НАШЕ ВСЕ. ХИДДИНК: ГУС ВСЕМОГУЩИЙ
До того как стать тренером, «счастливчик Хиддинк» был второгодником
Мартен Мейер «Хиддинк: Гус всемогущий».
— М.: Амфора, 2007
Автор книги поставил перед собой нелегкую задачу:
«Попытаться узнать, почему Хиддинку удается работа, в которой остальные
терпят неудачу». «В свете общественного мнения мудрость Хиддинка
кажется безграничной», — пишет Мейер. Оказывается, после чемпионата
мира 2002 года известный корейский университет ввел курс по «голландскому
лидерству». А за время его пребывания в Корее о феномене Хиддинка
было написано не менее двадцати пяти томов на корейском языке.
В России, разумеется, о «счастливчике Гусе» (оказывается, будущий
главный тренер нашей сборной получил эту кличку еще в школе) столько
не напишут — даже если вдруг через полгода его команда станет чемпионом
Европы. Скажут, везунчик он и есть везунчик: еле-еле наскреб в основной
состав сборной 11 футболистов, с чудовищными дырами в защите, а
добивается очередного успеха. Везет — и все! А между тем исследование
«феномена Хиддинка» — с пространными интервью Мейера с главным героем,
его родителями и братьями, друзьями и коллегами — поможет читателю,
не склонному к мистике, раскрыть загадку «летучего голландца».
«А я думал, вы волшебник», — не без укора произнес год назад президент
Российского футбольного союза Виталий Мутко, после того как осенью
2006 года команда Хиддинка не сумела дома обыграть сборную Израиля.
Так вот «волшебник Хиддинк», прежде чем стать знаменитым тренером,
был второгодником, после уроков он бежал играть в футбол, разбивал
мячом соседские окна. А самое главное — он ненавидел проигрывать.
Будучи лучшим из всех своих сверстников, он обычно становился капитаном
команды и сам выбирал себе партнеров. «Когда команда его начальной
школы играла с соперником из соседнего города, Гус отказывал в праве
выходить на поле более слабым, по его мнению, игрокам, потому что
ни за что не хотел проигрывать… Хиддинк пользуется подобной тактикой
и сейчас, чтобы создать команду, направленную исключительно на победу,
несмотря на сложившуюся в футболе иерархию или мнение общественности».
Мейер подробно объясняет, почему Хиддинку сопутствовал успех со
сборными Кореи и Австралии, анализ работы голландского маэстро в
России еще впереди. Впрочем, самое сильное впечатление производит
одна строчка из биографии Хиддинка. Оказывается, в течение десяти
лет он преподавал физкультуру умственно отсталым детям.