В 1987 году Юрий Семин лично вручил Станиславу Черчесову путевку
в большой футбол, переставив того из ворот спартаковского дубля
прямиком на пост №1 в «Локомотиве». Два десятилетия спустя новая
встреча с Семиным грозит обернуться для теперь уже тренера Черчесова
расставанием с большим футболом.
Обертоном предматчевых дискуссий звенело рассуждение, что лигочемпионский
отбор для обоих специалистов – словно аттестация на профпригодность,
дающая право продолжить работу с командой. Поводов призадуматься
над этим хватает – пускай никаких официальных коммюнике на сей счет
пока не опубликовано. «Спартак» при Черчесове окончательно разучился
играть в командный футбол, что у него и прежде-то получалось спорадически,
основательно подзабыл принципы игры в обороне, отчего все реже добивается
побед, зато стал частенько проигрывать с крупным счетом. При этом
причины неудач Станислав Саламович предпочитает искать где угодно,
только не в себе, вот и изгнал из команды Титова с Калиниченко,
как главных виновников надвигающегося фиаско. Болельщики, к мнению
которых в «Спартаке» порой принято прислушиваться, действия Черчесова
давно подвергают обструкции. Так что увольнение гендиректора Шавло,
с чьей помощью Станислав Саламович год назад самозванно провозгласил
себя тренером и занял место Федотова, заронило в их сердцах надежду,
что изменения к лучшему все же грядут…
У «Динамо» проблем – если оценивать визуально и не вникать в подробности
– тоже как будто немало. Семин, возглавив киевлян зимой, на волне
успеха в Кубке Первого канала усердно взялся за омоложение состава,
избавился от внушительной группы вчерашних лидеров, но при этом
проиграл и чемпионат Украины, и Кубок с Суперкубком… Невнятный старт
в новом национальном первенстве вкупе с натужной (по счету, не по
игре, но многие ли склонны в этом разбираться?) победой в прошлом
раунде над ирландской «Дрохедой» поставили Юрия Палыча в недвусмысленное
положение: либо обыгрывай «Спартак», либо третьего не дано…
Если же в подробности все-таки вникать, то сравнение двух наставников,
с какой стороны ни зайди, изначально представлялось бессмыслицей.
Поскольку с одной стороны на поле боя выступал умудреннейший опытом
военачальник, за плечами которого не одна успешная еврокампания,
и который прекрасно знает, как нужно готовить к ним свое войско.
А с другой – вчерашний выпускник суворовского училища, толком не
нюхавший пороха больших сражений, но уже имеющий в послужном списке
проигранную битву «за Лигу» – прошлогоднюю с «Селтиком». Которая,
судя по всему, ничему Черчесова не научила…
Любители футбола, предвкушая матч, наверняка надеялись на чудо.
Вдруг, мол, в «Спартаке» так хитро выстроен тренировочный процесс,
что футболисты аккурат к матчу с «Динамо» наберут оптимальные кондиции,
да как начнут демонстрировать все свое футбольное мастерство (которое,
до поры, до времени тренер просил приберечь и никому не показывать)?!
Само собой, была еще слабая вера в то, что Семин не управляет своей
командой в полной мере, и к сезону она готова плохо, да и сам он
уже не тот, что прежде – сдал, не тянет. Наконец, нельзя было не
призвать в пособники магию искусственного поля, вытягивающего из
гостей энергию и питающего ею наших…
Те, кто верил в «авось» (а таких, смею утверждать, немало), даже
получили шанс возрадоваться в самом начале и примерно полчаса пребывали
в состоянии восторженного самообмана, даром, что гол Баженова, как
и всякий «авось», родился из ничего, ничем не подкреплялся и логического
продолжения за собой не влек. А потом… Потом класс отдельно взятых
игроков, отсутствие игровой дисциплины у других отдельно взятых
игроков, тренерское мастерство Семина, грамотно расставившего своих
отдельно взятых, и нехватка тренерского мастерства у Черчесова,
который ничего оригинального не придумал до игры и ничего не смог
изменить по ходу ее, – все это, сваленное в кучу и перемешанное,
принялось разворачивать стрелу игры в обратную сторону. В итоге
кто-то отдал не туда, кто-то не поборолся, кто-то не добежал, кто-то
дал принять, а кто-то дал пробить – в общем, все как обычно у этого
«Спартака», и фамилии в данном случае вторичны. Первичны причины,
которые порождают этот фарс.
Впрочем, «Спартак» и сам уже вторичен. Смешон, нелеп, неуклюж. И
более неинтересен.