"Роман Абрамович поставил задачу превратить "Челси"
в суперклуб, чья популярность будет простираться далеко за границы
западной части Лондона. Иными словами, "Челси" должен
стать глобальным международным брендом №1. К 2014 году, думаю, мы
сумеем этого достичь", - заявил "Итогам" исполнительный
директор футбольного клуба "Челси" Питер Кеньон
Вряд ли в мире футбола есть более опытный менеджер, чем Питер Кеньон.
С его лица, кажется, не сходит улыбка, за которой на самом деле
скрывается жесткий, сильный характер. Впрочем, в его мультимиллионном
бизнесе без такого характера никуда. Заключить выгодный спонсорский
договор с той или иной компанией? Пожалуйста! Уговорить тренера,
игрока подписать нужный контракт? Нет проблем! Неудивительно, что,
когда в 2003 году Роман Абрамович надумал покупать "Челси",
в качестве исполнительного директора клуба он выбрал именно Кеньона.
Питер шесть лет работал в "Манчестер Юнайтед", превратив
за эти годы английский клуб в чрезвычайно успешный международный
бренд с фан-клубом, насчитывающим сейчас 53 миллиона человек по
всему свету!
Роман Абрамович предложил Кеньону жалованье в миллион фунтов стерлингов
- почти в два раза превышающее его прежний ежегодный доход, и Питер
тут же согласился. На прошлой неделе Кеньон побывал в Москве на
презентации Кубка Российских железных дорог, в котором на сей раз
примет участие и "Челси". В эксклюзивном интервью "Итогам"
Питер Кеньон рассказал о своем боссе и объяснил, в чем заключается
ценность профессионального менеджера.
- Питер, многие до сих пор считают, что для Романа Абрамовича "Челси"
- всего лишь игрушка, хобби, приятное времяпрепровождение на стадионе
после дел насущных...
- С одной стороны, так и есть. В том смысле, что Роман Абрамович
искренне предан "Челси". Он действительно по-настоящему
любит футбол, интересуется всем, что происходит в команде, вокруг
нее, в клубе в целом. Причем реагирует на все Роман всегда достаточно
эмоционально. Но он - превосходный бизнесмен. И, с этой стороны,
"Челси" для него коммерческое предприятие.
- Которое, как и всякий бизнес, должно приносить прибыль, верно?
- Абсолютно. А как иначе?
- С 2003 года - момента приобретения лондонского клуба - Роман Абрамович
вложил в него около 600 миллионов фунтов стерлингов, истратив более
300 миллионов лишь на приобретение игроков типа Дидье Дрогба, Андрея
Шевченко и Майкла Эссьена... А с прибылью-то как обстоят дела?
- Понимаете, прибыль никак нельзя получить в течение одного дня.
Во всяком случае, в футболе так не бывает точно. Тут нужно время,
напряженная, кропотливая, многогранная работа. Могу сказать, что
у клуба нет долга, мы постоянно сокращаем свои потери и увеличиваем
прибыль. Лишь за последний год она выросла на 25 процентов, достигла
190 миллионов фунтов стерлингов.
Питер Кеньон (itogi.ru)
- За счет чего растет прибыль?
- Здесь несколько составляющих. Это и распространение билетов, всевозможной
клубной атрибутики, прежде всего футболок, затем - продажа телевизионных
прав, очень большие деньги поступают от спонсоров "Челси",
а также за счет призовых, получаемых командой за победы в тех или
иных турнирах... Когда я пришел в клуб, все эти проблемы мы глубоко
и подробно обсуждали с Романом. В "Челси" тогда, надо
сказать, дела обстояли далеко не лучшим образом. Мы говорили о том,
как перестроить команду - сделать ее боевой, сильной, способной
побеждать и на футбольном поле, и на поле коммерческом. Но вначале
надо крепко постараться, вложить много денег в приобретение нужных
игроков, в тренировочный процесс, в инфраструктуру... Только в этом
случае в конце концов возможен хороший результат. Да вы посмотрите
на то, что происходит в последние годы с "Челси", на другие
успешные клубы Европы, и сразу поймете, о чем я говорю.
- То есть, вас послушать, лишь большие деньги могут принести в футболе
что-то существенное. А вот небезызвестный вам португалец Жозе Моуринью
в только что изданной книге Born Winner ("Рожденный победителем")
утверждает, что деньги - не единственное условие для победы.
