Сборная России по футболу. Новости. Александр Бородюк.
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

 

СБОРНАЯ РОССИИ' 2006

НОВОСТИ

АЛЕКСАНДР БОРОДЮК: НАШИ РЕБЯТА НЕ СЛАБЕЕ НИ АНГЛИЧАН, НИ ХОРВАТОВ

Главный тренер молодежной сборной и ассистент Гуса Хиддинка в национальной команде рассказал корреспонденту "Спорт уик-энда" о том, почему его сравнили с Михаилом Горбачевым и за что он уважает Павла Садырина.

Во время визита в Санкт-Петербург нового главного тренера сборной России по футболу голландского специалиста Гуса Хиддинка повсюду сопровождал его ассистент Александр Бородюк. Вот только говорить о работе в штабе национальной команды Александр Генрихович отказался наотрез. Зато был достаточно откровенен в разговоре на другие, иногда очень острые темы.

- Вы сейчас выступаете в двух ипостасях. С одной стороны, ассистируете главному тренеру национальной сборной, с другой - руководите помощниками в молодежной. Насколько сложно переключаться с роли подчиненного на начальника и наоборот?

- Главное - работать в коллективе единомышленников. Тогда просто не будет времени задумываться об иерархии. Я полностью доверяю Игорю Копыванову и Виктору Лосеву, с которыми вместе играл и в московском "Динамо", и в сборной СССР. Нас связывают не только профессиональные, но и дружеские отношения. Могу спокойно переключиться на работу с национальной командой, зная, что в молодежной все будет в полном порядке. Что же касается взаимоотношений с Гусом Хиддинком, то пока еще рано о чем-то говорить. Первые впечатления о голландском специалисте самые лучшие. О многом говорит его первое заявление после приезда в Россию: "Все споры и даже конфликты должны оставаться внутри сборной, и не стоит посвящать в них болельщиков и журналистов".

- Будет ли молодежная сборная действовать в таком же ключе, что и национальная?

- У любой команды есть свои задачи, за выполнение которых будут спрашивать с нас. Тем не менее это очень важный момент. Нужно готовить смену для ветеранов главной команды. В ней ведь достаточно много возрастных игроков. Те, кто придет им на смену, должны безболезненно вливаться в состав. Между национальной и молодежной командами должна существовать преемственность. Мы не имеем права терять талантливых ребят на этом переходе.

- Перед молодежной сборной сейчас поставлена задача пробиться на Олимпиаду в Пекине. Поможет ли в этом ваш победный опыт Сеула?

- В той сборной, что выиграла Олимпиаду-88, была совершенно потрясающая атмосфера. Хотя в ней были собраны ребята со всего Союза, распад которого уже надвигался. Создать такую ауру в нынешних реалиях чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Я как-то подсчитал, что на сборах у Анатолия Федоровича Бышовца мы провели около 170 дней. Сдружились, сыгрались, стали понимать друг друга с полувзгляда. Сейчас что в национальную, что в олимпийскую сборные игроки приезжают за 3-4 дня до официального матча. Времени для работы по созданию коллектива, подобного сборной СССР сеульского образца, просто нет. Хотя даже такую сложную задачу решить по силам, если удастся найти взаимопонимание с ребятами.

- Готово ли нынешнее поколение российских футболистов к решению более серьезных задач, чем выход в финальную часть чемпионата мира или Европы?

- Наши ребята могут обыграть любого соперника и могут любому уступить. Менталитета победителей у них пока нет. Нужно закалять их характер, постоянно внушать мысль, что они играют за великую страну.

- Можно ли добиться такого, работая с футболистами, которые, в отличие от игроков вашего поколения, даже не стремятся уехать в сильные европейские клубы?

- Сравнивать же нынешнее поколение с нашим просто бессмысленно. Нет ничего плохого в том, что футболисты в российских клубах зарабатывают сейчас приличные деньги, и те же Аршавин с Кержаковым не стремятся уехать из "Зенита", а братья Березуцкие и Акинфеев - из ЦСКА. Важно привить ребятам умение перестроить что-то внутри себя, когда после клуба они выходят играть за сборную своей страны.

- Признайтесь честно, при нынешних заработках в элитном дивизионе российского чемпионата вы сейчас не уехали бы из московского "Динамо" в "Шальке"?

- Скорее всего, уехал бы. У меня было огромное желание просто посмотреть, что такое бундес-лига.

Установки не напоминали комсомольские собрания

- Вы были первым российским легионером в футбольной Германии. Сложно было перестроиться на новый лад после чемпионата СССР?

- Поначалу для меня было откровением, что к тренировкам надо готовиться так тщательно, как к играм. Сложно было воспринимать установки на игру, причем не только из-за незнания языка. В Германии никто не превращал предматчевые собрания в комсомольские. К футболистам относились, как к профи, которые все понимают без лишних слов. Я достаточно быстро приспособился к этим реалиям. Только от одной привычки, приобретенной в Союзе, избавиться не мог: после матча всегда укладывал форму в сумку и забирал ее домой. Остальные ребята из нашей команды оставляли ее администратору, который привозил выстиранную экипировку на следующую игру.

- Как на это реагировали ваши партнеры по "Шальке-04"?

- Посмеивались. Еще одним поводом для их иронии была моя комплекция: при росте 183 см весил 75 кг. Даже руководители клуба с сочувствием вопрошали: "Тебя что, в России не кормили?" Советовали налегать на еду и набирать вес. В клубе из Гельзенкирхена ценили крепко сбитых игроков, а я под эту модель не подходил. За первые месяцы пребывания в "Шальке" пришлось даже набрать три килограмма веса.

- Вы усиленно питались за счет партнеров или налегали на местное пиво?

- К пиву так и не пристрастился, хотя для немцев это святое. Многие футболисты позволяют себе кружку-другую непосредственно в день игры. Мне это тоже было непонятно. К спиртному, как и к сигаретам, я вообще равнодушен.

- Немецкий язык дался легко?

- Нет, с превеликим трудом. Заговорил только где-то на третьем году пребывания в Гельзенкирхене. Менеджер "Шальке" буквально заставлял заниматься языком. Да я и сам понимал, что без этого карьера в бундеслиге не сложится. Начал смотреть местное телевидение, старался читать газеты - и в один прекрасный момент как прорвало. Поэтому не могу понять тех, кто уже долгие годы играет в чемпионате России, а общается с тренерами, болельщиками и журналистами через переводчика.

- Правда ли, что немецкие болельщики прозвали вас Горбачевым?

- Когда я приехал в Гельзенкир-хен, то в бундеслиге еще существовал лимит на легионеров. Каждого иностранца принимали по-особому и придумывали им прозвища. Последний генсек и первый президент СССР в Германии был очень популярен после падения Берлинской стены и объединения страны. Первые два сезона в "Шапьке" у меня сложились просто фантастически. По итогам одного из них вошел в тройку лучших футболистов бундеслиги, опередив Лотара Маттеуса и совсем немного отстав от Маттиаса Заммера.

- Не хотелось осесть в Германии навсегда?

- Когда позвонил Юрий Павлович Семин и пригласил в "Локомотив", то решение о возвращении в Россию принял без раздумий. Хотя мне тогда было уже 34, и многие в России считали Бородюка экспонатом музея футбольной истории. Да и семья пошла на определенные жертвы. Дочка родилась в Германии, а сын к моменту переезда в Москву по-немецки говорил уже лучше, чем по-русски.

Телевизионный опыт многое дал

- В течение месяца вы были непосредственным участником мундиаля в Германии, комментируя матчи по телевидению. Насколько полезен был для вас этот опыт, и как смотрелся чемпионат с комментаторской позиции?

- Будучи футболистом, я участвовал в двух чемпионатах мира. Полагал, что меня сложно будет чем-то удивить. Однако увиденное в Германии произвело неизгладимое впечатление. Я убедился, что футбол - это действительно социальное явление, способное объединить самых разных по своим убеждениям людей со всего мира. Великолепные стадионы, прекрасная организация, игра в исполнении лучших футболистов мира - это действительно был бесценный опыт.

- Что было наиболее полезным в профессиональном плане?

- Я увидел, как готовятся к матчам футболисты, и очень внимательно проанализировал тактические схемы, по которым действовали лучшие сборные мира. Чемпионат мира очень многое дал мне в плане понимания футбола.

- Профессиональный телекомментатор Илья Казаков, с которым вы вместе вели репортажи, постоянно "провоцировал" вас дать оценку действиям тренеров, а вы тактично уходили от этого вопроса...

- Полагаю, что подобные оценки мог давать Жерар Улье, который в свое время привел сборную Франции к чемпионскому титулу, а сейчас не связан контрактом ни с одной из команд. С моей стороны это было бы, по меньшей мере, некорректно. С первых дней работы тренером я взял себе за правило не обсуждать работу коллег. Нужно отвечать за свою работу. Признавать ошибки, делиться какими-то сомнениями, но и это нужно делать в очень тактичной форме.

- Признайтесь хотя бы в одном: за Хорватией и Англией вы следили более внимательно, чем за другими участниками мирового первенства?

- Безусловно, держал в уме, что с этими командами сборной России предстоит соперничать в ближайшем отборочном цикле за одну из двух путевок на Евро-2008. Мне очень понравились и хорваты, и англичане. Хотя после ЧМ-2006 обе эти сборные изменятся. У хорватов до сих пор нет главного тренера, да и психологически их надломило неудачное выступление в Германии. Они никак не ожидали, что вместе с бразильцами из группы выйдут не они, а австралийцы. Несмотря на это, хорватов нельзя недооценивать. У этой команды есть характер, ее лидеры по-хорошему амбициозны в футбольном плане. В сборной Англии тоже сменился главный тренер, но там бразды правления принял помощник Свена-Ёрана Эрикссона. Он работал с этой командой, знает ее изнутри. Да и с выбором исполнителей у него проблем не будет.

- По силам ли сборной России выполнить задачу выхода в финал Евро-2008?

- Футбол - игра непредсказуемая. Сборная России может обыграть любого соперника, но в то же время и уступить кому угодно. Главное, чтобы наши ребята прониклись мыслью о том, что они не слабее ни англичан, ни хорватов, не говоря уж о других соперниках по отборочной группе.

- В Германии вы прожили не худшие годы своей жизни, свободно говорите по-немецки, и эта страна для вас совсем не чужая. Насколько изменил ее чемпионат мира?

- Германия всегда была футбольной страной, и культ игры ощущался даже в те времена, когда я только дебютировал в составе "Шальке-04". Во время чемпионата мира практически вся страна дышала футболом. Нужно было побывать там и увидеть. После чемпионата мира там остались великолепные стадионы, отличные тренировочные базы, многие из которых будут использоваться для подготовки юных футболистов. Было бы неплохо перенять от немцев все лучшее в плане отношения к игре номер один. Первые сдвиги в этом направлении уже есть.

Клинсманн и Леманн - образцы профессионализма

- В своих репортажах вы очень тепло отзывались о голкипере сборной Германии Йенсе Леманне, с которым вместе играли в Гельзенкирхене. Удалось ли вам пообщаться во время чемпионата?

- Нет, пообщаться не удалось. Я прекрасно понимаю всю значимость турнира, в котором играл Йене, и не счел возможным отвлекать его. С Леманном мы действительно дружны. Он очень тепло относился к моему сыну Антону, даже перчатки вратарские свои ему подарил. Для меня голкипер сборной Германии - образец профессионального отношения к делу. Он сумел вытеснить из основного состава Оливера Кана, одного из самых популярных спортсменов в стране.

- За счет чего ему это удалось?

- Леманн поставил себе такую цель и шел к ней долгие годы. Когда он только начинал карьеру, то за свои деньги нанял тренера, работавшего в свое время с известным немецким вратарем Тони Шумахером. Уже будучи вратарем клуба бундеслиги, Йене не считал зазорным учиться каким-то новым приемам. Получив травму колена, Леманн отправился лечить ее к лучшему специалисту в этой области в Америку. Опять-таки, страховка позволяла оплатить только часть расходов на операцию, и голкипер сборной Германии оставшуюся сумму выложил из собственного кармана. Затем нанял тренера по физподготовке, чтобы восстановиться в кратчайший срок. Безусловно, Леманн был талантлив, но без трудолюбия и профессионализма он никогда бы не сделал такую карьеру, не дошел бы до финала Лиги чемпионов с лондонским "Арсеналом" и не выиграл бы бронзу на чемпионате мира в своей родной стране. Пример Леманна, которому сейчас 36, наглядно свидетельствует: футболист может прогрессировать до самого завершения карьеры.

- Можете ли вы объяснить феномен Юргена Клинсманна, который, не имея тренерского опыта и подвергаясь уничижительной критике на протяжении двух лет работы, за время чемпионата мира стал кумиром Германии?

- Игра немецкой сборной стала одним из самых приятных открытий чемпионата. Феномен Клинсманна объяснил он сам. Да, он никого не тренировал, но он и не пытался учить, а уж тем более - переучивать футболистов "бундестим". Юрген просто нашел общий язык с игроками, объяснил, что он хочет. В свою очередь футболисты (а сборная Германии была одной из самых молодых на мундиале) восприняли идеи Клинсманна. Тренер разговаривал с игроками на равных, и это им очень импонировало. Ребята бились не только за себя, но и за своего тренера и свою страну в каждой игре. Отмечу еще один нюанс: как бы ни критиковали отдельных футболистов в средствах массовой информации, Клинсманн всегда брал их под защиту. А главное, он сумел объединить не только отдельных лидеров команды, которые раньше терпеть друг друга не могли, но и всех, кто был причастен к национальной сборной: менеджеров, массажистов, шофера автобуса.

- Много внимания по ходу чемпионата уделялось тренеру по ОФП, которого Клинсманн привез из США. Он действительно внес такой заметный вклад в успехи сборной Германии?

- Заслуга Клинсманна в том, что он нашел этого специалиста и заставил ребят поверить ему. Этот молодой парень выполнил свою работу профессионально. Вряд ли вы найдете футболиста, который любил бы тренировки по ОФП. Нужно было найти ключик к игрокам, объяснить, что это необходимая часть работы.

Конфликты нужно гасить внутри команды

- Позвольте затронуть несколько щекотливых тем. Говоря о тренерах, с которыми вы работали в бытность футболистом и у которых учились ремеслу, вы никогда не называли Анатолия Федоровича Бышовца, под началом которого завоевали самую почетную награду в карьере - золотую олимпийскую медаль...

- Как-то не было между нами взаимопонимания, при котором мог бы назвать его своим учителем. Отношусь к Анатолию Федоровичу с должным уважением, с удовольствием вспоминаю Сеул-88, но...

- Вы играли на чемпионатах мира в 1990-м и 1994-м. Поколение 90-х было одним из самых талантливых за всю историю отечественного футбола, но реализовать свой потенциал так и не смогло...

- Полностью согласен с этой мыслью. Только сейчас мы смогли в полной мере оценить, каким потрясающим турниром был чемпионат СССР. Играли ведь представители разных школ: закавказской, украинской, в последние годы - литовской. Любая игра требовала полной самоотдачи. В такой обстановке талантливые футболисты росли как на дрожжах. В 80-е годы наши клубы дважды выиграли Кубок кубков, и даже мне в составе московского "Динамо" довелось дважды сыграть в полуфиналах этого турнира. Золото Олимпиады-88 и серебро европейского первенства, проходившего в тот же год, были показателем силы нашего футбола. В полном соответствии с формулой: сильные клубы - сильная сборная.

- На судьбе поколения сказался распад Союза?

- Конечно. Именно в эти годы мы утратили систему подготовки юных футболистов. Мы потеряли два поколения, и последствия сказываются до сих пор. Только сейчас потихоньку начинается возрождение, но появилась новая проблема. В российских клубах огромное количество легионеров, причем зачастую не самого высокого класса. Тем не менее их купили, и их нужно использовать. В такой обстановке молодым российским футболистам очень непросто пробиться. Да, талант всегда найдет дорогу к вершине, да только сколько потерь мы несем на этом пути!

- Видите ли вы пути выхода из этого тупика?

- Решающее слово здесь должно быть за руководителями клубов и РФС. Главное, нужно понять: о развитии футбола - не только в России, но и во всем мире - судят по успехам национальной команды. Оступились испанцы в Германии - и никто ведь не вспоминает, как уверенно выиграла Лигу чемпионов интернациональная "Барселона". Чем скорее мы поймем, что нужно воспитывать свои таланты, тем выше будет престиж российского футбола.

- На ЧМ-90 в сборной СССР начались разборки, связанные с распределением премий, перед ЧМ-94 сборную России расколола небезызвестное "письмо 14-ти" с требованием отставки Павла Садырина. Как, спустя много лет, будучи уже тренером, вы оцениваете эти события?

- Мне тяжело говорить о других. Я не поднимал вопрос о премиальных в Италии, не подписывал письмо, из-за которого многие добровольно отказались от поездки в США. Безусловно, Садырин не заслуживал такого отношения со стороны игроков. Он вывел команду на чемпионат мира, дал возможность ребятам сыграть на самом главном в жизни для любого футболиста турнире. Убежден, что игроков кто-то умышленно стравливал с тренером. Та давняя история еще раз подтверждает: любые конфликты должны оставаться внутри команды. Не следует выплескивать их на всеобщее обсуждение. Это железное для любой команды правило, и клуба, и сборной.

- Тем не менее, даже о вас во время чемпионата мира в США были написаны весьма нелицеприятные строки: "Будучи недовольным заменой в матче против шведов, Бородюк заявил в самолете тренерам сборной, что они испортили его имидж"...

- Не припомню таких слов. Да и слышать их вряд ли кто-то мог. После чемпионата мира я улетал в Германию один, а команда отправилась в Москву. У меня после матча со шведами был разговор с Павлом Федоровичем, но он велся исключительно корректно. Расставаясь, пожали друг другу руки. Мне не в чем себя корить. О Садырине сохранились самые добрые воспоминания. Это был отличный тренер и потрясающий человек, к которому я отношусь с громадным уважением.

Дмитрий ПЕЧЕРСКИЙ. «Спорт уик-энд», 23 и 24.07.2006

У РАДИМОВА ЕСТЬ ШАНС

- Какое впечатление оставил матч "Зенит" - ЦСКА?

- Двойственное. В первом тайме игра была напряженной и в какой-то степени - осторожной. Во втором тайме обе команды прибавили, появилась борьба, но индивидуальное мастерство футболистов, с помощью которого можно забить гол, оставляло желать лучшего. Хотя в целом второй тайм был очень интересный. ЦСКА имел больше моментов, гости играли острее. Питерцы, напротив, старались четко выполнить то задание, которое поставил перед ними тренер, однако сыгранности им еще не хватает.

- Как на ваш взгляд, выглядели "сборники" в матче "Зенит" - ЦСКА?

- Не хотелось бы конкретно называть имена, но некоторые футболисты сыграли очень достойно и очень понравились главному тренеру. Однако некоторые позиции вызывают у него сомнения.

- Был ли у вас разговор с Гусом Хиддинком по поводу данной игры?

- Да. Он и в интервью сказал, что первый тайм получился осторожным, а во втором - темп игры был не очень высоким.

- Будут ли появляться в сборной новые игроки или же команда будет играть прежним составом?

- Гус Хиддинк выразил в СМИ свое мнение по этому вопросу. Он хочет обратить внимание на ряд молодых футболистов. Прежде всего, посмотреть, как выглядят игроки молодежной сборной. Ну и об опытных исполнителях не забыть.

- Президент РФС отметил хорошую игру Радимова. Как вы считаете, есть ли у него шанс вернуться в сборную?

- Вне всякого сомнения. Владислав - опытный игрок, достаточно квалифицированный. Все будет зависеть только от него. В матче с ЦСКА он сыграл очень хорошо, но так должно быть в каждом матче. У нас ведь есть расширенный список кандидатов.

Вадим ФЕДОТОВ. «Спорт уик-энд», 24.07.2006

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru