НОВЫЕ СТАДИОНЫ ПРОРЫВАЮТСЯ СКВОЗЬ ЧАЩУ СОГЛАСОВАНИЙ
Обозреватель "Спорт-Экспресса" попытался разобраться
в том, как обстоят дела со строительством новых стадионов ЦСКА и
"Спартака", а также с реконструкцией арены в Петровском
парке.
Кого не заносило на стройку? Подъемные краны таскают под облаками
на вытянутых "руках" тяжести, экскаваторы гоняют волны
песка. А ты ступаешь осторожно через вспаханную колесами грязь и
перепрыгиваешь через обрывки труб, смутно представляя себе, как
на месте глубокой ямы вырастет нечто задуманное современными зодчими.
Что замыслено в Москве по части стадионов, прекрасно знает Дмитрий
Буш, руководитель архитектурно-проектной мастерской № 6 Московского
научно-исследовательского и проектного института объектов культуры,
отдыха, спорта и здравоохранения ("Моспроект-4") при правительстве
Москвы. Эта мастерская причастна в той или иной мере почти ко всем
стадионам, сооружаемым или реконструируемым в столице. Исключение
- арена имени Эдуарда Стрельцова, в отношении которой, по словам
Буша, у ФК "Москва" и "Норильского Никеля" имеются
некие перестроечные планы. Мы же обсудили ситуацию на стадионах
ЦСКА, "Спартак", "Динамо", предполагаемой арене
РФС, а также - неожиданно для меня - на "Локомотиве".
САМАЯ ВЫСОКАЯ АКТИВНОСТЬ - НА ПЕСЧАНОЙ
- Мы беседовали с вами около года назад. Что изменилось с той поры?
На армейском стадионе, что на Песчаной улице, как я понимаю, работы
идут полным ходом?
- Во всяком случае, на этом объекте движение более активное, чем
на других. Работы начаты минувшей осенью. После сноса старого стадиона
была осуществлена вырубка и пересадка деревьев. Из пятна застройки
вынесены коммуникационные сети. Сейчас производится ограждение котлована.
Это большой объем работ.
- Ограждение?!
- Так речь же не о заборе идет, а о стенах котлована высотой с двухэтажный
дом. У стадиона ЦСКА готов проект, но он не сдан на экспертизу,
поскольку до сих пор в процессе согласования находится предпроектная
стадия. Пока у ЦСКА нет АРИ - акта разрешенного использования земельного
участка (документа, содержащего правила и нормы использования участка
в Москве. - Прим. А.П.). Однако, если ждать окончательного решения
вопросов на каждой стадии, строительство затягивается на долгие
годы. Если заказчик твердо уверен, что вопросы решаемы, и если он
к тому же стеснен в сроках, поскольку у него, допустим, есть обязательства
по кредитам, то ему целесообразно рискнуть и продолжать работы,
невзирая на неурегулированность некоторых моментов.
- Так каковы же сроки строительства на Песчаной?
- Прогнозировать их - дело неблагодарное. Можно ведь строить размеренно,
а можно - аврально, привлекая большое количество людей, работая
в несколько смен. Но к нам этот вопрос отношения вообще-то не имеет.
В каком режиме производить работы, решать заказчику, который и ставит
задачу перед всеми исполнителями - проектными организациями, генподрядчиком
и т.д. По нашему опыту близкий к минимальному срок для строительства
такого объекта равен полутора годам.
- Успеет ли в итоге ЦСКА сыграть на новом стадионе в 2009 году,
как было объявлено клубным руководством?
- Может успеть. Сдать объект во второй половине 2009 года реально.
А "СПАРТАК" ВСЕ ЕЩЕ ОФОРМЛЯЕТ ДОКУМЕНТЫ НА УЧАСТОК
- На будущем стадионе "Спартак" какие-то подвижки наблюдаются?