- Ничего удивительного - я и сам так думаю! Добавлю лишь: для победы
нужна комбинация, сочетание денег и грамотного менеджмента.
- О менеджменте мы еще поговорим. Пока ответьте лучше, почему в
сентябре прошлого года вы все-таки уволили Жозе Моуринью, который
так много для "Челси" сделал - с ходу, в частности, выиграл
Премьер-лигу, чего до того момента команда не могла сделать на протяжении
50 лет!
- Скажу сразу - мы его не увольняли. Это было совместное решение:
Жозе и руководства клуба.
- Неужели? Но говорят, истинная причина ухода Жозе Моуринью была
в том, что он перестал ладить с Романом Абрамовичем, когда тот вдруг
начал активно вмешиваться в тренерские дела. Влиять, например, даже
на то, кого ставить, а кого нет на ту или иную игру...
- Этого никогда не было. И давайте закроем тему, хорошо?
- Хорошо. Но признайтесь, Питер, вы лично хотя бы жалеете, что сегодня
такого потрясающего тренера, как Моуринью, с вами нет? Ведь в нынешнем
сезоне "Челси" уже вряд ли станет чемпионом...
- По поводу Моуринью все, что я хотел, вам сказал. Добавить мне
абсолютно нечего. Что же касается нынешнего чемпионата, то, конечно,
ничья в игре с "Уиганом" осложнила наше положение в турнирной
таблице. Но сдаваться мы не собираемся. Это совершенно не в наших
правилах. До окончания первенства еще четыре игры. Чрезвычайно важный
матч будет 26 апреля: мы принимаем у себя дома на "Стэмфорд
Бридж" лидера - "Манчестер Юнайтед". Там-то и поглядим...
- Вы так безгранично доверяете новому наставнику "Челси"
Авраму Гранту, хотя многие считают его тренером весьма посредственным,
если не сказать сильнее. Скажите откровенно: не будете летом подыскивать
ему замену, если не только не выиграете чемпионат Англии, но и не
победите в нынешнем сезоне в Лиге чемпионов?
- Послушайте, я даже не хочу это обсуждать. У Аврама Гранта действующий
контракт с "Челси". И все, точка! Что до Лиги чемпионов,
то, напомню, мы - уже в полуфинале, где будем встречаться с "Ливерпулем".
Мы хорошо знаем своего соперника, впрочем, как и он нас. Оба поединка
- 22 и 30 апреля, - думаю, получатся интересными. Мы уверены в своих
силах, ведь по мере приближения к финалу Лиги чемпионов "Челси"
заметно прогрессирует.
- Ладно. Давайте поговорим о менеджменте, то есть о ваших прямых
обязанностях.
- Роман Абрамович поставил задачу превратить "Челси" в
суперклуб, чья популярность будет простираться далеко за границы
западной части Лондона. Иными словами, футбольный клуб "Челси"
должен стать глобальным международным брендом N 1, у которого будут
многочисленные поклонники по всему миру. К 2014 году, думаю, мы
сумеем этого достичь. Сегодня мы энергично продвигаем свой "продукт"
на зарубежные рынки. Прежде всего - североамериканский и азиатский.
Особенно азиатский, где к футболу интерес в настоящее время растет
с неимоверной скоростью. Нас тут в первую очередь интересуют Китай
и Индия - наиболее быстро развивающиеся экономики в Азии, где мы
имеем все большую поддержку. Что мы конкретно делаем? Устраиваем
телешоу, победители которого получают возможность обучаться в футбольной
академии "Челси" в Лондоне, помогаем в устройстве различных
футбольных турниров, сами приезжаем - организуем мастер-классы,
принимаем участие в выставочных матчах с местными командами...
- Российский рынок вас не привлекает?
- Очень! Мы знаем, что в вашей стране интересуются Премьер-лигой,
и у "Челси" здесь есть немало преданных поклонников. Мы
встречались с ними в 2004 году, когда приезжали в Москву на матч
Лиги чемпионов с ЦСКА. Могу сказать, что мы продолжим это общение
и во время участия в августе в Кубке РЖД, да и вообще будем активнее
заниматься российским рынком.
- Сегодня вновь немало толкуют о возможной продаже Андрея Шевченко.
Быть может, обратно в "Милан"...
- Могу сказать лишь, что сегодня он - игрок "Челси".
- Питер, вы когда-нибудь интересовались у Романа Абрамовича, почему
он вкладывает деньги в английский клуб, а не в какой-нибудь российский?