Сборная России по футболу. Новости. Вагиз Хидиятуллин.
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

 

СБОРНАЯ РОССИИ' 2006

НОВОСТИ

ВАГИЗ ХИДИЯТУЛЛИН: ЧТОБЫ БЫТЬ ПЕРВЫМИ, НАДО ЖИТЬ ЭТИМ...

Вагиз Хидиятуллин

Знаменитый защитник сборной СССР по футболу Вагиз Хидиятуллин готовился еще к ЧМ-82, а сыграл на мировом первенстве только спустя восемь лет. После европейского серебра 1988 года ехал в Италию за результатом, гарантирующим прибавку в клубном контракте, а вернувшись, получил "скидку".

РОКОВАЯ ТРАВМА

- Ваш футбольный век включил в себя три чемпионата мира. Как получилось, что, начав в составе сборной отборочный цикл 1982 года, вы не сыграли ни в Испании в 82-м, ни в Мексике в 86-м?

- По ходу отборочных игр к испанскому первенству я перешел из "Спартака" в ЦСКА. Константин Бесков, по совместительству возглавлявший и сборную СССР, заявил по этому поводу: "Если ты предал клуб, то предашь и сборную", - и вывел меня из ее состава. А в сборной тогда было играть одно удовольствие: "шарашила" она всех подряд. Когда пришло время объявить заявочный список, руководивший нашим футболом Вячеслав Колосков по впечатлениям от игр чемпионата страны настоял, чтобы меня взяли в Испанию. Накануне отъезда нам устроили закрытый матч первого и второго состава сборной. Его последняя минута оказалась для меня роковой: в столкновении с Федором Черенковым получил разрыв крестообразных и боковых связок. Эта травма оказалась первой и последней серьезной в моей жизни, но роковым образом повлияла на всю карьеру.

- Но у Черенкова репутация игрока, который и мухи не обидит!

- Хирурги, делавшие мне операцию, подтвердили, что Черенков ни при чем: объяснили, что эти связки у меня давно стесались, и подобную травму я мог схлопотать, даже просто спускаясь с лестницы. Просто моя передняя четырехглавая мышца была настолько сильной, что держала колено, выполняя и функции связок.

- Сильно переживали?

- Еще бы! Да вся команда расстроилась, тем более что из-за травм выбыли уже и Леонид Буряк, и Давид Кипиани. Вместе со мной получается трое из костяка сборной.

- Почему же вы все-таки поехали на чемпионат мира?

- Сыграл свою роль все тот же русский "авось": а вдруг заживет? Уже через четыре дня нам играть в Севилье с Бразилией. Вышел на разминку, жара страшная, нога не слушается. Бесков говорит: "Давай Бразилию пропустим. Готовься к следующей игре". Но с каждым днем мне становилось все хуже, и когда сборная, выйдя из группы, переехала в Барселону, я вернулся в Москву.

- Уж раз мы начали издалека: зачем Бесков, до того единолично возглавлявший сборную, согласился на тренерский триумвират вместе с Валерием Лобановским и Нодаром Ахалкаци?

- До сих пор не могу понять. Все равно все шишки сыпались на него. Вспоминаю, как они с Лобановским спорили насчет состава на очередной матч, а Ахалкаци помалкивал. Спрашиваю ребят-грузин: "А чего Нодар Парсаданович не определяет состав?" Они в ответ: "Он нам сказал, что придерживается русской пословицы: если двое дерутся, третий не лезь".

ВМЕСТО ВЕДЕНИЯ МЯЧА - ВОЖДЕНИЕ ТАНКА

- Что вам помешало сыграть на чемпионате мира спустя четыре года?

- В ЦСКА мне вскоре стало настолько "уютно", что попросил о демобилизации. Резолюцию по тем временам получил адекватную - направление в танковую часть Новограда-Волынского Житомирской области. Год пришлось осваивать не ведение мяча, а вождение танка. Командующий округом генерал Беликов, узнав о моей передислокации, был очень доволен, пригласил в львовский СКА "Карпаты". Но когда я по прошествии двух лет службы написал прошение о желании вернуться в "Спартак", то был отправлен назад в часть.

- Как же вам удалось вырваться на волю?

- Исключительно своими силами, но это отдельная история. В 1986 году Бесков принял меня назад в "Спартак", когда чемпионат мира был уже на носу. Обо мне подзабыли, кто-то даже считал, что я закончил с футболом.