- Его, как известно, проектируют немецкие коллеги из компании Hohtief
при содействии мастерской № 4 нашего института. Так что информация
у меня косвенная. Предпроектная стадия там тоже в процессе согласования
(ее-то осуществляла как раз мастерская № 6. - Прим. А.П.), и АРИ
пока не получен, хотя и ожидается в ближайшее время. Hohtief привлекла
немецкое архитектурное бюро, стадия проекта делается, но пока она,
насколько мне известно, не завершена. В принципе можно начинать
ее осуществление, хотя ситуация у "Спартака" отличается
от армейской. Земля ему все еще не принадлежит - идет оформление
участка. На сегодня владельцем всей территории бывшего Тушинского
аэродрома является Национальный аэроклуб имени Чкалова.
- Процесс не может пойти вспять?
- Такие вещи, думаю, исключены. Было соответствующее постановление
федерального правительства, и в ближайшее время вопрос должен быть
решен. Но полностью решенным он считается тогда, когда оформлен
отвод участка и когда есть АРИ, то есть полное понимание того, что
на этом участке можно делать. Кроме того, надо расконсервировать
станцию метро, построенную в 70-е годы на Таганско-Краснопресненской
линии. Это же не более чем бетонная конструкция. Потребуется произвести
отделку вестибюля и соорудить лестницы - эскалаторы, наверное, не
нужны, поскольку углубление небольшое. Проектом уже занимаются Метрогипротранс
и другие институты, но это большая серьезная работа, которую в два
счета не сделаешь.
- Тот факт, что ветка метро проходит не там, где было отмечено в
материалах Генплана, а залезает на выделенный для "Спартака"
участок, как-то сказался?
- Только на сроках согласования предпроектных документов, поскольку
потребовалась корректировка. На самом проекте - нет. Никаких изменений
в нем это не повлекло. Здание просто сдвинули на 25 - 30 метров.
- Решен ли вопрос о перемещении из района Тушинского аэродрома воинской
части?
- Пока эту часть, которая дислоцируется восточнее пятна застройки,
никто выводить не собирается.
- Это проблема?
- Только в том, что касается создания системы транспортных подъездов.
На само строительство стадиона присутствие по соседству воинской
части не оказывает никакого влияния.
- Но ведь транспортная схема - часть общего проекта?
- Конечно. Однако ее создание у нас всегда немного отстает. Проблема
в том, что никто не знает, что будет на всей территории бывшего
Тушинского аэродрома. Ведь Национальный аэроклуб имени Чкалова должен
передать землю не только "Спартаку", но и еще двум застройщикам.
Один из них - Всероссийское добровольное общество "Спортивная
Россия", которое в соответствии с постановлением федерального
правительства намерено возвести большой спортивный комплекс с бассейном,
ледовыми площадками и причалами для яхт, а также коммерческую инфраструктуру
- жилье, офисы и т.д. Другой - Российская автомобильная федерация,
собирающаяся построить трассу для нескольких видов гонок и тоже
инвестиционную составляющую - жилье, гостиницу. Сделаны предварительные
концептуальные схемы. Часть подготовил наш институт, часть - "Моспроект-2".
Что-то заказчиков устроило, что-то - нет. Но мэру никто этих наметок
не показывал. Между тем, поскольку земля находится в федеральном
подчинении, предстоит сложное согласование интересов РФ и города.
Пока неизвестно, что будет западнее или южнее участка "Спартака",
очень сложно разрабатывать транспортную схему. Но на сооружение
самого стадиона это влияния не оказывает. Если сейчас будет согласовано
предпроектное градостроительное обоснование и выдан АРИ, то можно
будет сдавать проект на экспертизу и начинать активные строительные
работы.
В ЧЕРКИЗОВЕ ЗАМЫСЛИЛИ МАЛУЮ АРЕНУ
- А транспортные развязки - это уже следующий этап?
- Конечно. Как на "Локомотиве". Стоянок там мало, четвертое
кольцо не построено, Черкизовская улица забита, а стадион тем не
менее работает. И на Ходынке что-то реализовано, а что-то все еще
в процессе решения. Инфраструктура зачастую отстает от строительства
самого объекта.
Кстати, по "Локомотиву" есть новости. Новое руководство
футбольного клуба обратилось к нам с новой программой, которая пока
прорабатывается в предварительном порядке. Планируется, в частности,
создать на территории стадиона Малую спортивную арену вместимостью
около 10 тысяч зрителей. На ней можно будет проводить матчи, которые
заведомо не собирают большую аудиторию. Накладно запускать все мощности
30-тысячника - отопление, освещение, а также выставлять большую
охрану, в то время как на матч пришло пять тысяч человек. Экономичнее
иметь Малую арену, которую к тому же можно использовать как концертную
площадку. Кроме того, в Черкизове предполагается создать целую систему
спортзалов и опять-таки инвестиционную составляющую. Там есть недостроенный
аквапарк, который начали сооружать одновременно со стадионом, но
потом бросили, так и незаконсервировав, так что конструкции в значительной
степени пришли в негодность. Аквапарк в планах больше не значится,
а на его месте как раз и предполагается разместить гостиницу и спортзалы.
Наконец, будут сделаны автостоянки, которые в свое время так и не
построили. Речь идет о четырехэтажном паркинге в северном углу участка
и подземной многоуровневой автостоянке со стороны главного входа
- между кассами и стадионом. В итоге должен быть обеспечен нормальный
подъезд и сооружены несколько зон входа на стадион с несколькими
кассовыми группами.
БЕРЛИНСКИЙ ФИНАЛ - ПРЕЦЕДЕНТ ДЛЯ "ДИНАМО"
- "Динамо" обнародовало на днях проект реконструкции стадиона,
в котором содержится отказ от поворота поля на 90 градусов.
- Было разработано новое решение, и Общественный градостроительный
совет при мэре Москвы, в который "Динамо" выходило повторно,
его одобрил. Поначалу стоял вопрос о том, что в соответствии с нормами
ФИФА и УЕФА поле должно быть ориентировано по оси "север -
юг". Но был создан прецедент: в Берлине финал чемпионата мира
прошел на Олимпийском стадионе, построенном в середине 30-х годов,
а там поле повернуто относительно оси "север - юг" на
все 90 градусов. Вместе с тем этот стадион имеет статус памятника
архитектуры, и ФИФА дала добро на проведение там финального матча.
Стадион "Динамо" - тоже памятник. Была проведена определенная
работа, и теперь проблема ориентации поля снята.
- "Динамо" куда-то обращалось с запросом?
- Да, оно консультировалось в международных футбольных организациях.
- Почему же все-таки отказались от первоначального проекта?
- Пока разрабатываются предпроектная документация и проект, выходят
все новые положения, ужесточающие работу с природным комплексом
и памятниками архитектуры.
- И в прошлом году законы ужесточились?
- Это происходит постоянно. Следуют уточнения - и мы информируем
заказчика о плюсах и минусах различных вариантов.
- Наверное, отказавшись от поворота поля, "Динамо" сэкономило?
- По стоимости разницы нет. Но предыдущий вариант был очень сложным
для осуществления. Фасады требуется сохранить, разбирать их нельзя,
и под них надо было бы подгонять новые люки и лестницы. Выбрать
новый вариант побудил целый комплекс причин. Впрочем, предпроектная
стадия полностью еще не согласована, поскольку проект планировки
распространяется на всю территорию Петровского парка. Как я уже
говорил, иногда с целью экономии времени, пока идет оформление АРИ,
заказывают стадию "проект" и даже рабочую документацию,
чтобы сразу, как только АРИ поступит, сдать проект на экспертизу.
На "Динамо" стадию "проект" пока никто не делает.
Заказчик ждет утверждения проекта планировки и постановления правительства
Москвы.
- Председатель попечительского совета футбольного "Динамо"
Сергей Степашин сообщил, что по реконструкции стадиона предлагалось
сразу несколько проектов.
