АНДРЕЙ ЧЕРВИЧЕНКО: ДУМАЮ, ЧТО РОССИЙСКИЕ КЛУБЫ
УЖЕ СТАЛИ ОТКРЫТЫМИ
Андрей Червиченко — фигура в российском футболе колоритная и заметная.
Деятельность бывшего президента «Спартака» часто оценивается неоднозначно.
Но в чем Андрею Владимировичу не откажешь, так это в смелости откровенно
высказывать свое мнение по самым острым вопросам.
— Вы не считаете, что в управлении футбольным хозяйством в последние
годы многое меняется?
— Так ведь и вся страна на глазах меняется! В клубах увеличились
доходная и расходная части, обострилась конкуренция. Соответственно,
клубы уже структурно выстроены иным образом. Людей набирают с хорошим
образованием, разбирающихся в финансах, в бухгалтерии и так далее.
— А раньше не нужно было разбираться в бухгалтерии?
— Нет, почему же, нужно было. Но раньше требовались люди, которые
легальным способом помогали уйти от всевозможных налоговых прессов.
Потому что я не знаю, помните вы или нет, но в конце 90-х, чтобы
заработать рубль, нужно было отдать государству 1 рубль 8 копеек,
что делало бессмысленным любое извлечение прибыли. Поэтому и прибегали
к всевозможным «серым» и «черным» схемам, чтобы элементарно существовать
и заниматься бизнесом, а не благотворительностью. Сегодня страна
живет по другим правилам — понятным и разумным. И процентов на восемьдесят,
я думаю, российские клубы уже стали открытыми. Они показывают, за
сколько куплен игрок, какая у него зарплата, с этих сумм платятся
налоги… Тут дело даже не в том, что у людей совесть проснулась или
гражданское правосознание, хотя и этот фактор я бы не списывал со
счетов. Так удобнее работать — вот в чем главное отличие. По закону
работать удобнее, чем пользоваться услугами изобретателей различных
схем.
— Но российские клубы по-прежнему не зарабатывают на своей деятельности.
Экономическая ситуация улучшается, законы удобные, как вы говорите,
а дело-то это по-прежнему затратное…
— Затратное, абсолютно так и есть. Причем неважно, идет речь о «Спартаке»
или о региональной команде, которая борется за выживание. Прибыль
пока не показывает никто. Но прибыль — это, я думаю, следующий этап.
Через несколько лет мы к этому, возможно, придем. В частности, «Спартак»
и ЦСКА придут, когда построят свои собственные стадионы. У «Зенита»
появится своя арена — это тоже признак того, что клуб не собирается
всю жизнь висеть на чужой шее. Население у нас становится платежеспособным,
и если создать хорошие условия, как это сделано в Англии, например,
— убежден, что и абонементы начнут расходиться, и билеты можно будет
не за пятьдесят рублей продавать, и телевизионная картинка улучшится,
и рекламодателю станет интереснее работать с премьер-лигой. Все
взаимосвязано. Но все начинается с инфраструктуры. Хочешь, чтобы
человек принес тебе деньги за развлечение, — предложи ему цивилизованные
условия.
— Телевидение уже начинает платить клубам какие-то деньги…
— Это пока крохи с барского стола, если сравнивать опять же с англичанами.
Но сам факт, что футбола стало больше на экранах и что клубы уже
что-то получают за это, очень красноречив. Телевидению, кстати,
тоже надо меняться — технически и творчески. То есть проблема плохой
картинки с матчей премьер-лиги не только в плоскости несовременных
стадионов лежит. Это, если хотите, теперь тоже коммерческая составляющая
общего проекта.