Сборная России по футболу. Новости. Андрей Талалаев.
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

 

СБОРНАЯ РОССИИ' 2007

НОВОСТИ

АНДРЕЙ ТАЛАЛАЕВ: ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ НУЖНО ИСКАТЬ В СЕБЕ

Десять дней назад юношеская сборная России потерпела… скажем так, необычное поражение в отборочном турнире чемпионата Европы. Наши ребята уступили Исландии со счетом 5:6, причем сначала пропустили шесть мячей, а затем едва все их не отыграли. Перипетии того уникального поединка, скрупулезный поиск и детальный разбор допущенных ошибок, думы и переживания о будущем российского футбола – в откровенной беседе наставника российской команды с редактором «ФХ» Евгением Зырянкиным.

«Причины поражения нужно искать в себе» – этот лейтмотив красной нитью прошил всю нашу беседу с Андреем Талалаевым. Наставник юношеской сборной России, потерпевшей на прошлой неделе необъяснимую, на взгляд со стороны, неудачу в отборочном турнире чемпионата Европы, не прячется от тяжелого разбора полетов и потока критических стрел. Да, поражение от Исландии оглушительно – и самим фактом своим, и шестью пропущенными мячами, и катастрофическими 0:6 в начале второго тайма. Но, во-первых, не смертельно: футбольная жизнь, как и всякая другая, продолжается, впереди новые турниры и возможность отквитаться, восстановить репутацию, реабилитироваться, наконец. А во-вторых, это даже в какой-то мере полезно – вот так, невероятным образом, проиграть на рассвете тренерской карьеры, чтобы извлечь из случившегося правильные выводы и избегать впредь роковых ошибок. В конце концов, больших побед без крупных поражений не бывает…

МЕТАФИЗИКОЙ 0:6 НЕ ОБЪЯСНИТЬ

– Каково это, Андрей, стоять и наблюдать за тем, как твоя команда пропускает один гол за другим? И ладно бы все произошло в течение тайма – так нет же: вышли на второй – и пропустили снова…

– Хотите верьте, хотите – нет, но даже когда счет стал 0:6, ни я, ни команда не смирились с поражением. Больше того, в перерыве увидел в глазах некоторых ребят такую запредельную мотивацию, такие искорки азарта, что был уверен: мы способны отыграться. Такое же ощущение присутствовало и у всего тренерского штаба, и у медицинского персонала, которые продолжали делать свою работу и верили в успех.

– Как думаете, взрослая команда смогла бы спасти такую игру?

– А семнадцатилетние – это уже не дети. Далеко не дети. Я могу сказать, у нас возникают конфликты, которые решаются теми же способами, как у взрослых. А что до того – смогли бы взрослые?.. После матча «Милан» – «Ливерпуль» стало понятно, что в футболе возможно все. Теперь же можно добавить – возможно даже невозможное. Причем я привык объяснять все события в жизни с точки зрения метафизики, но здесь уже начал задумываться над тем, что существуют черные приметы, сглаз и тому подобное. Недаром ведь – шесть мячей пропустили, а по прилете в Португалию шести сумок в аэропорту недосчитались…

Понятно, что сейчас идет много разговоров – и о моей тренерской компетенции, и о том, что поначалу не настроились должным образом на футбольного «карлика», каким является Исландия в общепринятом понимании. Но нельзя рассматривать этот матч в отдельности – только совместно с предыдущими двумя играми. И уже по итогам всех трех можно делать окончательные выводы.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ – СХЕМА «8–2»

– Что же произошло на самом деле? Ваша команда так близка была к тому, чтобы обойти в отборочной группе Португалию, а споткнулась об Исландию…

– Наверное, люди будут воспринимать мои слова как оправдание, а я ни в коем случае не хочу оправдываться. Да, понятно, что мы не выполнили задачу, не достигли цели, которая была очень близка. Хотя после победы над Северной Ирландией мне звонили с поздравлениями и из руководства РФС, и друзья. Кстати, я уже тогда предупреждал руководящий штаб РФС, что Исландия – одна из самых организованных команд, которые я видел за полтора года, и с ней придется нелегко…

Начну с того, что в группе нам попались соперники, играющие в разный футбол. Первый матч провели с Португалией, которая возглавляет рейтинг ФИФА. Эта команда действует в остроатакующей манере, хорошо контролирует мяч, к тому же она выступала на своем поле. Так вот, в этой игре нам не удались лишь первые 15 минут, да и то вследствие стартового мандража. А в дальнейшем мы не только играли на равных, но и минут тридцать как минимум доминировали на поле, имели два стопроцентно голевых момента – увы, не удалось их реализовать.