- Но уже в сентябре вы сыграли в отборочном матче очередного чемпионата мира с Исландией.

- В тот момент "Спартак" был в двух шагах от очередного чемпионского титула, и я вновь играл в команде не последнюю роль. Один из первых матчей после возвращения провел в Лужниках против киевского "Динамо" при 100 тысячах зрителей, забил Виктору Чанову единственный гол со штрафного и вообще на эмоциях сыграл здорово. После этого Лобановский вернул меня и в сборную.

- Чем памятен отборочный турнир к ЧМ-90?

- Пропустил в нем всего два матча. Стартовали мы спокойно, уверенно, в первом круге потеряли лишь очко после ничьей с Исландией - 1:1.

- Вам не кажется, что остальные соперники - Австрия, Турция, ГДР, - которых сборная СССР победила в первых матчах, были посильнее Исландии, в итоге замкнувшей таблицу отборочного турнира?

- Согласен, но у каждой команды бывают свои камни преткновения. На пути к ЧМ-82 мы отвалтузили дома эту Исландию - 5:0, а позже что-то вдруг заклинило. Исландцы - все как на подбор здоровенные, под метр 90, как встанут стеной в обороне - на телеге не объедешь. Мы могли забронировать путевку в Италию еще в начале октября, но расслабились и проиграли в гостях сборной ГДР - 1:2, после чего должны были побеждать дома Турцию. Матч назначили в Симферополе, и после того, как нам показали обрезанные, раскорчеванные виноградники - результат борьбы с пьянством нашего партийного руководства во главе с Горбачевым и Лигачевым, - настроение было не из лучших. А каждому игроку турецкой сборной, которая в случае победы в этом матче и поражения австрийцев от ГДР выходила вместе с нами в финальный этап, было обещано по 70 тысяч долларов (по тем временам серьезные деньги), а также квартиры и дома в Стамбуле и Анкаре. Турки бились насмерть, но Протя (Протасов. - Прим. П.А.) в последние полчаса забил им два гола, и мы, победив - 2:0, выиграли отборочный турнир.

ПОД КОПИРКУ ДВУХЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

- Как вы оценивали свои шансы в финальной части мирового первенства?

- А как вообще в Европе, в мире могли оценивать шансы сборной СССР после серебра на чемпионате континента и золота Олимпиады 1988 года? Правда, по ходу игр в Италии у нас сложилось мнение, что в руководстве мировым футболом решили: дали вам порезвиться и хватит, подвиньтесь, другим тоже хочется.

- Что же вас навело на такие мысли?

- Например, судейство. В матче с румынами пенальти нам дали, когда я нарушил правила и на сантиметр не заступив в штрафную. Марадона в следующей игре с Аргентиной рукой выбил мяч, летевший в пустые ворота, и не был наказан. Разгромив в последнем матче Камерун - 4:0, мы могли рассчитывать на выход из группы, если бы в матче Аргентина - Румыния выявился победитель, но ничья открывала дальнейший путь обоим соперникам, и получилось как по заказу.

- По-вашему, сборная СССР в ЧМ-90 заслуживала лучшей участи?

- Первые два матча дались нам очень тяжело, но на то были свои причины. Чтобы понять их, надо вернуться к чемпионату Европы-88. Серебра тогда от нас не ждали, но на заключительном этапе мы выглядели, считаю, блестяще. Команда подобралась на редкость сплоченная - кровь с еще непрокисшим молоком, редкий сплав молодости и опыта. Даже то, что после операции я слегка приволакивал ногу, не сказывалось. А представляете, что было бы, если бы еще и нога была в порядке! С тех пор прошло два года. Чемпионат мира проходил примерно в те же сроки, что и предыдущее европейское первенство. И готовились мы к нему почти под копирку двухлетней давности. Но уже после первых дней почувствовали: что-то в нашем игровом механизме не то.

- Наверное, сыграл роль возраст - вы же стали на два года старше?