- Конечно. Только мы вариантов двадцать подготовили. Если же вспомнить
историю "Динамо", то наберутся сотни проектов. В 1928
году стадион построили без Восточной трибуны, так что он имел форму
подковы. В середине 30-х круг замкнули, а в последующем разрабатывались
многочисленные проекты по реконструкции и перекрытию арены, созданию
на ней козырьков. Конкурсы проводились и в 40-х, и в 50-х, и в 60-х
годах.
- Словом, у вас заведомо отходное производство?
- Не без этого. Все время меняются обстоятельства, даются новые
технические задания. Сначала заказчик хочет стадион с легкоатлетическими
секторами, потом - чисто футбольную арену, потом - многофункциональный
комплекс, чтобы под трибунами размещались коммерческие помещения
и тренировочные залы.
- Первый заместитель председателя ЦС "Динамо" Юрий Исаев
осторожно оценил стоимость реконструкции в сумму "более ста
миллионов долларов", Степашин был несколько конкретнее, заметив,
что предлагались проекты стоимостью от 150 до 300 миллионов долларов.
А вы что насчет цены скажете?
- На предпроектной стадии прогнозировать стоимость объекта практически
невозможно. Примерную стоимость можно определить, когда делается
стадия "проект" и составляется смета. Но все равно бывают
непредвиденные расходы. Их закладывают в смету, но этого, как правило,
не хватает. А до того, как составлена смета, остается только гадать
по аналогам. Впрочем, мы называть какие-либо цифры не вправе.
- Попробую порассуждать я. "Динамо" собирается строить
стадион на 30 тысяч мест, а строительство "Локомотива",
который вмещает как раз столько народу, обошлось в 150 миллионов
долларов. При этом в Черкизове не требовалось осуществлять реконструкцию
фасадов. Кроме того, наблюдается рост цен при жутком падении курса
доллара, который служит валютой-мерилом. Логично предположить, что
стадион "Динамо" будет дороже черкизовского?
- Логично, но это вопрос к заказчику.
- Сумеют ли, на ваш взгляд, на "Динамо" начать строительство
в 2009-м, а завершить в 2011 году?
- Можно было бы, наверное, и раньше. Но с учетом длительных согласований
и растущего с каждым годом числа этих согласований предложенные
сроки абсолютно реалистичны.
НУЖЕН КОНКУРС, ПУСТЬ И НА БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОЙ ОСНОВЕ
- В последнее время ничего не слышно про строительство стадиона
РФС. Проект застопорился?
- Предпроектная документация по этому объекту была согласована прошлым
летом. Получен АРИ. Но, так как участок возле Ботанического сада
в отличие от "Динамо" или ЦСКА не принадлежит потенциальному
инвестору, в соответствии с московским законодательством должен
пройти конкурс, пусть других желающих вести там строительство стадиона
и нет. Сейчас правительство Москвы запросило информацию по стоимости
перекладки инженерных сетей, а также стоимости зданий, которые являются
обременением территории и подлежат выводу. В основном это сооружения
ВВЦ: склады, гаражи, ремонтные мастерские, теплицы. Данные финансовые
показатели следует отразить в конкурсной документации. Фонд "Национальная
академия футбола" должен выиграть конкурс и уже после этого
решать вопросы с компенсацией пользователям, которые имеют на искомой
территории какие-то сооружения. Стадию "проект" в этих
условиях фонд, естественно, заказывать не готов.
В заключение нашей беседы Дмитрий Буш рассказал, как обстоят дела
с подготовкой к ЧМ-2013 по легкой атлетике, который состоится в
Москве. К этому соревнованию в Текстильщиках строится легкоатлетический
стадион "Москвич" на 25 тысяч зрителей. Сейчас параллельно
делаются предпроектная и проектная стадии. А финансируется строительство
из городского бюджета. Кроме того, будет перестраиваться стадион
"Измайлово", бывший стадион имени Сталина, сооружение
которого было начато еще до войны. Заказчик в лице дирекции объекта
поручил подготовить стадию "проект". В Измайлове планируется
создать многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс наподобие
того, что возводит ЦСКА.