20 000 российских болельщиков готовы лично посетить Евро-2008
Хорватский нападающий Младен Петрич разорил Великобританию почти
на ?1 млрд. Именно во столько, если верить The Daily Telegraph,
оцениваются потери туманного Альбиона от пролета национальной сборной
мимо чемпионата Европы по футболу. Благодаря самоотверженной игре
хорватов вместо англичан на Евро-2008 поедут наши футболисты. Но
сможет ли российский бизнес заработать там, где потерял британский?
До матча Англия-Хорватия количество россиян, желающих поехать на
континентальное первенство, было невелико. В среднем в месяц покупалось
5-6 путевок, рассказывает вице-президент Российского союза туриндустрии
Ирина Тюрина. В течение четырех дней до встречи англичан и хорватов
скорость продаж выросла до 22 путевок в день. А сразу же после финального
свистка на лондонском стадионе «Уэмбли» продажи туров на чемпионат
Европы выросли на порядок. По прогнозам гендиректора компании «Инна
тур» Дмитрия Горина, будущим летом на Евро-2008 приедут как минимум
10 000 россиян, а если повезет, то и все 20 000. «В случае удачи
английской сборной в Австрию и Швейцарию приехало бы гораздо больше
британцев», — говорит издатель журнала Total Football Борис Смирнов.
Издание New Statesman оценивает число путешествующих вслед за своей
сборной англичан в 50 000-60 000. Но для наших небогатых соотечественников
и 10 000 — внушительная армия.
Легко подсчитать, что при средней цене путевки €2000 отечественные
турфирмы заработают на футбольных фанатах не более €40 млн. Эта
оценка, впрочем, не учитывает выручки от продаж VIP-туров, в которые,
например, включены ужины с футбольными звездами и обеды от лучших
поваров Европы (один такой тур стоит от €20 000 до €50 000). Так
что нашим турфирмам есть за что благодарить хорватов. Футбольный
туризм — один из самых высокомаржинальных сегментов этого бизнеса
(25% против обычных 5-10%). Не выйди российская сборная в финальную
часть чемпионата, на Евро-2008, по оценке Горина, поехало бы не
более 5000 россиян. При таком раскладе прибыль туроператоров не
превысила бы $4 млн вместо планирующихся сегодня $15 млн.
А на тех, кто не поедет в Австрию и Швейцарию и будет смотреть футбол
дома, постараются заработать телевизионщики, бармены и букмекеры.
«Рост сумм ставок мы прогнозируем на уровне 50-60%, до $15-16 млн,
— рассказывает исполнительный директор Национальной ассоциации букмекеров
Олег Журавский. — А если бы российская сборная не поехала на этот
турнир, объем ставок был бы примерно $10 млн».
Доходы медиабизнеса более прозрачны и предсказуемы, но с английскими,
конечно, несопоставимы. Гендиректор агентства «Телеспорт Маркетинг»
Антон Леонтьев оценивает общий доход телеканалов от продажи рекламы
и спонсорства в $15-20 млн. При самом оптимистичном раскладе их
доходы по сравнению с прошлым годом (когда был чемпионат мира, в
котором Россия не участвовала) вырастут на $5 млн. Совсем негусто,
учитывая, что британские телеканалы на одной только рекламе во время
прошлогоднего первенства заработали ?300 млн.
Без особого энтузиазма ждут Евро-2008 и пивовары. «Вряд ли придется
увеличивать объемы производства. Нет у нас культуры пития в пабах
во время трансляций, как в той же Англии», — пессимистичен глава
исполкома Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов. Английским пабам и
впрямь впору порвать хорватов на британский флаг: они недополучат
примерно столько же, сколько телевизионщики. Еще ?100 млн потеряют
производители атрибутики и экипировки.