- И это сказалось, но главное было в другом. В 1988 году сборная состояла из участников чемпионата СССР, находившихся на одинаковом уровне готовности. Теперь же многие из нас приехали в сборную из зарубежных клубов, после только-только завершившегося напряженного сезона. Александра Заварова так просто пришлось в чувство приводить, настолько он был выжат. Его готовили по индивидуальной программе. Ринат Дасаев, не привыкший в "Спартаке" пропускать по 40 мячей за сезон, приехал из "Севильи" не в лучшем моральном состоянии. Мы еще подтрунивали над ним: "Теперь-то ты понимаешь, с какими выдающимися защитниками раньше играл?" В общем, собрались все в разном игровом, физическом, психологическом тонусе. И чувство единения, которое нас подняло на пьедестал Евро-88, пропало. Мы понимали, что без него нам труба, но, как вернуть утраченное, никто не знал. Я еще до начала игр начал переживать: это же мой первый и последний чемпионат мира, надо же было до такого дожить, чтобы испытать не радость, а разочарование.

ПОТОЛОК - ЗАРПЛАТА ПОСЛА

- А игроки сборной понимали, что успех на ЧМ-90 для одних может стать ступенькой на пути к серьезному зарубежному контракту, а для других, у кого он уже был, к заключению нового соглашения на более выгодных условиях?

- Конечно, ребята, особенно те, кто помоложе, связывали с чемпионатом большие надежды. Итоговый результат сборной СССР многим испортил карьеру. Мне, например, по возвращении во французскую "Тулузу" заявили: контракт с тобой мы продлеваем, но, извини, прежних условий ты уже не получишь.

- Платили-то там, наверное, все равно неплохо?

- Первый контракт, где значилась зарплата 30 тысяч долларов - сказочные деньги для советского футболиста, - я подписывал через "Совинтерспорт". Из этих денег 29 тысяч отдавал государству а на житье оставалась тысяча. Жил, правда, на всем готовом - питание, горючее для машины... На вопрос, почему такая несправедливость, следовал ответ: вы не можете получать больше нашего посла, у которого оклад 1200 долларов.

- А Лобановский чувствовал, что игроки уже не те, что два года назад?

- Наверняка, он же был опытным тренером. Но изменить себе не мог. Хотя мы, повторяю, собрались в разном состоянии, он предложил нам ту же программу что и при подготовке к европейскому первенству: сплошная беготня, как и два года назад. Исключения делались минимальные - для Заварова и еще для кого-то. Остальные пахали в общей группе. Наши тренеры впервые столкнулись с проблемой, которая существует и сегодня. Ведь раньше они могли собрать команду за месяц до начала чемпионата мира или Европы и планомерно готовить ее. Советский футбольный календарь составлялся под интересы сборной. А тут максимум неделя на сборы - и вперед! И это тогда, когда одних игроков нужно гонять, другим - отпускать нагрузки, а третьих - просто реанимировать! Настоящая головоломка для тренеров!

- Вспоминали опыт чемпионата Европы?

- Тогда первые игры сложились для нас очень тяжело, потому что накануне он гонял нас на тренировках как сидоровых коз. Голландцы буквально возили нас мордами по полю, но мы устояли и добились нужного результата - 1:0. Потом еле-еле сравняли счет в матче с Ирландией - 1:1. Но Лобановский все точно рассчитал, построил подготовку так, что на заключительном этапе первенства мы всех должны были превзойти в физическом отношении. Второе дыхание открылось у нас уже в следующем матче с Англией, из которой мы сделали котлету - 3:1. Потом обыграли Италию - 2:0 - без шансов. В финале уступили голландцам - 0:2, но они тогда были лучшими в мире - Гуллит, Райкард, ван Бастен, Воутерс - одни имена многое скажут.

- В Италии соперники, за исключением Аргентины, на первом этапе у вас были вроде бы не сильнее?

- Мы тоже так думали. И наш главный решил: если выйдем из группы, нас потом до финала хватит. Его помощник Юрий Морозов уговаривал: сбрось предматчевые нагрузки. А тот ни в какую. И против румын мы вышли словно с пудовыми гирями на ногах. Не было того прессинга, которым мы подавляли любого соперника. Потом с Аргентиной этот... Фредрикссон нас сплавил. Не засчитал чистый гол, ни за что выгнал с поля Бессонова. И те и другие были нам по зубам. Не сравнить их со сборной Голландии-88, которой не стыдно было проиграть. Лэкэтуш, что ли, игрок? Да о нем и не слышно стало после чемпионата мира.

- А как же Марадона?

- Это фантастическое явление, самое яркое впечатление от чемпионата. Любого нападающего я мог загнать в свой "капкан", по ситуации выделял ему для маневра такой участок поля, на котором его ждал тупик. А Марадона мгновенно просчитывал мои намерения и ухитрялся повернуть ситуацию так, что уже я сам попадал в неудобную позицию и опять вынужден был что-то придумывать, чтобы его нейтрализовать. В противоборстве с ним я впервые в карьере ощутил недостаток футбольного интеллекта. Ни раньше, ни позже такого за собой не замечал. Потрясающий футболист!

- На этот раз второго дыхания дождались?

- Ожидаемый Лобановским всплеск энергии произошел у нас в матче с Камеруном (4:0), и, не сыграй Аргентина с Румынией вничью, мы вышли бы в следующий круг, и расчет тренера вновь оправдал бы себя. Мы буквально летали по полю. Киевляне, составлявшие костяк сборной, вернувшись домой, в чемпионате СССР готовность демонстрировали потрясающую.

ЗА ОКЕАНОМ - ЛЬВЫ, В СБОРНОЙ - ФИГУРИСТЫ

- Спустя четыре года в сборной России перед отъездом на чемпионат мира разгорелся скандал, вызванный в основном материальными требованиями игроков. Правда ли, что первые его искры вспыхнули еще тогда, в Италии?

- Могу сказать лишь, что при расчете по окончании первенства мира мы получили просто оскорбительные суммы. Например, молодому еще тогда Игорю Шалимову выдали 100 долларов за весь чемпионат. Я, естественно, возмутился, говорю: "Отдайте ребятам хотя бы спонсорские деньги, которые нам причитаются за рекламу компьютерной фирмы". Меня поддержали тогда не только игроки, но и Валерий Лобановский. И мы получили то, что причиталось за рекламу, причем все - от главного тренера до сапожника.

- Так это вы вдохновили своих потомков на грядущие "подвиги"?

- Вот уж нет. Когда игроки сборной поднимали бучу в 1994 году, я сказал Шалимову: "На первом месте должен быть футбол. Вы сначала достойно отыграйте, а потом поднимайте свои проблемы. Первостепенной должна быть игра, а потом уже все остальное".

- Но, может быть, вы так рассуждаете потому, что ваши проблемы всплыли не раньше, не во время, а по окончании ЧМ-90?

- Были и "во время", просто мы не считали нужным их поднимать, чтобы не возникало никаких раздоров. Почему например, большинство сборных жило в комфортабельных отелях, а мы - отшельниками в горах, на базе в Чокко? На матч основной состав добирался сначала 20 минут вертолетом до ближайшего аэропорта, а оттуда в Бари или Неаполь самолетом. Хотя в том же Бари шикарная гостиница рядом со стадионом. Прятались мы, что ли, от кого-то? Когда я смотрел телетрансляции с последующих мировых первенств, был потрясен аурой, ажиотажем, царившим вокруг. Мы же в своем Чокко ничего этого не ощущали. В отличие от Евро-88 мы не жили событиями мирового первенства, его атмосферой. Это тоже сказалось на результате.

- Ваша версия высокогорной дислокации сборной СССР?

- Выскажу ее, хотя это не более чем допущение. Сборную СССР, второго призера чемпионата Европы, было престижно заполучить на жительство в рекламных целях любому отелю, любой спортивной базе. Возможно, кто-то из нашего руководства использовал этот момент в личных интересах. Но мы не "возникали".

- Все ли факторы неудачи сборной СССР на ЧМ-90 вы охватили?

- Упомянул бы еще один. Голландцы, немцы ставили и ставят перед собой на крупнейших турнирах высшие цели. А мы? Выйти из группы? А если сказать ребятам: вы должны стать чемпионами, вы это можете, мы верим в вас, сопроводить громкие призывы всесторонней поддержкой? Чтобы быть первыми, надо жить этим, посвящать футболу всего себя, отдавать на поле запас сил до изнеможения, постоянно твердить себе: мы это можем.

- А сегодня мы это можем?

- Нет! В рейтинге ФИФА сборную России не найти - ниже белорусов опустилась. Опыт чемпионата мира-90 и нынешняя действительность наталкивают меня на вывод: цвета сборной России должны защищать представители национальных клубов. Только от них в нынешних условиях можно ожидать настоящей сплоченности и патриотизма. Да, за легионерами и опыт, и класс, но приезжают они в сборную, и куда все это девается? Самый яркий пример - хоккейная сборная России. За океаном - львы, а в сборной - фигуристы...

Павел АЛЕШИН. «Спорт-Экспресс», 12.05.2006

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru