Сборная России по футболу. Новости. Александр Мостовой.
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

 

СБОРНАЯ РОССИИ' 2006

НОВОСТИ

АЛЕКСАНДР МОСТОВОЙ: АЛЕНИЧЕВ НЕ ПОВЕРИЛ МОИМ СЛОВАМ

Царь. Такое прозвище получил Александр Мостовой, играя за «Сельту» из Виго. Талантливый игрок, чемпион СССР 1987 года в составе «Спартака», победитель молодежного чемпионата Европы 1990 года, относился к поколению «золотой молодежи» 90-х. Но даже такой игрок ушел из футбола не по своей воли, а пав жертвой интриг и с тяжелым сердцем. Его ситуация чем-то напоминает историю с Аленичевым, а потому мнение Мостового наиболее интересно.

АЛЕНИЧЕВ НЕ ПОВЕРИЛ МОИМ СЛОВАМ

– Александр, вы в курсе проблем Дмитрия Аленичева?

– В общих чертах.

– Как бы вы оценили последнее решение «Спартака» разорвать контракт с игроком?

– Начну с того, что на чемпионате Европы в Португалии в 2004 году мы жили с Димкой в одном номере и он был свидетелем моей истории. Дима первым узнал о решении тренера о том, что меня попросили уехать и был просто в шоке. Он единственный, кто попытался на правах ветерана вмешаться, но там поменять уже ничего было невозможно. Я тогда Аленичеву говорю: «Дим, ты будешь следующим. То, что у нас происходит с ветеранами, это уже тенденция». Вспомните, как в последний момент отцепили от сборной Онопко. Я и предупредил Диму: «Готовься». Он, конечно, не воспринял мои слова всерьез. «Да ладно, я сейчас в «Спартак» возвращаюсь, домой, в родной клуб. Там все будет хорошо». И вот как вышло.

– Вы считаете, Аленичев поступил правильно, выступив в «Спорт-Экспрессе»?

– Я не читал того интервью и не знаю ситуацию в команде изнутри, только отдельные вещи в пересказе. Если говорить об игре «Спартака», о том, что не было своего лица – это факт, но, с другой стороны, результат – второе место. Видимо, Дима знал больше, поэтому не выдержал.

– Как бы вы действовали на месте Аленичева?

– Может быть, я не стал делать заявления в такой резкой форме. Даже после чемпионата Европы я ни одного плохого слова про Ярцева не сказал. Только одно: жизнь все расставит на свои места. Хотя тот же Ярцев в выражениях не стеснялся: мол, я и футболист никакой, и не звезда. Достаточно обидные вещи.

ТОЛЬКО У НАС ТАК ПРОВОЖАЮТ ИЗ ФУТБОЛА

– На ваш взгляд, Дмитрий заслуживает прощального матча?

– Конечно. Так, как у нас, никто не провожает своих футболистов, ни в одной стране представить такое невозможно. Кого у нас удостоили почестей? Черенкова и то как-то скомкано: провели матч, подарили мячик, и все.

Все-таки выступление в печати не самое страшное прегрешение. Главное, какой человек на поле. Все, что рядом, – эмоции. Можно было на время вывести Диму из состава, а потом обязательно вернуть.

– Вы бы приехали на прощальный матч?

– Я бы приехал, если бы состоялся прощальный матч Мостового и Аленичева (смеется). А если серьезно, с удовольствием поучаствовал бы в такой игре, потому что с уважением отношусь к Диме.

– Сил на весь матч хватит?

– Я в очень хорошей форме. Играю с друзьями в футбол, в теннис. Вес у меня рабочий. И по-прежнему азартен. С детства не люблю проигрывать. В любом матче стараюсь принести команде максимальную пользу.

– То есть вы готовы вернуться в большой футбол?

– У меня этим летом было предложение, но я отказался. А буквально на днях звали в мини-футбольный клуб из Виго, но тоже, по личным причинам, не дал согласия.

В «СПАРТАК» ГОТОВ ВЕРНУТЬСЯ В ЛЮБОМ КАЧЕСТВЕ

– У нас было поколение игроков, и вы входите в их число – настоящих профессионалов, которые пользовались спросом в зарубежных клубах. Сейчас почти никто из российских футболистов за границей не востребован. Теперь отчетливо начинаешь понимать, что вы, по нашим меркам, были настоящей звездой.

– Видите, к сожалению, вы только сейчас это понимаете (улыбается). Я это понял уже давно (смеется).

– Сейчас хороших футболистов даже для сборной не набирается.

– Многие нынешние игроки росли в переходный период, когда все валилось, – это тоже наложило свой отпечаток. Простые примеры. Когда я начинал, рядом были такие люди, которые могли держать мяч в игре, не опуская на землю. Или, наоборот, все делать в одно касание. А сейчас многие даже не знают, как правильно остановить мяч. Это, конечно, деталь и не вина ребят. Не у кого им было учиться.

– А чем вы сейчас занимаетесь?

– Ничем особенным.

– Просто отдыхаете?

– Да. Нахожусь в Испании.

– Отдыхать не устали?

– Работать хочется. Это точно.

– Так в чем же проблема?

– Нет конкретных предложений из России. Я всегда хотел остаться в футболе. В каком качестве? Мне трудно сказать. Надо попробовать разные профессии, чтобы понять, какая тебе подходит. Но везде надо иметь знакомства, чтобы кто-то тебя порекомендовал. У меня таких завязок нет.

– А «Спартак»?

– С удовольствием поработал бы в клубе – и в дубле или в каком-то другом качестве. Но когда у меня закончился контракт с «Сельтой», спартаковцы к себе не позвали. Я же всегда рад любому предложению из родного клуба.

– А вариант Тихонова, Бесчастных, Парфенова, которые играют в команде первого дивизиона, вы для себя исключаете? Сделать как бы переходный этап от большого футбола к тренерской или другой работе.

– До чемпионата Европы в Португалии у меня было много предложений. В том числе одно из них из России – из «Динамо». Но, к сожалению, эта история на чемпионате Европы мне очень навредила.

– Не жалеете, что случилось недопонимание на ЧЕ-2004?

– Жалею об одном, черное пятно, которое на меня поставил главный тренер, очень мне навредило в дальнейшей футбольной карьере. Я же после чемпионата Европы собирался как минимум года два поиграть – у меня были и силы, и желание. Если помните, я тогда согласился на контракт с «Алавесом», но личные проблемы помешали сыграть за этот клуб.

А возвращаясь к ситуации на чемпионате Европы, еще раз скажу, что там все было раздуто. Вот мы с вами сейчас общаемся, и вы можете придумать любой заголовок. Допустим, «Мостовой обижен на вредного Ярцева». А я ведь такого не говорил, и мне начнут звонить, спрашивать: это правда? Я буду опровергать, но что толку.

– В «Спартаке» теперь уже другие хозяева. Может быть, они не знают о вашем желании, прочитают и пригласят.

– Может быть, может быть. Но, мне кажется, у нас все места уже заняты (улыбается).

– Думается, вы бы и как игрок нынешнему «Спартаку» не помешали.

– Ну… Мне 38 лет. Хотя Мальдини играет в этом возрасте и никому не уступает. Так что этот вариант из области фантастики. Хотя, кто знает…

ЛОВЧЕВ, ПИСАРЕВ И ПАРФЕНОВ ВЕРЯТ, ЧТО ПРОЩАЛЬНЫЙ МАТЧ СОСТОИТСЯ

«Ф+Х» пообщался с ветеранами «Спартака» разных лет. Многие из них возмущены тем, как «Спартак» попрощался с Аленичевым. И тем не менее они верят, что руководство красно-белых все-таки организует прощальный матч Дмитрия.

Евгений ЛОВЧЕВ, защитник «Спартака» 1970-х годов:

– Я двумя руками за прощальный матч Аленичева. И призываю вас и всех журналистов: давайте поднимем такую волну, после которой «Спартак» просто не мог бы отказаться от этой идеи. Красно-белому клубу тоже надо выходить из этой истории с этой честью. Ведь ее начало было четко по бизнесу: «Кто не с нами, тот против нас». А ведь в «Спартаке», который создавали братья Старостины, еще существует своя аура, потому что там работают Шавло, Черчесов, потому что для Федотова не чужд спартаковский дух, несмотря на то, что он играл в ЦСКА. Такой финал был бы лучшим выходом для «Спартака» во всей этой истории. И в конце концов приходится думать и о настроениях болельщиков. Это даже не Димке больше нужно, а нам всем. Это очищение. Дима-то сам чист перед футболом. И я уверен, что ему еще рано заканчивать с футболом. Это преждевременная тема. Его всей этой шумихой подталкивают, чтобы он завершил играть. Позиция закончить карьеру в «Спартаке» – красивая, нормальная, так же как и вернуться туда старшим тренером. Она лишний раз подчеркивает искренность Аленичева, когда тот давал нашумевшее интервью. Его не могли не задеть слова Федуна, что, мол, «Спартак» не будет больше подписывать соглашения с 30-летними футболистами, потому что они идут на свой последний контракт. И он выступил. Но уверяю вас, у нас в стране такой недобор футболистов, которых надо учить и учить играть, что впору за голову хвататься. Не сомневаюсь: от Димы как от игрока и сегодня была бы большая польза. Вспоминаю, как я заканчивал – тоже, кстати, не без скандалов. И вот повзрослев, я понял, что на самом деле надо играть, пока коленки не сотрутся. Это лучшее время, когда ты футболист и играешь в футбол. Иногда проигрываешь, иногда выигрываешь, иногда травмы получаешь – но это время лучшее. В отличие от тренерского. Быть наставником – это сердечные приступы, о которых многие не рассказывают, это постоянные стрессы. И я советую Диме оттянуть это время как можно дольше. Кстати, со слов другого бывшего спартаковца Валерия Шмарова, который недавно общался с Аленичевым, тот пока еще не решил, что ему делать.

Вагиз ХИДИЯТУЛЛИН, защитник «Спартака» 1980-х годов:

– Дима, несомненно, достоин прощального матча. Убежден, что такая игра состоится. Димка соберет друзей, ему устроят нормальные проводы. Но главное не это. Главное – чтобы он передавал тот опыт, который накопил, подрастающему поколению. Он должен понять, что его футбольная жизнь только начинается. А вообще уйти красиво мечтает каждый футболист. К примеру, Дасаев, наверное, тоже хотел бы попрощаться со «Спартаком» по-другому. Но в сердцах болельщиков он все равно останется великим Дасаевым. И Аленичев останется великим Аленичевым.

Николай ПИСАРЕВ, нападающий «Спартака» 1990-х годов:

– Надеюсь, что идея организовать прощальный матч Аленичева найдет свое воплощение. Лично я бы принял участие в подобной игре с громадным удовольствием. Хотя у нас мало кого провожают. Почему, не знаю. Но в случае с Аленичевым, надеюсь, все будет по-другому. А вообще мне очень неприятно, что блистательная карьера Дмитрия завершилась именно так. Думаю, что он вполне мог усилить состав какого-нибудь московского клуба. В любом случае, в футболе Аленичев оставил очень яркий след – можно сказать, что он выжал максимум из имевшихся возможностей. Его путь в футболе – пример для многих мальчишек.

Андрей ТИХОНОВ, полузащитник «Спартака» 1990-х годов:

– Я бы, конечно, хотел, чтобы Аленичева проводили достойно. Но очень сомневаюсь, что «Спартак» решит организовывать прощальный матч Димы. Просто закончит, и даже спасибо ему не скажут. К сожалению, Дима – один из многих, кого проводили из «Спартака» подобным образом, то есть никак. Увы, пока руководители у нас никак не научатся расставаться с футболистами по-человечески. Игроки никак не застрахованы. А клубное руководство что хочет, то и творит.

Андрей ПЯТНИЦКИЙ, полузащитник «Спартака» 1990-х годов:

– Аленичев, вне всяких сомнений, заслуживает прощального матча. Он столько лет отдал красно-белым, причем был в команде не на задворках, а на ведущих ролях. В «Спартаке» ведь сидят разумные люди, которые должны понимать, что все его высказывания были адресованы не клубу, а конкретному тренеру. В конце концов, человек отдал команде свое здоровье. И в сердце у него – только «Спартак», недаром Дима заявил, что решил закончить с футболом, именно будучи игроком красно-белых.

Дмитрий ПАРФЕНОВ, защитник «Спартака» 1990–2000-х годов:

– Удивительное дело: руководители в «Спартаке» меняются, а стиль расставания с игроками остается одним и тем же. Грустный такой стиль, неприятный. Будет очень жаль, если Дима действительно завершит карьеру, как он об этом заявил. Я очень надеюсь, что он все-таки одумается и еще поиграет. Хотя, зная Димкин характер, полагаю, что своего решения он уже не изменит. Было бы здорово, если бы руководство «Спартака» организовало его прощальный матч.

ЮРИЙ СЕВИДОВ: К СОЖАЛЕНИЮ, У НАС ЗЛОБНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ

– Я понимал, что история с Аленичевым завершится именно таким образом. К сожалению, знаю наших злобных руководителей, их корпоративность. Но, если быть до конца честным, и Дима поступил немного неправильно.

Существует большая футбольная семья. Что-то незаконное – договорные матчи, подкупы судей – не стоит замалчивать. Но, когда разговор идет о внутрикомандных делах, об отношении тренеров и футболистов, о взглядах на футбол тренера, то, как правило, лучше промолчать. Аленичев решил, что он понимает игру лучше, чем Старков, потому что был в классных командах, именит, является обладателем кубка УЕФА, Лиги чемпионов. Вот и надо весь опыт применить после того, как станешь тренером. Ни один игрок не имеет права диктовать тренеру свои условия.

Тренер – главнокомандующий на войне. И если один будет давать приказ – направо, другой – налево, то битву не выиграть. Да, Аленичев был прав во всех своих сомнениях. Все-таки надо понимать: где Аленичев, а где Старков. Я целиком за Диму. Но, подчеркну еще раз, выносить все это дело в прессу – чересчур.

Для начала стоило пойти к руководству и все объяснить. Если бы он действовал именно так – начал с Шавло, потом Федун, – вопрос решился бы совсем по-другому. Но его кто-то спровоцировал, и я даже знаю кто – один из журналистов, работавший ранее в «Спартаке». Во всяком случае, он Диму не остановил.

Выступление стало неожиданностью для боссов «Спартака». Любой бизнесмен привык работать так, чтобы чувствовать себя хозяином, а когда с ним не советуются, его это задевает. Получается, Аленичев выступил против системы. И все руководители клубов решили, если это один раз простить, то завтра в другой команде кто-то выступит, послезавтра появятся еще какие-то откровения. Я уверен, что после «бомбы» Аленичева все президенты клубов собрались и негласно договорились: этого игрока никуда не приглашать. Дима попал в жернова системы, которая его перемолола.

А ведь даже после выступления все можно было решить по-другому. Надо было вызвать Дмитрия, объяснить ему ситуацию: ты выступил публично и также публично надо извиниться за то, что вышел с внутренними проблемами на страницы прессы.

Насчет прощального матча скажу следующее. Время лечит. Надо взять паузу и где-нибудь в мае следующего года поднять этот вопрос. Возможно, «Спартак» сам дозреет. Аленичев – самый именитый игрок нашего футбола. Он более чем кто-либо заслуживает прощального матча. И мы должны его проводить соответственно его заслугам.

Станислав ПАХОМОВ. «Футбол. Плюс. Хоккей», 18.09.2006

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru