В 1999 году Россия предприняла попытку получить Euro-2008. Закончилась
она неудачей. "Спорт-Экспресс" решил выяснить, как за
прошедшее время изменилась ситуация в ряде городов, которые претендовали
тогда и могли бы претендовать вновь на право провести матчи чемпионата
мира или Европы.
ВОЛГОГРАД
Весной этого года местный "Ротор" был вынужден принимать
своих соперников в Волжском: ПФЛ не разрешала проводить матчи на
арене, два сектора которой были разрушены еще накануне приезда в
сентябре 2002 года комиссии УЕФА. В итоге в Москве все-таки пошли
навстречу одному из самых титулованных провинциальных клубов страны.
Россия, как известно, Euro-2008 так и не получила, и проект нового
стадиона, который собирались построить в Волгограде, до сих пор
пылится в холле старого "Центрального".
Не появилась пока в городе-герое и новая 5-звездная гостиница, но
в ближайшее время начнется строительство бизнес-центра, в котором
будет и отель. Пока гости могут воспользоваться услугами достаточно
комфортабельных "Интуриста" и "Волгограда",
а вот с бюджетными мини-отелями дела обстоят по-прежнему плачевно
- к услугам туристов лишь построенные в советские времена, хотя
с тех пор и отремонтированные "Турист" и "Южная".
Реконструкцию аэровокзала в Волгограде провели еще в конце 90-х,
но там мало что изменилось: это типичный провинциальный аэровокзал
советской постройки, не слишком удобный и тесноватый.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
КАЗАНЬ
В 1999 году столица Татарии была городом, где футбол не имел серьезной
материально-технической базы. "Рубин" жил в здании детского
садика, переделанном в базу с удобствами на этаже. На заводском
стадионе, где сегодня принимает соперников дубль казанцев, царила
разруха, а главная арена республики требовала капитального ремонта.
В городе не было ни одного 5-звездного отеля, и лишь международный
аэропорт худо-бедно соответствовал требованиям серьезного футбольного
турнира. Однако власти республики настояли тогда на включении своей
столицы в список городов-претендентов, лоббируя идею проведения
игр в так называемой средневолжской группе, которая должна была
базироваться в Самаре и Казани.
Сегодня Казань вполне может принять матчи чемпионата мира или Европы:
только гостиниц класса люкс в городе три - "Корстон",
"Мираж" и "Шаляпин". Все они без проблем смогут
расселить в номерах хоть по две команды. Для туристов построено
полтора десятка небольших отелей с ценами от 1300 до 3500 рублей
за номер. Есть и загородная инфраструктура, если команды или туристы
захотят остановиться в окрестностях Казани. Например, баскетбольная
сборная России проводила сборы в санатории "Васильево",
где условия проживания соответствуют 4-звездной гостинице.
Приведена в полный порядок и футбольная составляющая: в реконструкцию
Центрального стадиона вложены большие средства, вместимость арены
увеличена до 30 тысяч. Близится к завершению и реконструкция стадиона
"Рубин", где появились тренировочные поля, искусственный
газон и новая клубная база, напоминающая 4-звездную гостиницу.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
КРАСНОДАР
Еще один город в нашем плане на Euro-2008 считался "железным
кандидатом" от юга страны. Козырями были большой стадион, в
реконструкцию которого, правда, нужно было вложить немалые деньги,
и разнообразные варианты расселения команд на море, откуда они летали
бы в столицу Кубани на матчи. Проблемы с отелями в Краснодаре тогда
не видели: в городе и на стыке веков имелись три большие гостиницы.
Теперь появились еще две.
До неузнаваемости изменился за эти годы аэропорт Пашковская, а вот
стадион "Кубань", хотя и принимал матчи российской сборной
и еврокубков, по-прежнему далек от стандартов, позволяющих проводить
игры лучших команд Европы или мира. Правда, сейчас ведутся разговоры
о строительстве сразу двух новых 30-тысячников.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
МОСКВА
За 9 лет столица преобразилась, строительство идет полным ходом:
аэропорты, гостиницы, торговые центры... Однако две очевидные проблемы
все-таки остались: дороги и... нет, не дураки - стадионы. На сегодняшний
день лишь одна арена в Москве полностью готова к проведению мирового
или континентального первенства - БСА "Лужников" ("Локомотив"
современнее, но не дотягивает до нормы по вместимости). Хотя больше
может и не потребоваться, если проводить чемпионат по тому же принципу,
что и Euro-2008, то есть в максимальном количестве городов. В то
же время потенциально Москва способна проводить матчи даже не одной
группы (это 2 арены), но и двух (для этого нужны 4 стадиона).
Строится стадион ЦСКА, скоро закроется на реконструкцию "Динамо",
а вот проекты стадионов для "Спартака" и сборной едва
ли можно назвать близкими к завершающейся стадии. Так что вопрос
о четырех аренах в Москве под турнир можно перенести из области
"нужно ли?" в разряд "а возможно ли?"
Что касается дорог, то московские пробки уже давно стали катастрофой.
Чего стоит только знаменитая поездка "Спартака" в метро!
И если москвичи к такому уже привыкли, то для гостей ситуация на
дорогах станет малоприятным сюрпризом. Как, вероятно, и цены в гостиницах
- на период турнира они из просто высоких могут стать заоблачными.
Положительным моментом можно считать обновленные аэропорты, хорошее
железнодорожное сообщение, а также опыт успешного проведения финала
Лиги чемпионов, пусть один хорошо организованный матч - далеко не
целый турнир.
Григорий ТЕЛИНГАТЕР
РОСТОВ-НА-ДОНУ
Где собирались принимать на берегах Дона матчи Euro-2008, до сих
пор непонятно. В городе два добротных стадиона, но ни один не годится
для игр уровня сборных. "Ростсельмаш", несколько раз по
воле спонсоров и хозяев клуба менявший название, маловат. К тому
же в 90-х на арене снесли южную трибуну, а восстановить ее до сих
пор не сумели. Единственный очевидный плюс этого стадиона - возможность
его основательной перестройки и увеличения размеров: находится он
в парке, и рядом никаких построек нет.
Стадион СКВО, где без малого 50 лет принимает соперников СКА, напротив,
морально устарел, но радует вместимостью, которую при желании и
должной реконструкции можно довести до нормативной для больших турниров.
Вот только ремонт обещает стать очень дорогим, а главное, сложным
с точки зрения вложений в собственность, находящуюся на балансе
Российской армии.
Аэропорт Ростова давно имеет статус международного, но тесноват.
Поселиться гости донской столицы могут в десятке гостиниц, среди
которых есть как новые (и небольшие), так и советской постройки
(более вместительные). Цены в них вполне столичные и гуманностью
не радуют - от 2500 рублей и выше. Обилие вариантов достойного размещения
- пожалуй, главная перемена в жизни Ростова-на-Дону за последние
9 лет.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
САМАРА
За последние годы Самара, конечно, стала значительно ближе к Европе,
но от тяжкого наследия прошлого (в советские времена это был наглухо
закрытый для иностранцев и вообще не слишком-то комфортабельный
город) в одночасье не избавиться. За последние годы в городе появились
два отеля, входящие во всемирные сети Mariott и Holiday Inn, а вот
гостиниц среднего уровня по-прежнему нехватка. Когда в Самару приезжают
"Спартак", ЦСКА или "Зенит", снять номер - огромная
проблема. Местный аэропорт считается международным и почти постоянно
находится в состоянии реконструкции, но до западных ему далеко.
Да и с городом он пока связан не лучшим образом, хотя уже существуют
проекты прокладки железнодорожной магистрали и даже организации
вертолетного сообщения с Самарой.
Перспектива заполучить крупный турнир наверняка станет отличным
стимулом для развития городской инфраструктуры. Но современный стадион
здесь, судя по всему, появится вне зависимости от перспектив. Решение
об этом недавно было принято на уровне губернатора области. С учетом
возможностей нынешнего генерального партнера "Крыльев Советов"
- "Российских технологий" - есть основания надеяться,
что очередная попытка строительства арены будет успешнее предыдущих.
Арнольд ЭПШТЕЙН
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
К моменту, когда крупный футбольный турнир пожалует в Северную столицу,
Петербург наверняка будет соответствовать всем требованиям, предъявляемым
к городам-организаторам, а в чем-то, не исключено, сможет дать фору
даже Москве. Прежде всего, если верить планам футбольного "Зенита",
уже через несколько лет город обзаведется одним из лучших в Европе
стадионов.
По инфраструктуре Санкт-Петербург также вполне отвечает современным
стандартам. Аэропорт "Пулково", возможно, маловат, однако
и внутренний, и международный терминалы находятся на европейском
уровне. Судя по тому, что косметический ремонт происходит там практически
круглогодично, за главные городские ворота стыдно не будет. К тому
же Пулково в отличие от большинства российских аэровокзалов расположен
всего в 10 минутах езды от ближайшей станции метро и в получасе
от центра города. Нет проблем и с отелями. Конечно, в разгар туристического
сезона и белых ночей с местами в гостиницах любого уровня возникают
трудности, зато по ценам Питер существенно уступает Москве. За два-три
года в городе построено сразу несколько крупных пяти- и четырехзвездных
отелей, и их количество продолжает расти. Далеко не все международные
сети пока представлены в Северной столице, но ситуация наверняка
изменится.
Пока основной проблемой для города остаются пробки, правда, со столичными
их пока сравнить трудно. Узкие улицы исторического центра не дают
возможности расширить магистрали, сдерживают потоки и мосты старой
постройки через Неву. Впрочем, через несколько лет завершится строительство
западного скоростного диаметра, который замкнет кольцевую автодорогу
вокруг Петербурга и станет существенным подспорьем в борьбе с заторами.
Максим ШАРИФЬЯНОВ
САРАТОВ
В конце прошлого века областной центр на Волге переживал футбольный
бум, а потому власти региона настояли на включении Саратова в предварительную
заявку России на Euro-2008. По задумке, в паре с Волгоградом он
должен был стать одной из столиц так называемой нижневолжской группы.
В 2001 году по заказу областного правительства был даже создан проект
нового стадиона на 36 тысяч мест. Его планировалось построить в
центре города - там, где нет массовой жилой застройки, но есть место
для строительной площадки. Сегодня об этих планах в области никто
не вспоминает, а там, где собирались строить стадион, к 2010 году
должен вырасти многофункциональный торговый центр.
Саратов ныне вообще очень далек от серьезного футбола. Весной 2005-го
в области сменилась власть, а новый губернатор поклонником футбола
себя никогда не считал, сделав приоритетным направлением детский
спорт, строительство ФОКов, дворцов и небольших стадионов в многочисленных
районах и малых городах губернии.
Ничего не изменилось и в саратовском аэропорту. Уже без малого 25
лет его планируют вынести за городскую черту, но пока воздушные
ворота большой городской агломерации (Саратов, Энгельс плюс промышленное
Балаково) расположены буквально рядом с центром и в силу характеристик
взлетной полосы принимать самолеты больше, чем Як-42, не могут.
Есть проблемы и с гостиницами - за последние 10 лет построена лишь
одна, "Жемчужина". Современных пятизвездных гостиниц нет
вообще.
Зато решена проблема быстрой доставки пассажиров к соседям - Волгоград
и Саратов теперь связывает скоростная ветка, по которой комфортабельная
электричка доставляет пассажиров к месту назначения за 5 часов.