано лишь 33 тысячи
билетов. Это дает основания депутатам городского управления от "зеленых"
возмущаться, что строительство 62-тысячного стадиона никак не укладывается
в нынешнюю экономическую ситуацию и не учитывает снижения покупательной
способности, которое еще поджидает граждан.
Жизнь, безусловно, продолжается. Пока объективно в России наблюдается
лишь легкая паника. Футбольные амбиции минувшим летом, когда на
Западе уже били в набат, реализовывались как ни в чем не бывало.
Один выкуп "Зенитом" трансфера Данни чего стоит! До конца
сезона проблем у клубов быть не должно - бюджеты были сверстаны
раньше. А вот о перспективах в новом году остается только догадываться.
Кое-где уже начались сокращения персонала.
Что произойдет с продажей телевизионных и коммерческих прав? Клубы
рассчитывали на дальнейший рост поступлений по этой линии, тем более
что до западных стандартов еще очень далеко. Между тем рекламный
рынок уже сворачивается.
Рецессия - еще не катастрофа, и если она и впрямь затронет Россию
лишь боком (экономистам виднее, как это может быть), то, как ни
парадоксально, наши клубы могут даже что-то выгадать на чужих трудностях.
И все же стоит ожидать, что по крайней мере шальных денег в отечественном
футболе станет меньше.