Сборная России по футболу. Новости. Сергей Алейников
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

   

НОВОСТИ

СЕРГЕЙ АЛЕЙНИКОВ: Я ВСЕГДА БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ, ДЛЯ КОТОРОГО КОМАНДА – ЭТО ВСЁ

Сергей, тренирующий в Италии детишек, глотает горькие пилюли обиды из-за того, что им в России никто не интересуется

Сергей Алейников

Как-то так повелось, что рассказ о футболисте обязательно сопровождается упоминанием забитых им голов (даже если речь идет об игроках оборонительного плана), а те, кто забивает мало или вообще не забивает, вроде бы не отвечают тем требованиям, которые предъявляются современным футбольным универсалам. Конечно, рассуждения эти не бесспорны, всякий тренер, наверное, скажет, что основная ценность игрока состоит в умении выполнять возложенные на него непосредственные обязанности, то есть быть максимально полезным в командной борьбе на поле. С таким футболистом недавно, совершенно случайно, меня и свела судьба. Вспоминайте - Сергей Алейников, командный игрок, суперкомандный, сугубо коллективистский.

Забивал Сергей не часто, хотя мог бы это делать, поскольку обладал прицельным сильным ударом, а потому нередко завершал атаку на дальних подступах к штрафной площади. Однако, выполняя в основном функции опорного полузащитника, минчанин был больше всего полезен на своей половине поля. Тут сумма его игрового умения выглядела очень внушительной, заключая в себе хорошее видение всего зеленого пространства, техничное, даже какое-то по-кошачьи мягкое обращение с мячом, расчетливость – лишних движений он почти не делал, подвижность в выборе позиции.

Словом, в командной игре такой футболист незаменим. Недаром несколько сезонов подряд Сергей входил в традиционный список «33 лучших». Алейникова едва ли не с дебютного появления перед взыскательной публикой стали считать футболистом международного класса.

НА СЛУЖБЕ «СТАРОЙ СЕНЬОРЕ»

Что и подтвердилось, когда он одним из первых советских игроков отбыл в зарубежный клуб, да не в какой-нибудь заштатный, а сразу в «Ювентус». Еще более любопытно, что недавний выпускник минской СДЮШОР-5 быстро пришелся там ко двору, как до того в родном минском «Динамо».

Напомню, что именно экс-минчанин в составе одного из грандов европейского футбола – «Старой сеньоры» из Турина, то бишь «Ювентуса», стал первым легионером из тогда еще Советского Союза, который сыграл в финале престижного европейского клубного турнира и вместе с командой завоевал Кубок УЕФА: в 1990 году «Ювентус» в двух матчах (таковым был в то время регламент) обыграл итальянскую же «Фиорентину». Это уже значительно позже придут успехи Игоря Корнеева, Игоря Добровольского, Эдгараса Янкаускаса, Сергея Юрана, Дмитрия Аленичева, Александра Кержакова, Андрея Шевченко…

Сам Сергей объясняет такую «забывчивость» моих коллег сложной политической ситуацией в стране, находившейся на грани развала. До футбола ли? Зато теперь есть смысл вкратце вспомнить, как это было:

- То ли из-за травмы, то ли из-за дисквалификации в ответном матче в Авеллино у нас не смог принять участие игрок, выступавший на позиции последнего защитника. И легендарный Дино Дзофф, наш главный тренер, спросил, хорошо ли я себе чувствую для того, чтобы сыграть «заднего». Понятно, что сказать в тот момент «нет» было бы сверхнаглостью. Ну, и не каждый день выпадает счастье выйти на финал Еврокубка. Да ведь я и всегда был человеком, для которого команда – это все, а о себе думал в последнюю очередь. В общем, ответил Дино просто: «Мастер, никаких проблем, я готов…»

- Пожалуй, больше волновался не из-за матча как такового, а как сыграю против звезд «Фиорентины» - бразильца Дунги и знаменитого Роберто Баджо, - продолжает рассказ Сергей Алейников. - Особенно против последнего. Потому что еще в середине сезона пошли слухи о предстоящем переходе «Хвостика» (Баджо. – Прим. авт.) к нам, и мне было интересно понаблюдать за ним как за будущим партнером. Тогда я еще не знал, что его появление в «Юве» станет для меня фатальным: летом меня продали в «Лечче»… Сыграл же я вроде неплохо, раз счет остался 0:0, чего нам оказалось достаточно для общей победы…

ТЮТЯ

У этой истории с «переходом» в затрапезный «Лечче» две стороны медали: светлая, официальная, и темная, с мафиозным запашком. Что неудивительно: первые наши легионеры ехали на Запад этакими пацанами-несмышленышами, хотя многие были достаточно взрослыми людьми, некоторые даже семейными. Но вот во всех хитросплетениях при заключении контракта – тюти тютями. Сергей не стесняется признаться, что и он такой же. Причем тревожный звоночек в унисон царящим на Апеннинах нравам прозвучал гораздо раньше, и вроде бы Сергея такой афронт должен был бы насторожить, потому что в свои подковерные игры с Алейниковым итальянцы стали играть буквально сразу же. Ведь изначально он должен был ехать не в Турин, а в Геную, не в «Ювентус», а в «Дженоа». Блестяще проявив себя на Euro-1988, забив пару голов фантастическими по силе и точности ударами издали (его «коронка») и вообще внеся огромный вклад в общий успех (сборная СССР завоевала серебряные медали), Алейников естественным образом оказался в центре внимания зарубежных скаутов. Уж если кому горбачевская «перестройка» и пришлась как нельзя кстати, так это, безусловно, спортсменам: они стали уезжать на Запад, в солидные клубы, чем всерьез улучшали свои материальные условия жизни. Понятно, что, получив возможность закупать спортсменов на совершенно непаханой целине, бывшей длительное время за пресловутым «железным занавесом», Запад этим тут же воспользовался.

ХВАЛА БЕАРЗОТА

Так вот, Сергей однажды рассказал, как после полуфинала того европейского чемпионата, в котором наши без проблем разобрались со «Скуадрой адзуррой» (сборная Италии. – Прим. авт.) – 2:0, к ребятам в раздевалку пришел «сам» Энцо Беарзот, великий итальянский тренер, и через переводчика сказал им и тренеру Валерию Лобановскому, что всегда мечтал о такой постановке игры, когда команда прессингует по всему полю – и не на каком-то отрезке игры, а весь матч. И что теперь ему, Лобановскому, надо не мешать парням, если им предложат заключить солидный контракт в Европе, а, наоборот, помогать, потому что отныне вниманием они обделены не будут. Только нужно сохранить их для сборной СССР, которой наверняка уготовано хорошее будущее на ЧМ-1990 и даже на ЧМ-1994. Знал бы он, какое фиаско постигнет советскую команду на полях Италии, а в США такой сборной СССР и вовсе уже не будет, как и страны в целом, может, и поостерегся бы с оптимистичными прогнозами… Но тогда ведь и большинство из нас не представляло, что произойдет в ближайшие два - два с половиной года… Особенно в тот вечер высоко сеньор Беарзот отозвался о вратаре Дасаеве, хотя у него и без того уже была мировая слава, а также о Заварове, Литовченко, Протасове и о нем, Сергее Алейникове. Вот Заваров с Алейниковым первыми и уехали. Причем оба в «Ювентус».

ЧЕРТ-АГЕНТ

Но у Сергея ситуация сложилась куда как не просто. Вдруг рядом с ним, как чертик из табакерки, выскочил некий агент-итальянец. Алейников слышал, что таковой должен быть у всякого уважающего себя спортсмена-профессионала. Однако понятия не имел, что настоящий агент обязан иметь соответствующую лицензию, что взаимоотношения с агентом нужно четко обговорить в специальном контракте, что слово или решение самого Сергея значат ничуть не меньше, чем даже его официального представителя. В общем, этот новоявленный агент вышел именно на «Дженоа». Но когда всесильный гендиректор «Ювентуса» Джанпьеро Бониперти, имевший карт-бланш от хозяина «ФИАТА» и владельца «Юве» Джованни Аньелли, стал разыгрывать свою многоходовую комбинацию, агент и сам Сережа оказались в положении «без меня меня женили».

Подоплека такова. Оказывается, Бониперти уже давно «положил глаз» на белорусского полузащитника, загорелся идеей приобрести его для «Старой сеньоры», а потому клятвенно пообещал тренеру генуэзцев Умберто Скольо, что и его перетащит вместе с Алейниковым к себе. Это было такое предложение, от которого, как говорится, невозможно отказаться. Но вот тут-то присущий, увы, итальянскому футболу мафиозный душок и проявился. Бониперти просто-напросто обманул Скольо, а Сергея поставил перед фактом: «Будешь играть в «Ювентусе». Впрочем, это был тот случай, когда от добра добра не ищут. Нежданно-негаданно оказаться в одном из самых преуспевающих и титулованных клубов Европы да еще рядом со старым другом-товарищем-партнером по сборной СССР Саней Заваровым… Это было похоже на сказку. Понятно, что Сергей с радостью засобирался в Турин, а агент его помалкивал в тряпочку. Но сказочка длилась недолго и едва не обернулась горькой явью…

ДВОЕ ИЗ СОЮЗА

Приезд в Турин сразу двух советских футболистов вызвал, без преувеличения, ажиотаж. Тогда ведь внимание всего мира было приковано к Советскому Союзу. Наших парней поразило, что слова «Горбачев», «перестройка», «гласность», «новое мышление» для них слышались чаще, чем дома. И хотя им еще задавали набивший оскомину вопрос: «Правда ли, что у вас по улицам ходят медведи?», отношение к ним было как к настоящим звездам европейского масштаба, совсем недавно разгромившим сборную Италии. От них и здесь ждали очередных подвигов. Но не срослось. У обоих по-разному. Хотя, напомню, Кубок УЕФА, Кубок Италии, бронзу чемпионата страны они с «Ювентусом» завоевали.

Заваров сам виноват, что у него за границей не сложилось. Замкнутый, не привыкший, да и не умеющий открыто общаться, малообразованный, плюс еще в советские времена бывший не в ладах со «спортивным режимом», он и в Италии оставался волком-одиночкой. Неудивительно, что его звезда быстро закатилась. Будущее Сережи Алейникова представлялось куда более интересным и ярким. Но…

ГОРЬКИЙ «ЛИМОН»

Как выяснилось вскоре после перехода экс-минчанина из «Дженоа», в котором он не провел и дня, в «Ювентус», тот самый агент Алейникова появился не сам по себе. Существовала, оказывается, на Апеннинах фирма-фирмочка под названием «Симод» (давным-давно ее след простыл), которая получила все (!) права на всех (!) динамовских футболистов из СССР, заключавших контракты за границей. Сейчас остается только гадать, чем уж так люди из «Симода» обаяли ответственных чиновников Центрального спортивного общества «Динамо». Наверное, и им было сделано предложение, от которого нельзя было отказаться. В итоге Алейникова, как бывшего динамовца, «Симод» и отрядил в помощь Заварову.

Блестяще отыграв сезон за «Юве», Алейников уже размечтался о новых перспективах и горизонтах. Он же так жаждал встретиться с Роберто Баджо в одном клубе! А его вдруг… меняют, вернее, перепродают в какой-то «Лечче», который балансирует на грани вылета из высшего дивизиона, и в котором нет ни денег, ни игры, ни достойных партнеров.

Серега возмутился. Стучался во все двери. Ходил к Дзоффу, к Бониперти. Но очень быстро ему дали понять, что всем в его судьбе управляют тот самый агент и тот самый «Симод». Сегодня Сергей с горечью вспоминает, как приехал в Москву, в ЦС «Динамо», где ему дали на подпись какие-то бумаги, практически чистые, и сказали, чтобы побыстрее подписывал договор, потому что завтра в Италии закрывается трансферное окно и нужно успеть по факсу переправить его в Геную. И он, во всех этих контрактах, бонусах, трансферах ни черта не смысливший, взял, да не глядя и подмахнул. И тем самым едва не сломал себе жизнь… Потому что самый паскудный пункт в уже официальном контракте был такой: если «Ювентус» через год оповещает, что клуб в услугах Алейникова не нуждается и готов отпустить его на все четыре стороны, то он, «Ювентус, обязан выплатить за него, Алейникова, ровно один миллион долларов агенту игрока. Ну, какая-то часть этого миллиона (мизерная) доставалась бы и Сергею. Миллион – лакомый кусочек. Чем получать небольшие (по нашим тогдашним меркам), но регулярные дивиденды от контракта Алейникова со «Старой сеньорой», конечно же, лучше «срубить» сразу целый «лимон». Поэтому прощелыга агент и представители «Симода» всеми правдами и неправдами воздействовали на руководство «Юве» в том смысле, чтобы убедить Бониперти и Ко, что Алейников им не нужен. В итоге своего добились, миллиончик выторговали, а парня подставили, заявив, что если он не будет играть в «Лечче», то вообще домой вернется. Вроде бы и такой пункт в соглашении есть. Позже выяснилось, что это блеф. Но дело уже было сделано, и Сергей с семьей отправился в захолустный городишко на самом юге «сапога».

Самое обидное, что третьего иностранца в то межсезонье «Ювентус» так и не купил. Судя по всему, даже для самих Бониперти и Дзоффа такой непонятный уход Алейникова оказался неожиданным. Знали бы они всю подноготную… Если бы не наивность Сережи, которого попросту обвели вокруг пальца, шагать бы ему со «Старой сеньорой» от победы к победе.

ЧАЙ, КОФЕ С ХОЗЯИНОМ «ФИАТА»

Первое ярчайшее впечатление от Италии – личность самого Джованни Аньелли. Но тут лучше дать слово моему герою:

- Перед отъездом из Минска мне говорили, что хозяин «ФИАТА» и клуба настолько крут, что ногой открывает двери любых кабинетов, вплоть до премьер-министра, и что к нему на кривой козе не подъехать, тем более нам, игрокам. Все обстояло с точностью до наоборот: это итальянские премьеры искали его благосклонности и симпатии, а уж он решал, хочет он их принять или нет. А что до общения с нами, то у нас была такая традиция. После утренней зарядки-разминки в обязательном порядке мы приглашались к нему на виллу, совсем близко от нашей базы. Размером его усадьба - что-то вроде московского Парка культуры и отдыха. Но чай, кофе мы пили, разговоры разговаривали обо всем и ни о чем у него в кабинете. И вот, помню, для всех было полной неожиданностью, когда после нашего с Саней Заваровым приезда сеньор Джованни вдруг пустился в воспоминания и впервые поведал, что, оказывается, во время Второй мировой войны он сражался на Восточном фронте и угодил в плен. Так вот, Аньелли с содроганием, очень смешно ежась и сжимаясь в плечах, артистично демонстрировал, как он мерз в лагере где-то за Уралом. Однако это не помешало ему, как только рухнула Берлинская стена, олицетворявшая тот пресловутый «железный занавес», пригласить в свою команду русских. Да, русских: для итальянцев и Каха Каладзе, и Миндаугас Станкявичюс, и Андрюха Шевченко, и Игорек Добровольский, и я. То есть все те, кто из бывшего СССР, – русские…

УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК

Так счастлив ли он, доволен ли жизнью человек, футболист, добившийся, казалось бы, многого? А в активе минчанина Сергея Алейникова - серебро чемпионата Европы, Кубок УЕФА и, наконец, игра за сборную мира. Таким красочным ассорти в советские времена могли похвастаться только Лев Яшин, Валерий Воронин, Альберт Шестернев и Слава Метревели (за рубежом, по понятным причинам, они шансов выступить не имели), а в постсоветские – Олег Блохин, Ринат Дасаев, Игорь Беланов и он, Сережа Алейников. Это что касается чисто спортивной составляющей его жития. Да вроде и быт у него налажен…

- Наш Лечче - изумительный городишко. Его еще называют южной Флоренцией. За 15 лет, что мы там живем, снег выпал, кажется, раза два. Море – в 10 минутах езды от дома, но грязное. Но отъезжаешь чуть-чуть – уже чистое. А в 30 минутах езды – просто изумительное. Да, Лечче, конечно же, не чета нашему соседу Бари, который является типичным портовым бандитским притоном. У нас все спокойно, тихо, чинно-благородно. Да и немудрено, ведь живут в основном люди солидные - адвокаты, врачи, нотариусы, бизнесмены, деятели искусства… и футболисты. Пожалуй, впервые как раз тут я почувствовал себя, как говаривал Аркадий Райкин, уважаемым человеком. Но все равно сердце не на месте. Не мой это город, не был моим и, думаю, никогда таковым не станет.

Подозреваю, это чисто психологический момент: такую вот незаживающую рану нанес мне тот разрыв с «Ювентусом». Если что и держит в Лечче, так это дети (младший сын здесь учится, а вот старший – в Турине, будет инженером-программистом) и… отсутствие солидных предложений. Нет, не могу сказать, что мне не нравится моя нынешняя работа: тренирую 13-14-летних мальчишек «Лечче». Но с получением тренерской лицензии категории Pro Высшей школы футбола Италии в Каверчиано - это некое подобие советской ВШТ – только ее диплом, как и вообще дипломы многих российских и тем более белорусских вузов, в Европе не признаются - могу вроде бы рассчитывать не нечто более солидное. Но нет, хороших предложений пока не поступало. Правда, звали в Японию, где нас с женой там все устраивало. Но из-за учебы вынужден был вернуться. И в Швеции, где провел три последних месяца своей игроцкой карьеры, с удовольствием бы пожил. Не сложилось. Так вот и живу здесь больше по необходимости, чем по желанию.

В РОССИИ БЕЗ ИСТЕРИКИ

Вернуться? В Белоруссию? В Россию? Последний вариант я испробовал, и ничего, кроме разочарований, этот недолгий опыт (в 2003 году Сергей Алейников неожиданно стал главным тренером московского «Торпедо-ЗИЛ», как тогда называлась нынешняя «Москва». – Прим. авт.) мне не принес. Не срослось у меня тогда ни с Юрием Белоусом, ни даже с Валентином Ивановым, хотя, признаюсь, очень надеялся, что легендарный «Козьмич» мне, молодому наставнику, поможет. Руки Белоусу я бы и сегодня не подал, но объективно вижу, что наш разлад и на него повлиял в лучшую сторону. Ведь посмотрите: Леонид Слуцкий, тоже неофит, как и я, даже ведет себя на тренерской скамейке почти так же, как и я: то есть не вскакивает, не орет благим матом, не бегает вдоль бровки – и ничего, «Москва» идет в лидерах. Ладно бы он предъявлял мне претензии по поводу моих тренерских установок, тренировочного процесса, моих методик. Нет, тогда все было на уровне эмоций, Юра недоумевал, почему я так индифферентно веду себя во время матчей. А что, надо истерики закатывать и тем самым демонстрировать отношение к происходящему на поле? Разве нет более интеллигентной манеры поведения? Тогда Белоус этого не понял, сегодня, коли оставил Слуцкого, судя по всему, на многое смотрит другими глазами. Может, и общение со мной в этом плане на него повлияло. Дай Бог команде всяческих успехов! Больше из России мной никто не интересуется. А жаль, потому что я как профессионал уже тренерского цеха всегда готов и открыт к переговорам.

ОБИДНО ДО СЛЕЗ

Больной вопрос – Белоруссия… Дом родной, в котором я, по-моему, стал изгоем. У меня вообще нет никаких контактов с Белорусской федерацией футбола. И это для меня самая большая загадка. Что, так уж много нас, белорусов, которые бы «засветились» на истинно международном уровне в футболе? Ну, Андрюха Зыгмантович, ну, Серега Гоцманов, ну, Серега Боровский, да вот сейчас кое-что показывают Глеб-старший, Кутузов, Гуренко, Хомутовский, Жевнев, Кульчий, Штанюк. И вот все мы, особенно «бывшие», – не востребованы. Нет, я ни с кем из федерации не конфликтовал – это вообще не в моих правилах. Наоборот, всем, чем мог, готов был помочь родной стране. Одно то, что я уже на сходе все-таки, когда меня позвали, сыграл то ли четыре, то ли пять матчей за сборную уже независимой Республики Беларусь на официальном международном уровне, о чем-то же говорит?! Я ведь и закончить с футболом решил только после того, как понял: Белоруссии я не нужен, обо мне забыли. Обсуждали эту кровоточащую для нас проблему и с Гоцмановым, который живет в США, и с Витей Шишкиным, который тренирует мальчишек в России, и с Зыгмантовичем, и с Боровским, и с Юркой Пудышевым, и с Байдачным, которого то привечают, то гонят в шею…

Обидно до слез… Но в то же время никакой ностальгии по утраченному не ощущаю. Есть ТВ-тарелки, есть немало СОВЕТСКИХ российских, украинских, белорусских, молдавских, узбекских девушек, которые вышли замуж за итальянцев и живут здесь, в Турине, в нашем Лечче в том числе, с которыми мы общаемся семьями. Есть регулярные встречи с земляками во время моих приездов в Минск или их – в Италию. Но то, что меня вроде бы как уже и не помнят дома, просто убивает…

Игорь ФЕЙН. «Футбол. Плюс. Хоккей», 30.10.2007

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru