Специальный корреспондент "СЭ" составил для российских
болельщиков, выезжающих на матч Израиль - Россия, нижеследующую
инструкцию.
ИЗ ПУРГИ - НА ПЛЯЖ
Для начала, уважаемые болельщики и болельщицы, подниму вам настроение.
Вы плавки и купальники в чемодан не забыли положить? Нет, корреспондент
"СЭ" над вами не издевается, а, напротив, очень рекомендует
это сделать. И даже явственно представляет, как уже сегодня песчаные
тель-авивские пляжи на набережной Шломо Лахата, в четверг еще почти
пустынные, заполнятся алчущей Средиземного моря русскоязычной публикой.
Местные жители, представьте, ворчат: "Моисей сорок лет водил
наших предков по пустыне, чтобы изжить рабство, и нашел единственное
место на Ближнем Востоке, где нет нефти!" А у нас нефти - с
лихвой. Но признайтесь: а не променяли бы вы ее на 25 градусов тепла
с теплым морем в середине ноября?
За время командировки я уже почти преисполнился уверенности, что
дикий снегопад, который в последние дни накрыл Москву и парализовал
движение на дорогах, был не более чем судорогами моего воображения.
В стране, находящейся на стыке Азии и Африки (но в футболе, как
ни парадоксально, считающейся Европой), днем на солнце сейчас почти
тридцать градусов, а вода - около двадцати. Решив перекусить на
свежем воздухе, ваш корреспондент минут через пять трусливо ретировался
в тень - чтобы не обгореть. Солнце, рассказывают, здесь в ноябре
жестче, чем в Сочи летом.
Возьмите, однако, с собой вещи и потеплее - причем не только из-за
суровой необходимости вернуться в родные холода. После захода солнца
здесь тоже не жарко. Субботний матч начнется в восемь вечера по
местному времени - так что и вам утеплиться не помешает, и игроки
нашей сборной на пекло жаловаться не смогут. Оно и к лучшему: жара-то
голам не помощница. А Павлюченко и К° забивать надо позарез.
ДО ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ - НЕЛЬЗЯ!
Итак, начало матча на "Рамат-Гане" - в 20.00. Обычно болельщикам
дают совет - ехать к стадиону заблаговременно. Но здесь это у вас
вряд ли получится.
В день игры вообще будьте готовы к сюрпризам.
Зайдете, например, в гостиничный лифт - и... не обнаружите там кнопок
с номерами этажей. Двери вдруг закроются, и вы на мгновение почувствуете
себя в западне. Но потом лифт как ни в чем не бывало поедет, самостоятельно
останавливаясь на каждом этаже. Чудеса, да и только! Лифт этот -
"субботний". Специально для людей, соблюдающих праздник
шаббат, который начинается с восходом первой звезды в пятницу и
завершается точно в такой же момент в субботу.
В шаббат истово верующему иудею нельзя делать решительно ничего.
Работать, ездить на машине, курить. Особо набожным - даже разговаривать
по телефону, смотреть телевизор и слушать радио. Впрочем, у ортодоксов,
в основном проживающих в Иерусалиме, и телевизоров-то этих самых
просто нет. По субботам им можно только молиться.
Нельзя и нажимать кнопки в лифте. Представьте, этот трудоемкий акт
по религиозным меркам тоже расценивается как работа. Оттого наряду
с обычными лифтами в праздничные дни запускаются и особенные. С
автоматической остановкой на каждом этаже.
В квартирах у ортодоксов оборудовано специальное устройство, позволяющее
в шаббат не включать электричество собственной рукой - это тоже
запрещено. Входишь в комнату - свет загорается, выходишь - гаснет.
Илья Ильич Обломов ради такого роскошества сейчас бы заново родился!
Теперь настало время ответить на вопрос, почему у вас не получится
приехать на "Рамат-Ган" заранее.
Потому что в шаббат в Израиле общественный транспорт не ходит. Автобусы,
троллейбусы, поезда - все бездействует, что у небогатых светских
граждан, которые не могут позволить себе покупку автомобиля, уже
много лет вызывает недовольство. Но традиции на Земле обетованной
- дело святое. Да и религиозное лобби в политических верхах слишком
сильно, чтобы поступиться одной из своих главных твердынь.
Если же вы решили арендовать автомобиль, то в шаббат вас может поджидать
еще одна неприятность. Чтобы на нее нарваться, вам нужно либо заехать
в находящийся в 10 километрах от Тель-Авива городок Бней-Брак, либо
отправиться в Иерусалим и отыскать там один из необходимых кварталов.
В этих ортодоксальных районах вашу машину за появление в праздничный
день на их территории немилосердно закидают камнями. Ничего личного:
у всех свои понятия о жизни. Лучше в таких местах просто не появляться.
Впрочем, эти люди и сами стараются уберечь себя и вас от инцидентов
- въезд в свои кварталы огораживают булыжниками или чем-нибудь еще.
Закончится шаббат около шести вечера - тогда-то, за два часа до
матча, транспорт и заработает. Так что, если жалко денег на такси,
на "Рамат-Гане" вы окажетесь не раньше чем за час до стартового
свистка Стефано Фарины. Зато потратите лишь 1 доллар 25 центов,
хотя добираться вам, скорее всего, придется с пересадкой. Единственный
автобус, который останавливается даже не у самого стадиона, а в
пятистах метрах от него, - номер 20 - ходит раз в столько же минут.
Так и на футбол можно не успеть. Ездят в шаббат, правда, отдельные
маршрутки.
На такси, конечно, до "Рамат-Гана" доехать можно и раньше:
ту часть водителей, которая из-за верований за руль в этот день
не сядет (это тоже под категорическим запретом), заменят бойкие
таксисты из Хайфы и других городов, приезжающие по субботам в Тель-Авив
в надежде подзаработать. А уж на матч с участием щедрых россиян
они пожалуют и подавно. Но не забудьте попросить этих предприимчивых
товарищей (среди которых немало наших бывших соотечественников)
включить счетчик. Либо договаривайтесь о цене "на берегу".
Правда, в шаббат у таксистов действует так называемый второй тариф.
Не двойной, к счастью, а лишь на 25 процентов выше обычного. Нахимичить
что-то со счетчиком здесь себе не позволяют - страх вылететь с волчьим
билетом берет свое. Поэтому если в обычный день путь из Тель-Авива
в восточный пригород Рамат-Ган обойдется в 10 - 12 долларов, то
в субботу - в 13 - 15. Доллары и евро, кстати, принимают везде,
а сдачу выдают в шекелях. Примерный курс обмена: 1 доллар - 3,9
шекеля, 1 евро - 5,6 шекеля.
Намек для жен болельщиков побогаче, которые собираются на футбол
с мужьями. По дороге из Тель-Авива в Рамат-Ган - бриллиантовая биржа.
Боюсь, правда, что некоторые мужья мне за этот намек спасибо не
скажут...
ОПЛОТ ЛИБЕРАЛИЗМА
Остаться голодным вам не грозит. Даже в шаббат этого не произойдет
ни при каких обстоятельствах. Разве что в Иерусалиме проблемы могли
бы возникнуть: многие рестораны там по субботам не работают. Неудивительно,
ведь в "городе трех религий" 40 процентов населения -
люди религиозные. Здесь так говорят: Тель-Авив работает, Хайфа отдыхает,
Иерусалим молится. Об отдыхе в Тель-Авиве, правда, тоже не забывают.
В Израиле вообще культ еды: пища - любая, порции - немыслимые. Поскольку
евреи делятся на две категории - "ашкенази" (европейские)
и "сефарды" (североафриканские), причем в число последних
входят даже бухарские, то какой только кухни тут нет. Хотите - к
вашим услугам узбекский ресторан, желаете - эфиопский. По части
овощей и фруктов здесь вообще рай земной - по четыре урожая в год!
Знать иврит, чтобы заказать блюда, совсем не обязательно, хотя поприветствовать
официанта знаменитым "Шалом!" и поблагодарить: "Тода"
(с ударением на последний слог), никогда не помешает. Квитанция,
кстати, будет точно как религиозное учение, которым увлечена Мадонна,
- "каббала", а сдача - "одеф". Признаком хорошего
тона здесь считаются десять процентов чаевых. Это еще ничего, ведь
в той же Америке - пятнадцать.
Вряд ли вам, впрочем, потребуются богатые лингвистические познания.
Едва ли не в каждом ресторане, а также за стойкой любого отеля есть
русскоговорящий сотрудник. О чем можно говорить, если даже у премьер-министра
Израиля Эхуда Ольмерта одесские корни?!
И совсем не обязательно, как вы, вероятно, предполагаете, пища в
ресторанах будет исключительно кошерной. Тель-Авив - город, который
во многом живет туризмом, и религиозные условности здесь давно вытеснил
прагматизм. А потому найти ту же свинину в самом крупном израильском
городе - не проблема. Рассказывают, что где-то в Африке обнаружили
даже породу свиней с раздвоенными копытами - что дало желающим повод
объявить их кошерными, а значит, пригодными к употреблению.
В шаббат меню в ресторанах не меняется. Просто ряд заведений не
работает - и все. Но в Тель-Авиве таковых явное меньшинство. К нему,
кстати, относятся многие узбекские рестораны: восточные люди, как
и вообще большинство сефардов, субботние ритуалы соблюдают более
истово.
Кстати, о кошерности. Многие люди к этой теме действительно относятся
всерьез. По рассказу собкора "СЭ" Эли Швидлера, в 1996-м
они с двумя коллегами, представляя крупнейшие газеты "Едиот
Ахронот", "Маарив" и "Ха-аретц", отправились
в Лиссабон на отборочный матч Лиги чемпионов. Пошли поужинать. Им
принесли колоссальные и вкуснейшие порции, и две трети их уже были
съедены, когда у одного из коллег внезапно посерело лицо, и он вскричал:
"Официант? Это что - свинина?!" А когда тот добавил, что
еще и с кальмарами, которые в число кошерных продуктов также не
входят, журналист едва не лишился сознания. Он оказался религиозным
человеком - и молил коллег: "Только никому не говорите, что
я ЭТО ел..."
Большая часть сборной Израиля, будучи сефардами, правила кошерности
соблюдает. Неудивительно, что матчи национального первенства во
время шаббата не проводятся. Либо в пятницу до захода солнца, либо
в субботу после появления первой звезды. Как, собственно, и матч
с Россией.
Зато употреблять спиртное вам в шаббат не запретит никто. Законы
в Израиле на этот счет вполне лояльны: вы можете даже на пляж приходить
"со своим". Но, естественно, не на футбол. А вот увезти
в Россию бутылочку очень приличного вина "Кармель Мизрахи",
как говорят ценители, совсем не помешает.
Тель-Авив называют оплотом европейского либерализма на Ближнем Востоке.
Выражается это, правда, по-разному. С одной стороны, большинство
ресторанов работает до трех-четырех утра, что в случае - тьфу-тьфу!
- победы сборной России вряд ли останется вами не замеченным. С
другой, из-за близости "поставщиков" - Ливана и Египта
- в ходу изрядно наркотиков, и из-за этого появляться по вечерам
в красивой и древней Старой Яффе, где ими торгуют, небезопасно.
С третьей стороны, по количеству геев Тель-Авив, говорят, неумолимо
приближается к Сан-Франциско - признанной столице лиц с нетрадиционной
сексуальной ориентацией. Есть данные, что в 450-тысячном городе
их - шестая часть!
Употреблять десертное вино в шаббат могут даже религиозные евреи.
Это вам не Саудовская Аравия, куда когда-то Андрей Канчельскис приехал
с бутылкой красного вина для президента своего нового клуба - и
был препровожден пограничниками в кутузку!
"ОБРЕЗАНИЕ БЕЗ НАРКОЗА"
Здесь, правда, такой шанс тоже есть. Но, пожалуй, только в двух
случаях.
Первый - попавшись на превышении скорости, даже не пытайтесь предложить
местному гаишнику взятку. Скорее у него руки отсохнут, чем он ее
возьмет, а вы вместо Рамат-Гана попадете в Тель-Кабир - камеру предварительного
заключения, расположенную на другом конце Тель-Авива.
Говоря же о втором случае, исключу обращение "вы" и перейду
на разговор в третьем лице. Потому что не хочу допускать, что читатель
"СЭ" - антисемит и вообще какой-либо ксенофоб.
Полиция в таких случаях тут не церемонится. Вообще, проецировать
на израильтян представление о российских евреях, в основном представляющих
слои интеллигенции и бизнеса, в корне неверно. Органы правопорядка
здесь специализируются на разгроме демонстраций, так что связываться
с ними - себе дороже. Как выражаются в Израиле, таким людям власти
тут же делают "обрезание без наркоза".
Надеяться, что антисемитские выкрики или баннеры кто-то не поймет,
потенциальным хулиганам не стоит. В любой правоохранительной структуре
достаточно выходцев из экс-СССР. Разжигание национальной розни -
уголовно наказуемое деяние, причем не так, как в России, где УВД
Самары так и не возбудило уголовное дело по баннеру о Веллитоне.
А тут можно и за решетку угодить.
Израиль сейчас переживает один из самых спокойных периодов за последние
годы. Арабы не бузят, терактов, слава богу, нет. Уличная преступность
в Тель-Авиве тоже на низком уровне. А подготовка у местного спецназа
- серьезнее некуда. Будет повод - либеральничать эти люди не станут.
Израильская публика провоцировать приезжих фанатов, скорее всего,
не будет. К бывшему Союзу, откуда на Земле обетованной полтора миллиона
из семи с половиной жителей, они относятся с уважением. Десять тысяч
эмигрантов ожидают в субботу на сорокатысячном "Рамат-Гане".
А если учесть и несколько тысяч, которые приедут непосредственно
из России, за нашу сборную болеть будет добрая половина стадиона.
Когда такое было - и не упомнишь. То-то удивится Гус Хиддинк!
В Иерусалим, к Стене Плача, голландский тренер и его российская
команда, конечно, съездить не успеют. Но, думаю, в Израиле найдется
достаточно людей, которые положат между камнями записочку с пожеланием
удачи российской команде.