Следующий матч – с типичным представителем британской школы, Северной Ирландией, чьи футболисты выступают за такие клубы, как «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити». Одни названия, казалось бы, должны внушать пиетет. А мы в первом тайме делали с ними все что хотели!

Португалия использует схему 4–3–3, ирландцы – 4–4–2. А исландцы – 8–2! Восемь человек в защите, один в середине поля и один – впереди. Причем этот нападающий, Сигторссон, забивший нам четыре мяча, – быстрый и очень квалифицированный игрок. Недаром мне уже звонил президент одного из московских клубов и говорил, мол, «мы за ним давно следим, стоит ли его покупать?» Мой ответ, наверное, напрашивается сам собой.

К сожалению, кассета с записью игры исландцев попала ко мне очень поздно – всего за три дня до турнира. И мы не успели подготовиться к матчу с ними досконально. В любом педагогическом процессе мало проговорить футболистам, какие задачи они должны выполнить на поле. Сначала нужно смоделировать на тренировке простые ситуации, которые обычно предлагает тот или иной противник, потом игровые, потом провести спарринг. Будь у меня эта практика, проведи мы весь этот цикл, а потом точно так же оконфузились бы против исландцев – тогда я мог бы без оговорок предъявить претензии к ребятам. Здесь же, получается, нужно копаться в себе.

5:1 В НЕ САМОМ ЛУЧШЕМ ТАЙМЕ

– Если бы речь велась о взрослой команде, к этой игре идеально подошло бы определение «Порядок бьет класс». Но применимо ли к 17-летним ребятам понятие «класс»?

– Индивидуальное технико-тактическое мастерство – да. Но ни в коем случае не класс, не превосходство по сумме опыта и мастерства. Да и психика 17-летнего подростка еще не сравнима с профессионалом. Вот и наши ошибки в обороне лежат, скорее, в области психологии, чем тактики. Скажем, в середине первого тайма я выпустил на поле свежего защитника Пронькова, парня ростом 1 метр 93 сантиметра, действовать против Сигторссона, с конкретной инструкцией: бороться с ним пожестче, подальше от ворот, чтобы в чувство его привести – он уже два мяча к тому времени забил. Двум другим защитникам дается команда – играть на подстраховке. И что? Идет длинная передача на этого форварда, Проньков борется – и скидывает мяч головой ему в ноги. Тот убегает один на один. А те двое, что должны были страховать, стоят и смотрят! О какой тактике здесь можно говорить? Вопрос в первую очередь психологии. Как будто в прострации оказались: встали и ждали, что будет дальше.

А еще в первом тайме каждый наш игрок, начиная с центрального защитника и заканчивая нападающими, пытался вывести своего партнера один на один. То есть из любых позиций, из любых положений шла передача вперед – и мяч либо становился добычей вратаря, либо уходил за линию. Весь тайм, пока вынимали мячи из ворот и несли к центру поля, пытался докричаться до ребят: подержите мяч, покатайте, разведите на фланги. Потому что центр у исландцев был плотно насыщен, а на флангах у них не столь квалифицированные футболисты. И только когда выпустили после перерыва свежего игрока на фланг и объяснили, что не нужно торопиться с развитием атак, у нас пошла правильная игра.

Поэтому второй тайм этой встречи я предпочитаю рассматривать отдельно. Мы выиграли его – 5:1, могли забить еще два-три мяча. И самое главное – не сдавались, не хамили, не повели себя, как когда-то наши чуть более старшие товарищи. Для меня это очень отрадный факт, и я не сомневаюсь, что из этих ребят человек семь обязательно будут выступать на высоком уровне. И они не станут считать до игры деньги и очки, как это принято сегодня.

– В таком случае, какой из шести таймов, проведенных вашей командой на этом турнире, получился самым цельным, самым успешным, что ли, по качеству игры, по выполнению установки?

– Однозначно – первый с Северной Ирландией. Его мы провели так, как задумывали изначально: за счет тактических маневров создавали свободные зоны, откуда проводили позиционные атаки. Неплохую вторую половину провели с Португалией. Второй тайм с Исландией? Пожалуй, не назову. В нем было много технического брака, исландцы имели еще два хороших момента, тот же Сигторссон убегал один на один и мог забить седьмой гол…

ДЕФИЦИТ КУЛЬТУРЫ

– Когда перед началом турнира стало известно, что сборная лишилась двух ключевых игроков обороны, промелькнула мысль: неужели у нас и в этом возрасте дефицит квалифицированных защитников?

– Этот дефицит есть, по-моему, во всех возрастах, а левого защитника вообще нет в стране. Единственный, кого я знаю, – паренек 1991 года рождения из «Спортакадемклуба». Хороший защитник, которого можно уже сейчас ставить даже в команду мастеров первой лиги. А так – серьезные проблемы. Потому что игра в защите – это не только индивидуальные качества, а взаимосвязи, понимание игры. Этого не хватает нашим защитникам в целом, и этого же не хватило нам в игре с исландцами.

Но самая большая потеря сборной – опорный полузащитник Вавилченков, в лице которого мы потеряли не только организатора игры, но в первую очередь лидера команды. В его отсутствие не нашлось человека, который бы в трудный момент завел и повел за собой партнеров. Этим пришлось заниматься в перерыве, одновременно с внесением коррективов. Кстати, мне интересно было бы узнать у ребят, что они услышали в тот момент. Мне это даже больше нужно, чем их сегодняшние признания. Потому что, уверен, каждый из них услышал то, что хотел услышать. Кто-то воспринял слова «давайте играть как при ничейном счете». Другие – что, мол, позор терпим не только мы, но и наши близкие, родные, и вся 145-миллионная страна, которая сейчас играет со страной, где селедка, гейзеры и 800 тысяч населения вместе со всеми островами. Иные наверняка поняли только игровую установку…

– А можно ли сравнивать качество подготовки этих ребят с предыдущими поколениями, когда говорили, что у нас развал детского футбола?

– Качество подготовки футболистов у нас растет, могу сказать однозначно. Сейчас, особенно в созидании, игроки прибавляют очень сильно. То есть в линии атаки есть немало игроков думающих, обладающих техническим арсеналом. А вот тех, кто умеет играть без мяча, не так много. Почему? У нас просто отсутствует такая культура игры. Поэтому в России, на мой взгляд, помимо защитников есть еще одна дефицитная позиция – опорный полузащитник. Футболист, который любит выполнять большой объем работы, при этом грамотно читает, понимает игру, оказывается в той позиции, где нужно, до того, когда туда придет мяч, и правильно открывается под передачу. То есть не его находят пасом, а он сам ищет игру и заранее идет в ту зону, где нужно получить этот пас. И дефицит этот связан с тем, что российский футбол еще не достиг такого уровня понимания культуры игры.

Вот вам пример: приехал Риксен в «Зенит» и пару раз на тренировках сделал передачу в свободную зону, в которой… никого не оказалось. Но тренер не предъявляет ему претензий, потому что Риксен сыграл так, как его учили в Голландии. Просто в России этого пока не понимают. То же самое говорил и Влад Радимов, когда на первых порах пытался играть в правильный в его понимании футбол – а его не понимали.

Вот когда у нас у всех будет это правильное понимание, тогда и можно будет сказать, что российский футбол делает шаг вперед.

ФУТБОЛИСТЫ РАСТУТ ОТ ПОБЕД

– Вы продолжите работу со сборной?

– У меня контракт до конца года, но буду ли я дальше работать, зависит не совсем от меня. На следующей неделе состоится встрече с Виталием Мутко, пройдет заседание технического комитета РФС, посвященное нашим выступлениям, – тогда и будет дан ответ на ваш вопрос.

– Если он окажется положительным, когда вы с командой в следующий раз соберетесь вместе?

– У нас есть три месяца на то, чтобы прийти в себя и поработать над своими ошибками. Ближайший турнир – Черноморские игры. Там нашими соперниками будут такие сильные команды, как Украина, которая выиграла свой отборочный турнир, Турция, которая в группе на равных билась с Голландией (а Голландия, поверьте мне, одна из самых сильных команд этого возраста, и – мой прогноз – она обязательно дойдет до финала чемпионата Европы). Черноморские игры состоятся в июне, мемориал Гранаткина – в январе, и отборочный турнир чемпионата Европы для 19-летних стартует осенью следующего года.

– Не могу не спросить напоследок: что было бы ценнее для вашего тренерского опыта – проиграть 5:6 или, скажем, выиграть 5:1?

– Ценнее всего? 6:6 с решающим голом на последней минуте. Потому что футболисты растут от побед – таково мое тренерское воззрение, и подтверждение ему я вижу на примере колывановских ребят, которые начали возвращать и себе, и всем нам дух победителей и уверенность в себе. Да, согласен, за одного битого двух небитых дают, но – не до такой степени битого…

Евгений ЗЫРЯНКИН. «Футбол. Хоккей», 03.04.2007

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru