Журналистика идет в ногу со временем, а зачастую, похоже, и опережает
его. Такие профессионализмы (если угодно — даже смысловые явления),
как «линотип», «фотонабор», «машбюро» так стремительно канули в
прошлое, что во многом созвучные им «дубль-ве», «стоппер» или «сухой
лист» по сравнению с ними живы и здоровы, кажется, до сих пор. Я
это к тому, что технологии определяют, конечно же, не только ритм
нашей жизни, но и само ее содержание.
Когда-то молились на факс
Мы с далеко еще не ветеранского возраста коллегами при всяком удобном
случае с ужасом вспоминаем времена, когда принятый по факсу рукописный
текст считался за технологический прорыв и реально облегчал жизнь
целой группе людей и редакции в целом. Помнится, в середине 1990-х
мы буквально молились на этот самый факс и начинали редакционные
планерки с решения проблемы обеспечения его, факса, специальной
бумагой. И это был не самый простой из текущих вопросов.
Сегодня журналистикой правят интернет-технологии.
Мы впали от них в абсолютную зависимость. Характеристик у этой зависимости
великое множество, и одна из них — содержание официальных сайтов,
на которых, как принято думать, должна публиковаться самая оперативная
и достоверная (подчеркиваю эти два определения) информация о жизни
того или иного клуба. Информация, на которую не грех при случае
сослаться. А сформировавшаяся за предельно короткий срок привычка
получать новости так быстро, как тебе это требуется, вырабатывает,
таким образом, критический взгляд на их, новостей, онлайн-источники.
Если уйти от общего и обратиться к частному, то меня, например,
каждое утро реально тревожит отсутствие сведений о текущих делах
«Спартака» из Нальчика, который видится потенциально одной из самых
загадочных команд сезона. Сайт «Спартака» отчего-то вызывающе, агрессивно,
бездарно (по современным стандартам) скуп. Он порождает прямые ассоциации
с прилавками продуктового магазина времен перестройки. Килька в
томате, поваренная соль и полбатона черного — разве это и вправду
все, что нужно человеку?
Позвонить Красножану
У меня, как у профессионального журналиста, есть, разумеется, альтернативные
источники информации. Я, в конце концов, всегда могу позвонить на
мобильный Юрию Красножану и удовлетворить свои первичные потребности.
Но ведь номер телефона Красножана есть не у каждого, правда же?
А между тем тысячи людей с уважением (и, более того, с искренней
симпатией) относятся к той самоотверженности, с которой команда
из столицы Кабардино-Балкарии борется за свое место под солнцем.
Но при этом категорически не согласна питаться информацией второй
или даже третьей свежести. Не те нынче времена. Все хотят быть в
онлайне. Нет, ну серьезно, не имеет права сайт клуба премьер-лиги
не обновляться с 19 по 23 февраля — в те дни, когда «Спартак-Нальчик»
проводит сборы в далекой Испании и борется попутно за какие-то там
места в La Manga Cup. Кто скажет, что желание вовремя узнать результаты
контрольных матчей — это чересчур?
Хотелось бы надеяться, что недалек тот день, когда РФПЛ выработает
нормативы требований не только к качеству газонов и кресел на стадионах,
но и к источникам эксклюзивной клубной информации. Хотя, понимаю,
вопрос это тонкий, сопряженный с такими категориями, как свобода
слова и волеизъявления, например. Но клубы, мне кажется, сами должны
понимать, что живое общение с миром — то, что принято нынче называть
онлайном, — самый выгодный, самый доступный способ сообщить о себе
всем, кому ты реально интересен.
В этом свете ладно скроенные и крепко сшитые сайты, например, «Сатурна»,
«Крыльев Советов» и «Локомотива» даже хвалить специально не приходится.
Они всего-навсего выглядят так, как велит время.